Использование стихов на уроках биологии
статья по биологии (6, 7 класс) на тему

Шилан Ольга Николаевна

Урок является основной формой организации учебного  воспитательного процесса; и в создании творческой атмосферы его, значение имеет эмоциональное восприятие учащимися учебного материала. На формирование интереса к предмету в первую очередь влияет учитель, умеющийприменять разнообразные средства и методы, создающие свою систему работы. Развитию познавательного интереса у учащихся способствует использование материалов периодической печати, поэтические и музыкальные произведения, все это развивает и формирует эстетические вкусы, желание постоянно учиться, пополнять копилку знаний. Применяя стихи на уроках биологии, подбираю такие формы работы, которые бы развивали интеллектуальное мышление учащихся, создавали эмоциональный настрой, активизировали их деятельность, побуждали интерес к изучаемому,  что способствовало бы лучшему усвоению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_stihov_na_urokah_biologii_3.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Использование стихов на уроках биологии

(из опыта работы)

Место стихов в учебном  процессе.

Урок является основной формой организации учебного  воспитательного процесса; и в создании творческой атмосферы его, значение имеет эмоциональное восприятие учащимися учебного материала. На формирование интереса к предмету в первую очередь влияет учитель, умеющийприменять разнообразные средства и методы, создающие свою систему работы.

Развитию познавательного интереса у учащихся способствует использование материалов периодической печати, поэтические и музыкальные произведения, все это развивает и формирует эстетические вкусы, желание постоянно учиться, пополнять копилку знаний. Применяя стихи на уроках биологии, подбираю такие формы работы, которые бы развивали интеллектуальное мышление учащихся, создавали эмоциональный настрой, активизировали их деятельность, побуждали интерес к изучаемому,  что способствовало бы лучшему усвоению учебного материала.

Задачи, которые я ставлю перед собой, связаны с умением научить ребят понимать природу, воспитывать потребность общения с ней. Верно,  сказано о роли природы, ее взаимосвязи с человеком, ее влиянии ученым педагогом В.А.Сухомлинским: «Природа – богатейший источник мысли, творческого пытливого разума. Без активных усилий, без труда нельзя раскрыть и познать ее тайн,… Чем больше дети трудятся, тем больше тайн природа раскрывает перед ее созданием и тем больше нового, непонятного видят они перед собой ». Для развития интереса, воздействующего на эмоциональную сферу ребенка, созданию особой атмосферы, развитию творческих способностей, является художественное слово. Гораздо ярче и лучше многие биологические явления описаны поэтами, нежели изложены учителем. И поэтому  стихи я использую и для эмоционального настроя, для последующей беседы, дискуссии, для постановки проблемы, создания проблемной ситуации, определения цели, объяснения нового материала.

Приведу примеры стихов, являющихся источником информации. Изучая тему «Земноводные» в 7 классе  использую  стихи, содержание которых дает представление о внешнем и внутреннем строении земноводного, его образе жизни, питании.

«Земноводные»

На внешний вид она смешна,

И вовсе даже не стройна,

И голова ее плоска,

И шея даже не видна.

Глаза – два выпученных шара.

Широким, липким языком,

Охотится на пауков, жуков и насекомых.

Лягушка – житель непростой,

Живет на суше, под водой,

И прыгать может и летать,

Класс земноводных составлять.

                                                                          Шилан О.Н.

Прослушав его, дети сразу называют животного,  о котором идет речь, и самостоятельно определяют цель урока, формулируют  задачи.

                          «О лягушке»

Две пары конечностей,

Задних, передних,

Суставы подвижны и пальцы длинны,

Плечо и предплечье, и кисть,  несомненно

Составят передний отдел,

А за ним – бедро есть и голень,

Ступня, все здесь верно,

Да это ведь задний отдел у нее.

В воде ты пловец, несомненно, отменный,

На суше прыжки  совершаешь в длину.

                                                                                         Шилан О.Н.

При изучении темы «Плоды и семена», знакомлю ребят со следующим стихотворением, которое активизирует их внимание на определение цели урока.

                                    «Плоды и семена»

О плодах и семенах

Речь пойдет сейчас у нас.

Мы сегодня с вами, все узнаем сами.

У черемухи, малины - сочные плоды,

А у сливы и у вишни - косточки внутри,

У смородины и клюквы

Под тончайшей кожурой

Сочной мякотью прикрылись семена - постой!

Посмотри,  какое чудо - глаз не отвести,

Под могучим, крепким дубом,

Треск и стук  слышны,

Это желудь созревает - плод сухой внутри,

Шелест листьев предвещает осени шаги.                

                                                                                         Шилан О.Н.

Стихи, способствующие созданию проблемной ситуации на уроке.

При изучении темы «Эволюционное учение»  в 9 классе, для активизации мыслительной деятельности учащихся, познавательного интереса  к теме, читаю стих, который направляет на  самостоятельное  определение  цели и задач  изучаемой темы,  с помощью этого стиха можно создать проблемную ситуацию, которая решается в ходе урока.

Он путешествовал на «Бигле»

К Галапагосским островам,

Свершил великое открытие,

Увидев сов и обезьян,

Вьюрков с разнообразьем клювов,

Тут Дарвин тайны все раскрыл,

Что все в природе переменно

И человек одновременно

Сорта, породы создает,

Преобразуясь непременно

Идет изменчивость, отбор,

Те, что слабее – вымирают,

а кто сильнее – выживают.

И правит всем закон природы,

Идет борьба, идет отбор,

И современный вид растет,

Полезный признак развивает,

Суровый климат не пугает,

Он развивается, живет,

И вид  подобный создает.        

                                                        Шилан О.Н.

Задание: 1. Объясните причины гибели одних видов и выживание других.

2.В чем заключается механизм, обеспечивающий высокую приспособляемость видов?

Вопросы, подобные этим, вызывают живой интерес, и, начавшаяся дискуссия, нередко продолжается на следующем уроке. Применяя стихи на уроках биологии, дети  учатся самостоятельно  и без наводящих вопросов, определять не только цель и задачи изучаемой темы, но и в ходе поисковой беседы активизируются, становятся первооткрывателями, с интересом решают проблемную  ситуацию, возникшую на определенном этапе урока. При изучении темы «Строение и функции сердца», после прослушивания отрывка из стихотворения «Сердце» литовского поэта Эдуарда Межелайтиса, дети пытаются разрешить проблему, найти верный, правильный ответ.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе – все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

                                                     Э. Межелайтис.

При изучении тем «Грибы», «Простейшие», «Пресмыкающиеся», я предлагаю прослушать небольшие стихотворения, которые несут информацию, требующую уточнения, дополнения.

«Подосиновик»

На крепкой ножке, прикрывшись шляпкой,

Грибницу, спрятав в сырой листве,

Обвив сетями осинки корень,

Собой довольный наш гриб стоит.

Ну а осинка листвой трепеща,

Спасибо грибу сказать спешит.

Жить в симбиозе довольно просто,

Одно другому не навредит.          

                                                        Шилан. О. Н.

                    «Прыткая ящерица»

Сей разговор у нас пойдет о пресмыкающихся,

О черепахах, крокодилах и ужах.

Мы познакомимся сегодня с прыткой ящерицей,

Живет она в сухих местах, в горах, в степях.

Она конечно тоже пресмыкающееся

Две пары ног имеется у ней,

И если что – то угрожает ящерице,

Всех удивит она подвижностью своей

И хвост отцепит  вовремя спасаясь,

От хищных птиц и ядовитых змей,

Недаром ее прыткой называют,

Всех удивит она подвижностью своей.

                                                                                Шилан. О. Н.

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.

Урок «Строение сердца»

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Авторские стихи на уроках биологии

Применение терминов в стихах на уроках биологии придает ему эмоциональную окрашенность, повышает интерес к изучению предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся....

Использование стихов на уроке географии

Как сделать урок интересным? С такого вопроса начинается подготовка урока. Интерес – это могучая сила. Обучающиеся усваивают лучше то, что им интересно и важно. Поэтому нужно по возможности использова...

Статья "Использование стихов на уроках английского языка"

В статье представлен опыт работы автора по заучиванию стихов на английском языке, технология заучивания и рекомендованы стихи английских поэтов разных времен...

Использование стихов на уроках географии.

Презентация «География в стихах» составлена при помощи стихов, в которых говорится о путешествии по странам Европы, в ней представлены образы европейских стран,  их достопримечательности и госуда...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...