Семинар «Конфликты. Пути их разрешения»
классный час

Пирогова Елена Вячеславовна

 

1. ЗНАКОМСТВО, ПРИВЕТСТВИЕ

Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее ведущий предлагает поприветствовать друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка – плечами, на три – спинами и т. д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

«Конфликты. Пути их разрешения»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи: дать теоретические знания; обучить способам конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Продолжительность: 45–50 мин.

Количество человек в группе: 10–20. 

Необходимые материалы и оборудование: бейджи с именами участников, листы бумаги, ручки, оборудование для проведения мультимедийной презентации, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: музыка для восточного танца.


Ход семинара

1. ЗНАКОМСТВО, ПРИВЕТСТВИЕ

Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее ведущий предлагает поприветствовать друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка – плечами, на три – спинами и т. д.

2. РАЗМИНКА «ВСТРЕЧА НА МОСТУ»

Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу. Расстояние между ними около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Тот, кто поставит ногу за ее пределами, упадет в воду. Постарайтесь разойтись по мостику так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства испытывали при выполнении упражнения?

Что помогало, а что мешало при выполнении?

В контексте данного семинара упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему ведущий возвращает участников при обсуждении способов протекания конфликта.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

3. Мини-лекция «Что такое конфликт?» (тезисы)

Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Лекция может сопровождаться мультимедийной презентацией.

Педагог-психолог: Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Типы конфликтов: а) по числу участников (внутриличностные, межличностные, социальные); б) по причинам (экономические, политические, этнические, культурные и религиозные, профессиональные).

На данном этапе участникам можно задать следующие вопросы для размышления и обсуждения: а) можем ли мы обойтись без конфликтов? почему? б) конфликт – это хорошо или плохо?

Конфликты – это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.

Задание: участникам предлагается разделиться на две группы. Одна группа пишет положительные стороны конфликта, другая – отрицательные. На обсуждение дается 5–7 минут. По окончании представитель от каждой группы озвучивает результаты работы. Желательно начинать с негативных последствий, а заканчивать положительными сторонами конфликта.

             Варианты ответов могут быть следующими (таблица). 

Последствия конфликта

негативные

позитивные

Обостряются конкурентные отношения между людьми

Проблема решена так, что это устраивает все стороны

Отсутствует стремление к добрым отношениям

Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь

Формируется представление о противоположной стороне как о враге

Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем

Формируется убеждение, что победа в конфликте важнее, чем решение проблемы

Отношения между людьми улучшаются

Формируется чувство обиды, плохое настроение

Разногласия не рассматриваются как зло, приводящее только к плохим последствиям

Способы протекания конфликта:

  • избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее;
  • приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов;
  • компромисс – решение конфликта через взаимные уступки;
  • соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера;
  • сотрудничество – предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.

Несмотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Пути выхода из конфликта:

  • компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  • переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  • посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  • арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  • применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

4. ТЕСТ «КОНФЛИКТНАЯ ЛИ ВЫ ЛИЧНОСТЬ?»

Участникам предлагается определить уровень своей конфликтности, выбрав один ответ на каждый вопрос.

Вопросы теста

1) В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) Не принимаю участия.

Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.

В) Активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2) Выступаете ли вы на собраниях с критикой лидеров?

А) Нет.

Б) Только если имею для этого веские основания.

В) Критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.

3) Часто ли спорите с друзьями?

А) Только если люди необидчивые.

Б) Лишь по принципиальным вопросам.

В) Споры – моя стихия.

4) Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?

А) Возмущаюсь в душе, но молчу – себе дороже.

Б) Делаю замечание.

В) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5) В столовой на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А) Не буду поднимать бучу из-за пустяков.

Б) Молча возьму солонку.

В) Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6) Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

А) С возмущением посмотрю на обидчика.

Б) Сухо сделаю замечание.

В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7) Если кто-то из близких купил в дом вещь, которая вам не понравилась…

А) Промолчу.

Б) Ограничусь коротким тактичным комментарием.

​ В) Устрою скандал.

8) Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

А) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.

Б) Не скрою досады, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

​ В) Проигрыш надолго испортит отношение.

Обработка результатов: за каждый ответ «А» – 4 балла, «Б» – 2, «В» – 0. В зависимости от количества баллов результаты интерпретируются следующим образом:

  • 22–32 балла – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
  • 11–21 балл – вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
  • До 10 баллов – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Надо постараться перебороть данные черты характера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5. Упражнение «Гвалт»

Цель: развитие умения выделять необходимую информацию.

Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга, после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача – на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Во время обсуждения упражнения можно попросить участников привести примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.

Упражнение демонстрирует эффект избирательности восприятия в процессе общения, что всегда имеет место и в конфликтных ситуациях. Ведь конфликты (особенно в работе педагога) зачастую происходят в присутствии других людей (и зачастую в присутствии детей). Отвлекаясь на посторонний шум, человек не всегда четко улавливает то, что ему хотели сказать.

6. Упражнение «Трудный разговор»

Цели: приобретение навыков ведения трудных переговоров, формирование умения правильно выражать негативные чувства.

Педагогам предлагается разыграть несколько ситуаций, для чего выбираются два участника – «мама» и «учитель». На каждую ситуацию – новая пара. Если у зрителей иное видение развития событий, отличное от предложенного, они могут разыграть свой вариант.

Анализ ситуаций проводится с учетом нескольких моментов: а) каким образом участники выражали свои чувства; б) как они использовали выразительные движения для подкрепления своих чувств.

Ситуация 1. На продленке ребенок упал и сильно ударился головой. Это произошло вечером, за ребенком вот-вот должна прийти мама. Так получилось, что номера телефона мамы не оказалось под рукой. Скорую помощь решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая после тяжелого трудового дня. Задача – донести до мамы негативную информацию.

Ситуация 2. Ребенок дома рассказал маме о том, что учитель его все время ругает, во время перемены заставляет его стоять смирно, обзывает. Мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с учителем.

Ситуация 3. Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей: толкается, обзывается, может ударить. Дети постоянно жалуются своим родителям на этого ребенка. Родители обиженных детей попросили учителя поговорить с родителями агрессивного ребенка.

7. Упражнение «Абсурдная просьба»

Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.

Участники делятся на 4–5 команд. Каждая из них от лица родителей пишет абсурдную (или трудновыполнимую) просьбу учителю, например: «Анна Владимировна, моя дочка очень любит этот бант, но он часто развязывается, а коса расплетается. Поэтому прошу Вас заплетать моей дочери косу и завязывать бант, чтобы она выглядела аккуратно». Затем команды обмениваются письмами. Задача на этом этапе – дать ответ на просьбу от лица учителя. По окончании все просьбы и ответы на них зачитываются вслух. Просители отмечают, удовлетворены ли они ответом. Если нет, тогда уже все участники независимо от принадлежности к команде предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации.

Упражнение наглядно показывает, какой путь выхода из конфликта выберет каждая команда. Возможно, участники семинара захотят таким образом рассказать о произошедшей с ними ситуации, тем самым проверив, насколько оптимальным было решение, выбранное ими.

8. Релаксация «Восточный танец»

Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения, поднятие настроения.

Как правило, после проведения упражнения «Абсурдная просьба» участники довольно длительное время находятся в возбужденном состоянии, не могут переключиться с озвученных проблем, возникавших в их практической деятельности. Релаксация позволит закончить семинар на мажорной ноте, оттеснив негатив на второй план.

Участникам предлагается исполнить восточный танец. Ведущий может показать, какие именно движения следует производить.

9. Обсуждение, обратная связь

Вопросы для обратной связи:

Узнали ли вы в ходе семинара новую информацию?

На ваш взгляд, пригодятся ли полученные знания?

Что вы чувствовали, выполняя упражнения?

Ваши пожелания на следующую встречу?



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Познай себя»

Цель: побудить педагогов к самопознанию.

Задачи:

  • активизировать знания о методах и способах самопознания;
  • мотивировать на самоанализ;
  • провести диагностику личностных особенностей;
  • определить возможные направления работы над собой.

Материалы: презентация; методика «Психогеометрический тест», тесты «Понимают ли Вас люди?», «Способны ли Вы противостоять стрессу?»; анкеты обратной связи; раздаточный материал; листы формата А4; доска.

Количество участников: от 15 до 30 человек.

Время работы: 1,5–2,5 часа.


Ход семинара

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Объявите тему семинара, цели и задачи, предполагаемые результаты. Предложите участникам обсудить и принять правила работы группы, например:

  • воспринимаем собеседника, как равного, с правом на собственное мнение и решение;
  • не даем оценок личности собеседника;
  • доверяем намерениям собеседника.

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Цель: мотивировать педагогов на работу.

Вопросы для беседы:

  • Что такое самопознание?
  • Всегда ли человек находится в процессе самопознания или приходит к нему в связи с определенными событиями в жизни?

Вывод: Чаще всего люди задумываются о познании себя, обретении внутреннего спокойствия и гармонии, когда их что-то не устраивает в собственной жизни, преследует череда негативных событий и проблем, стрессы и депрессии.

  • Что самопознание дает человеку?

Вывод: Как только вы наладите контакт с собой, перед вами откроются многие жизненные истины, ведь познание жизни и внешнего мира идет через познание себя самого как личности.

  • С помощью каких способов и средств мы можем познать себя?

Вывод: Через самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование; с помощью самоотчета, ведения дневника, просмотра кинофильмов, спектаклей, чтения художественной и специальной литературы, например, по психологии, а также с помощью гороскопов, тестов и проч.

3. ИГРА «АСТРОЛОГИ И ФИЗИОГНОМИКИ»

Цели: активизировать опыт педагогов, подвести их к разговору о самих себе.

Игра помогает выяснить, насколько эффективны такие методы познания, как гороскопы и физиогномика. Игра должна проходить очень активно, в формате «мозгового штурма».

Разделите педагогов на группы по 5–7 человек. Дайте установку: «В течение двух-трех минут вы работаете астрологами. Ваша задача – составить гороскоп на день для одного из знаков зодиака». Когда группы завершат работу, попросите представителей озвучить, что получилось. Остальные участники отгадывают, гороскоп какого знака был представлен. Обсудите результаты игры.

Вывод. Гороскоп «подходит» к любому знаку зодиака. Тогда в чем же заключается его «сила»? На чем основывается эффективность такой помощи? Как говорил Тевай: «Малая помощь в нужное время лучше, чем большая помощь в ненужное время». Самовнушение – великая сила.

На следующем этапе предложите участникам поговорить о том, какую информацию можно получить по внешности человека, насколько можно доверять такой науке, как физиогномика.

Физиогномика – умение по внешности, и особенно по лицу, судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере. (Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 год.)

Раздайте группам по две фотографии. На одной может быть изображен писатель, на другой – преступник. Для чистоты эксперимента не говорите кто есть кто. Задача участников – выделить максимальное количество информации о людях на фото. Время – 3–5 минут. По истечении времени представители от каждой группы зачитывают описания. После того как все выступят, сообщите, кто изображен на фотографиях. По итогам работы вместе с педагогами сделайте выводы. Например: по лицу «прочитать» человека можно, но это непросто.

4. ДИАГНОСТИКА

Цель: выявить качества, которые составляют психологические портреты участников.

Для начала попросите участников ответить на вопрос «Что можно сделать, чтобы познать собственный внутренний мир?» При необходимости подведите их к ответу: «Проанализировать собственные плюсы и минусы с помощью различных диагностических методик и принять решение о дальнейших действиях».

Предложите участникам пройти диагностическое исследование с помощью:

  • психогеометрического теста;
  • теста «Понимают ли Вас люди?»;
  • теста «Способны ли Вы противостоять стрессу?».

Психогеометрический тест

Это проективная методика исследования личности, представленная в 1978 году Сьюзан Деллингер. Она позволяет дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, составить сценарий поведения каждой формы личности в типичных ситуациях.

Педагог-психолог: Посмотрите на пять фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это Я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы затрудняетесь с выбором, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас… Запишите ее название под номером один… Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Интерпретация результатов. Фигура, помещенная на первое место, – это основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить основные, доминирующие черты характера и особенности поведения испытуемого. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать «ведущую мелодию» поведения человека.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит; тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Психологическая характеристика основных геометрических выборов:

1) Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое до конца, упорство позволяют квадрату добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают его высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. У него все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Мыслительный анализ – его сильная сторона. Квадрат любит порядок, ему не по душе изменения привычного хода событий, он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя. Слабые стороны – не оперативен в принятии решений (затягивание), ему сложно быстро устанавливать контакты с разными людьми. Сильные стороны – квадрат может стать отличным организатором, исполнителем, решение принимает после тщательного изучения обстоятельств дела.

2) Прямоугольник – это человек, не удовлетворенный тем образом жизни, который ведет сейчас, поэтому он занят поисками лучшего положения. Эта форма для человека, как правило, переходная, временная. Характерные черты прямоугольника – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Он может сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. У него, как правило, низкая самооценка, стремится стать лучше в чем-то, ищет новые методы работы, стили жизни. Люди сторонятся человека «без стержня», а прямоугольнику в переходный период общение с другими людьми просто необходимо. Слабые стороны: чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность, поэтому прямоугольниками легко манипулировать. Сильные стороны: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольник пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, которые раньше у него не хватало духу задать; он легко усваивает новое.

3) Треугольник – символизирует лидерство. Характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Треугольник – неудержимая, энергичная, сильная личность, которая ставит ясные цели и, как правило, достигает их. Способен глубоко и быстро анализировать ситуацию, ориентирован на суть проблемы. Треугольник – очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем, т. е. является личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Он часто рискует, бывает нетерпеливым – особенно к тем, кто колеблется в принятии решений. С большим трудом осознает свои ошибки. Он не любит менять свои решения, часто бывает категоричным, не признает возражений и в большинстве случаев поступает по-своему, эгоцентричен. Сильные стороны: хорошо учится, впитывает, как губка, новую информацию, стремится сделать карьеру.

4) Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм, лучший слушатель. Чаще всего служит «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Умеет сопереживать, сочувствовать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны вычислить обманщика. Слабые стороны: стараются угодить каждому. Очень тяжело вступают в конфликт – уступают первыми, часто не могут подать себя и свою команду должным образом, поэтому нередко попадают под влияние более сильной формы (треугольника, например). Сильные стороны: проявляют твердость в вопросах морали или нарушения справедливости. Стиль мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

5) Зигзаг – символизирует креативность, творчество. Человеку-зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция – это не его стиль. Мысль зигзага делает отчаянные прыжки: от, А к Я. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующий стиль мышления – чаще всего синтетический. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится зигзагу. Он добивается синтеза путем заострения конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение. Зигзаг склонен видеть мир постоянно меняющимся, поэтому просто не может эффективно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Хочет быть независимым от других в своей работе, устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью. Слабые стороны: не сдержан, очень экспрессивен («режет правду в глаза»), что мешает ему приводить свои идеи в жизнь, не силен в проработке конкретных деталей, не слишком настойчив в доведении дела до конца. Сильные стороны: генератор идей, способен мотивировать всех вокруг себя.

Примечание. Чтобы педагоги сразу получили результат по психогеометрическому тесту, психологические характеристики фигур оформите в виде таблицы и раздайте каждому участнику поле ранжирования.

Тест «Понимают ли Вас люди?»

Педагог-психолог: Американский комик Пэт Пилсон однажды блестяще проиллюстрировал то огромное влияние, которое имеет язык тела. Он высмеял программы известных политиков, удалив из голоса все эмоциональные оттенки и зачитав тексты с использованием неадекватных жестов. В таком виде выступление произвело парадоксальный, комический эффект. К сожалению, подобного эффекта порой добиваемся мы сами, посылая собеседнику бессловесные сигналы, которые не соответствуют нашим словам и намерениям. Узнать, насколько вам свойственны такие ошибки, поможет тест греческого психолога Микиса Урбаниса.

Сейчас на презентации последовательно появятся пять вопросов, варианты ответов к ним, интерпретация и количество баллов за ответ. К первым четырем вопросам вы выбираете один вариант ответа. В пятом вопросе варианты ответов вы должны оценить по 5-балльной шкале.

Примечание. Чтобы педагогам было удобнее работать, подготовьте распечатки теста с вопросами и вариантами ответов.

Порядок слайдов в презентации:

1) вопрос;

2) варианты ответа;

3) интерпретация ответов – появляется на слайде после того, как педагоги выберут свой вариант (может занимать два и более слайда – в зависимости от шрифта);

4) количество баллов.

Интерпретация результатов:

5 баллов – вы даете понять, что хотите, и люди вас понимают;

4 балла – люди почти всегда понимают, что вы хотите внушить;

3 балла – иногда вас понимают неправильно, и это создает проблемы;

2 балла – люди часто понимают вас неправильно, и вам приходится объясняться;

1 балл – вам постоянно приходится объяснять, что вы имеете в виду.

Вывод. Вы удивлены результатом? Согласны с тем, что из него следует? Если согласны, то из этого теста вы узнали, что без слов выражают ваши позы и жесты. Если не согласны, этот тест вам не подходит. Может, у вас собственный стиль рукопожатия или совершенно оригинальная манера сидеть и стоять. Но независимо от вашего согласия или несогласия ваши позы и жесты все равно имеют определенное значение. Подумайте – какое. Особенно в том случае, если ваши жесты говорят об одном, а слова – о другом.

Примечание. В конце семинара раздайте каждому участнику табличку-подсказку на основе пройденного теста. Она может выглядеть так:


3. Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу?»

Обработка результатов: За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный – 5 баллов.

Интерпретация результатов:

  • менее 30 баллов – вы вообще не поддаетесь стрессу;
  • 30–49 баллов – вы легко относитесь к стрессовым ситуациям;
  • 50–74 балла – вы с трудом справляетесь со стрессом;
  • 75 и более баллов – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей, психолога, психотерапевта.

5. УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМУЛИРУЕМ РЕКОМЕНДАЦИИ»

На этом этапе педагоги самостоятельно вырабатывают рекомендации исходя из итогов работы и результатов тестов.

Педагог-психолог: Вот мы и начали изучать себя, свой внутренний мир. И что же теперь нам делать с этой информацией?.. Мы можем оставить все как есть и забыть о том, что сегодня узнали. Можем сказать: «Я такая. Такой себе нравлюсь». А можем попытаться что-то изменить в себе. Как вы думаете, какой путь эффективнее?.. У вас будет время решить, как распоряжаться полученной информацией. В любом случае предлагаю определиться в возможных вариантах работы над собой.

Предложите педагогам разделиться на группы Время на работу – 3–5 минут. По истечении времени представители озвучивают результаты. Запишите все варианты на доске. Например:

1) Провести дополнительную диагностику личности, так как по итогам работы на семинаре получили недостаточное количество информации.

2) Заняться спортом: фитнес, плавание.

3) Снимать напряжение различными способами.

4) Надо сменить имидж…

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце семинара вы вместе с педагогами планируете дальнейшую работу. Например, по пункту 1 рекомендаций (см. выше) можно договориться о времени проведения дополнительной диагностики. По пункту 3 – запланировать тренинг на снятие нервного напряжения. После того как по каждому пункту вы определите план работы, предложите педагогам заполнить анкету обратной связи.

Педагог-психолог: Иногда нам кажется, что проблема неразрешима. Но нет ничего невозможного. И даже если у нас сразу не получится, мы помним о том, что «истина не рождается из истины – истина рождается из ошибок». Если верить – все получится, желания сбудутся. А если что-то делать, то получится и сбудется намного быстрее! Давайте не будем ждать долго, чтобы раскрыться и взмыть вверх! Спасибо за работу, коллеги!



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Стресс – это естественная и нормальная часть жизни детей, являющаяся неизменным спутником взросления. Дети начинают испытывать стрессы уже в очень раннем возрасте, причем они более уязвимы в случае психологического давления, нежели взрослые, потому что еще не владеют эффективными способами борьбы со стрессами. Поэтому родителям необходимо способствовать тому, чтобы дети приобрели соответствующие навыки, чрезвычайно важные не только в детском, но и во взрослом возрасте.

В чем должна заключаться помощь родителей?

1. Принимайте во внимание защитные факторы

Почему одни дети более стрессоустойчивы, чем другие? Исследования показывают, что существует множество различий между теми детьми, которые способны успешно бороться со стрессами, и теми, кто не способен к такой борьбе. Дети, которые хорошо управляют собой в стрессовых ситуациях, как правило, имеют высокую самооценку, хорошее чувство юмора, ощущение контроля над своей жизнью, сплоченную семью и ее четкую организацию (правила/ограничения), открытое общение и теплые, доверительные взаимоотношения с родителями, определенную степень религиозности, хорошие отношения с друзьями и учителями, а также одобрение и признание за свои достижения.

2. Помогайте детям учиться распознавать признаки наступления стрессового состояния

У детей бывают разные симптомы стресса, все они зависят от возраста ребенка, его личностных особенностей и уровня развития. Тем не менее существует много подсказок, которые дают детские организмы, свидетельствующих о том, что дети находятся в состоянии стресса. Такие подсказки могут включать в себя першение в горле, влажные ладони, головную боль, усталость, тошноту, диарею, внутреннее напряжение, расстройство желудка, ухудшение настроения, беспокойство, фрустрацию и нарушение сна. Бывают и другие симптомы, например, отрешенность, раздражительность, агрессивность, чрезмерная мечтательность, чрезмерная чувствительность, изменения в предпочтениях в еде и общие изменения в поведении. Умение распознавать эти признаки – первый шаг в борьбе со стрессом.

3. Готовьте детей к потенциально стрессовым ситуациям

Родители должны готовить своих детей к встрече с потенциально стрессовыми ситуациями, например, репетируя с детьми употребление способов поведения в таких ситуациях. Например, если ребенок чувствует напряжение из-за конфликта с другом в школе, родители должны научить его тому, как поговорить с другом, чтобы разрешить конфликт.

4. Избегайте чрезмерно опекать детей

Иногда родителям бывает трудно наблюдать, как их дети пытаются справиться со стрессовыми ситуациями, так как первый инстинкт велит им защищать своих детей от всевозможных опасностей. Однако стрессы неизбежны в жизни ребенка. Родители оказывают медвежью услугу, неизменно защищая его от стресса. Дети учатся справляться с подобными явлениями только тогда, когда испытывают их на своем опыте.

5. Старайтесь развивать самооценку ребенка

Родители должны помогать детям обрести уверенность в решении проблем, возлагая на них обязанности и позволяя им принимать собственные решения с самого раннего возраста. Необходимо также способствовать развитию интересов и талантов детей, в которых они способны преуспеть. Родители должны постоянно вдохновлять, поддерживать и грамотно хвалить своих детей.

6. Предоставляйте детям поддержку и одобрение

Родители должны быть рядом со своими детьми, когда те испытывают стресс, часто обнимать их, одобрительно похлопывать по спине, целовать и т. д., чтобы дети знали, что родители всегда готовы прийти им на помощь и поддержать. Когда дети испытывают стресс, родителям необходимо уверить их в том, что они понимают, через какие трудности проходят их чада. Теплые и доверительные отношения с родителями помогают детям лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

7. Обеспечивайте атмосферу открытого общения

Родители должны быть готовы внимательно слушать, когда детям необходимо высказаться. Если дети нуждаются в помощи при обсуждении причины их волнения, им важно задавать открытые вопросы (то есть вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» и которые предполагают развернутые ответы). Вот примеры некоторых открытых вопросов: «Что ты думаешь о...?» или «Что ты чувствуешь по поводу…?». Одно из преимуществ обсуждения стрессовых факторов заключается в том, что оно повышает осведомленность ребенка. Кроме того, родители должны быть готовы делиться некоторыми примерами своих стрессовых ситуаций и соответствующих переживаний, чтобы дети знали, что их чувства нормальны и естественны.

8. Предоставляйте детям достаточное время на сон и/или отдых

Дети, которые не высыпаются, не обладают достаточным количеством энергии, необходимой для борьбы со стрессами. Родители должны приложить все усилия, чтобы дети получали достаточное время для сна каждую ночь. Отход ребенка ко сну должен происходить в одинаковое время. Достаточный отдых имеет решающее значение для психического и физического здоровья детей.

9. Демонстрируйте навыки борьбы со стрессами

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Если дети видят, что родители, находясь в состоянии стресса, используют определенные навыки, они, скорее всего, тоже будут использовать те же грамотные навыки борьбы со стрессами. Родители должны демонстрировать, что стресс – это нормально, им можно управлять спокойно и эффективно. Нужно стараться быть оптимистами, которые рассматривают стрессовые факторы как вызов, а не катастрофу.

10. Помогайте детям овладевать навыками релаксации

Навыки расслабления могут помочь детям снять напряжение, вызванное стрессом. Существуют различные специфические методы релаксации, которым можно обучить детей. Некоторые из них заставляют детей включать свое воображение, чтобы вспоминать или придумывать позитивные и расслабляющие образы (например, игру на площадке, пляж). Другие методы релаксации учат детей последовательно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Для достижения максимального эффекта практиковать их нужно ежедневно. На самом деле не так важно, какую технику релаксации вы выбираете. Важно, чтобы она нравилась детям, помогала, и чтобы дети практиковали ее постоянно. Конечно, предварительно родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и найти квалифицированного тренера.

11. Учите детей правильно воспринимать критику

Каждый человек в тот или иной момент подвергается критике. Если ее трудно принять, это может привести к усилению состояния стресса. Дети часто подвергаются критике в раннем возрасте. Она может принимать форму насмешек сверстников или конструктивной ответной реакции учителей и родителей. Родители, в свою очередь, должны учить детей правильно реагировать на подобную критику. Детям нужно рассказывать, что никто не совершенен, и все мы совершаем ошибки, из которых извлекаем важные для себя уроки. Чтобы научить детей справляться с насмешками и несправедливой критикой, можно также использовать различные ролевые игры.

12. Обеспечьте детям правильное питание

Правильное питание – очень важный элемент борьбы со стрессом, особенно у детей. Лучший рацион при этом должен содержать некоторые добавки, правильное количество калорий для поддержания нормального развития и быть сбалансированным. Дети, у которых неправильный рацион питания (разбалансированный, с большим количеством нездоровой пищи), должны снижать потребление продуктов с высоким содержанием жиров, холестерина, соли и рафинированным или обработанным сахаром. Потребление нездоровой пищи и кофеина должно быть ограничено. Детей следует поощрять увеличивать потребление фруктов, овощей и злаков. Также важно поддерживать здоровый вес тела. Если дети имеют избыточный вес, необходимо проконсультироваться с детским врачом и получить соответствующие рекомендации о том, как снизить вес.

13. Обеспечьте постоянный режим или расписание

Детям нужна предсказуемость. Им легче разобраться, чего следует ожидать от жизни, если у них есть расписание с прописанным временем на прием пищи, выполнение домашней работы, сон и т. д. Это, в свою очередь, помогает им чувствовать себя в безопасности и снижает уровень стресса.

14. Помогайте детям переосмысливать стрессовые ситуации

Детское восприятие стрессовой ситуации помогает определить, насколько высок уровень стресса. Родители должны принимать меры, чтобы помогать своим детям учиться альтернативно толковать факторы напряжения. Например, если ребенок испытывает стресс, потому что думает, что не нравится учителю, потому что тот не поздоровался с ним перед уроком, родители могут попросить ребенка попытаться придумать другие объяснения такого поведение педагога. Почему бы не предположить, что учитель просто задумался и забыл поздороваться. Это пример переосмысления стрессовой ситуации. Родители должны помогать своим детям придумывать альтернативные и более позитивные толкования стрессовых ситуаций. Конечно, невозможно переосмыслить их все. Иногда бывают ситуации, которые объективно приводят к детскому стрессу. В этих случаях родителям необходимо помогать своим детям справляться с подобными ситуациями другими способами.

15. Помогайте детям изменять их представления о стрессовых ситуациях

Убеждения детей оказывают существенное влияние на них самих: на то, как они себя ведут, кого они выбирают в друзья, чем увлекаются вне школы и т. д. Детские убеждения в определенной степени также определяют, что может стать причиной стресса для них, а что нет. Иногда некоторые детские представления приводят к усилению состояния стресса. В таких случаях родителям необходимо попытаться изменить их. Например, дети, которые считают, что должны получать оценку «12» за каждое домашнее задание, а любая другая оценка расценивается ими, как провал, испытывают стресс, когда не получают наивысший балл. В таком случае, чтобы значительно снизить уровень детского стресса, родители должны помочь им изменить свои убеждения и поверить в то, что неидеальные оценки – это тоже нормально.

16. Пусть дети делают то, что доставляет им удовольствие

Когда дети испытывают чрезмерное напряжение, родители должны побуждать их делать то, что им нравится (например, заниматься спортом, слушать музыку, играть в игры, рисовать, читать). Для того чтобы снизить уровень стресса, занятия должны быть приятными и отвлекать детей от проблем.

17. Заставляйте детей регулярно делать физические упражнения

Регулярные физические упражнения – отличный способ борьбы со стрессом. Прежде всего они помогают снять напряжение, которое накапливается в детском организме. Во-вторых, упражнения предусматривают физические нагрузки, которые позволяют организму становиться более эффективным в борьбе со стрессами. Наконец, физические упражнения помогают отвлечься и расслабить мозг. Однако физические упражнения теряют свою эффективность в борьбе со стрессом, если их не выполнять регулярно. Не столь важно, какие виды упражнений вы выбираете для ребенка. Важно, чтобы детям они нравились. Кроме того, дети будут охотнее выполнять физические упражнения, если их родители тоже регулярно будут заниматься спортом и физически развиваться.

18. Помогайте детям овладевать навыками решения проблем

Когда дети сталкиваются с серьезными проблемами, родители должны использовать такие возможности, чтобы обучать их эффективным стратегиям решения проблем. Для начала нужно помочь ребенку четко определить суть проблемы. Затем необходимо предложить ему составить список возможных решений (не оценивая их на данном этапе). После того как список будет готов, нужно предложить ребенку рассмотреть каждое возможное решение отдельно и оценить его шансы на успех. Как только все решения будут рассмотрены и оценены, пусть он выберет лучшее, по его мнению, решение. Родители должны поощрять и хвалить детей за использование эффективных стратегий решения проблем.

19. Учите детей мудро распоряжаться временем

Родителям важно учить детей расставлять свои занятия по приоритетам. Если дети пытаются взвалить на себя слишком большую ответственность, родители должны помочь им научиться ограничивать свои обязательства. Необходимо учить детей для достижения своих целей планировать собственное время (например, отводить определенные часы на выполнение домашнего задания).

20. Учите детей быть ассертивными*

Дети, которые боятся защищать собственные интересы, как правило, испытывают трудности при управлении стрессовыми ситуациями. Родители должны учить своих детей отстаивать собственные интересы и делать это вежливо, с уважением к окружающим. Можно вместе с детьми разыгрывать проблемные ситуации и учить их стоять за себя подходящим, неагрессивным способом.

21. Развивайте у детей чувство юмора

Дети, которые способны видеть смешное во всем и могут посмеяться над самими собой, как правило, более эффективно справляются со стрессами. Родители должны учить своих детей не принимать вещи слишком серьезно. Смех – это отличное лекарство!

22. Обратитесь за профессиональной помощью, если дети продолжают испытывать трудности в борьбе со стрессами

Существуют ситуации, когда необходима профессиональная помощь, чтобы помочь детям справиться с чрезмерным стрессом. Если это необходимо, не пренебрегайте консультацией вашего участкового педиатра.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический конфликт. Пути его разрешения

Презентация семинара для педагогов...

"Конфликты - пути их разрешения!

Статья будет интересна классным руководителям , школьным психологам , социальным педагогам . Она призвана формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного  поведения, а ...

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

Психологический семинар "Конфликты и способы их разрешения"

Психологический семинар для педагогов. Рассматриваются конфликтные ситуации, способы их устранения, проводится анкетирование, все происходит в игровой форме....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...