Использование стихов на уроке географии
учебно-методическое пособие (география, 6 класс) по теме

Зорниченко Лилия Ивановна

Как сделать урок интересным? С такого вопроса начинается подготовка урока. Интерес – это могучая сила. Обучающиеся усваивают лучше то, что им интересно и важно. Поэтому нужно по возможности использовать на уроках стихи, что вносит разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, воспитывает любовь к поэзии. Стихи несут большую информацию об описываемом объекте. Они способны задавать ритм и тон выбранной теме. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в тоже время, помогают научить генерализации. Отбору самого важного, характерного, учат формулировать собственные мысли. Поэтому стих прочитывается, по нему ведется беседа, что способствует быстрому запоминанию и сохранению в памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Карта

По карте в путь отправиться
Затеяла сестра.
Мне тоже очень нравится
Сестрёнкина игра.

Синеют полушария,
Плывём по ним легко:
Америка, Австралия
Совсем недалеко!

Но где же наша улица,
Мой детский сад, наш дом?
Сестрёнка долго щурится:
– Смотри! – нашла с трудом. –
Наш город в этой точке!
А мы – в её кусочке!
(В. Азбукин.)

Что я видел

Я видел реки без воды.
А ты?
Я видел степи без травы.
А вы?
Я видел страны без людей,
Я видел горы без камней,
Деревья без ветвей
И джунгли без зверей.
Я видел город без домов,
Пустыни без песков…

Мне это всё,
Хоть я и мал,
На карте
Брат мой показал!
(М. Пляцковский)

Маленькое стихотворение
о маленькой точке

Достойна точка уваженья
В конце любого предложенья.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.


На карте точка – целый город.
(Неважно, стар он или молод.)
За точкой скрыты города:
Москва, Тамбов, Караганда…


Пусть точка меньше муравья,
Она – помощница твоя.
Дружок, я это знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка.
И если начал что-нибудь,
Поставить точку не забудь!
(М. Пляцковский)

Атлас

Карты Земли в эту книжку собрали,
Атласом книгу такую назвали.
Чтоб географию дети учили,
Мамы и папы им атлас купили.

(И. Агеева)

Вращайте глобус

Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.

(И. Агеева)

Глобус

Купили мне маленький глобус в подарок,
На ножке вращается пестренький шарик.
Моря, океаны на нём голубые,
А разные страны как пятна цветные:
Италия, Франция, Куба, Китай,
Какой-то (со смеху умрешь!) У-руг-вай…

Я долго названия стран изучал,
А вечером папе и маме сказал:
«Хочу поскорее объехать весь свет,
Купите на утренний поезд билет».

(Т. Гусарова)

Карта – глобуса сестрица

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Нет на глобусе деревни,
Абсолютно не видна,
А на карте, на подробной,
Посмотрите, вот она!
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели вы за парты,
Изучайте мира карты!
(И. Агеева)

Ты не бойся, бабушка!

Оказалось, бабушка, кружится Земля!
С нею люди кружатся, горы и поля!
Оказалось, кружатся солнышко с луной,
Все мои приятели кружатся со мной!

Ты ложишься, бабушка, вечером поспать,
А кровать-то кружится! Кружится кровать!
За стену ухватишься – выручай стена! –
А она-то вертится! Верится она!

А под нами, бабушка, есть другой народ –
Вверх ногами ходит он – и не упадёт.
Вот немного вырасту – полечу к нему.
Но не хмурься, бабушка, и тебя возьму!

Только знаешь, бабушка, ты уж не сердись,
Походить придётся нам головами вниз.
Постарайся, бабушка! Трудно?.. Ну и что ж!
За меня ухватишься – и не пропадёшь!
(С. Погореловский)

Полярный круг

Послушай, друг,
Бывает круг –
Кружок обычный просто,
А есть иной на карте круг,
Полярным он зовётся.

На Севере, на Севере,
За полярным кругом
Олени в тундре бегают
Вдогонку друг за другом.

Послушай, друг,
Бывает круг –
Спасательный к тому же.
Но знает лишь Полярный круг
О долгой зимней стуже.

На Севере, на Севере,
За Полярным кругом –
Раздолье нартам узеньким,
Раздолье снежным вьюгам.

Послушай, друг,
Бывает круг –
Ещё один, гончарный…
Но только ты попробуй, друг,
Шагни за круг Полярный!

На Севере, на Севере,
За Полярным кругом
Работа настоящая,
Морозы настоящие
И льдины настоящие –
Всегда к твоим услугам!
(М. Пляцковский)

Размышления у глобуса

Хоромы у меня невелики,
А шар земной вместили, как ни странно:
Здесь уместились все материки,
Четыре необъятных океана.

Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.

Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.

Мне шар напоминает силача,
Чья голова укрыта облаками.
Глянь – свесилась Америка с плеча,
Сжал Азию он крепкими руками.

Льды Арктики на спину взгромоздил,
Полярную на лоб надвинул шапку,
Стопы на Антарктиде укрепил
И всю Европу крепко взял в охапку.

Всю Африку – на правое бедро,
Австралию – на левое колено;
Всё зло земли и всё её добро
Вращает неустанно, неизменно.
(Д. Содномдорж)

На что похожа Земля?

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...

Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать географию,
Вам следует знать МОЮ ФОТОГРАФИЮ!
(А. Усачёв)

Север, запад, юг, восток

Север, запад, юг, восток...
Я запутался чуток.
Разобраться помогите,
Мне понятно объясните,
Где, какая сторона,
Чтоб запомнилась она.

Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,
По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на ВОСТОК.

Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся ЗАПАД.

Солнце жаркое в обед
С той сторонки шлёт привет.
И оно зимою даже
Из тепла узоры вяжет,
Летом вовсе, как утюг,
Сторона зовётся ЮГ.

В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый СЕВЕР.

(Людмила Шмидт)

Схема устройства Земли

Раз – кружочек,
Два – кружочек,
Три – кружочек,
Снова круг...
Сколько разных оболочек!
Не Земля, а просто лук!


Земля устроена хитро
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ЯДРО,
Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия,
Что носят короли!

Потом – ЛИТОСФЕРА
(Земная кора).
Выбрались мы на поверхность,
Ура!

А посреди этой ЛИТО -
ГИДРОСФЕРА разлита.
ГИДРО не ГИДРА.
Еще иногда
Люди ее называют –
ВОДА!

Ну, а за этою сферой
Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.
(Это и воздух, и облака...)
А что там за ней? – Неизвестно пока!
(А. Усачёв)



Предварительный просмотр:

7 класс

Климатические пояса

Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса...
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже – пояс ТРОПИЧЕСКИЙ.
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди, практически,
Не чаще, чем НЛО.

А в поясе ЭКВАТОРИАЛЬНОМ,
Самом жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
А дети и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован
И распоясован?
Зачем? –
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!

(А. Усачёв)

Океаны

На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
(А. Усачёв)

Ледовитый океан

Северный холодный океан,
Это – Ледовитый океан.
Скованный морозом великан –
Ледяное поле.
А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна –
Дом родной и воля.

Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!
(Р. Алдонина)

Материки

 

На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это — Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

(А. Усачёв)

Шесть материков

Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря…

Сколько островов –
Всех их не перечесть!
А материков –
Всего лишь только
шесть:

Евразия, Америка
(Северная, Южная),
Африка, Австралия,
Антарктида вьюжная.
(Л. Громова)

Евразия

Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!

Озеро Байкал –
Чистое, глубокое,
Горы Гималаи –
Самые высокие.

Чем южней, тем жарче,
Просто – красота!
А на крайнем Севере
Вечно – мерзлота!

Вот Россия – милая
Родина моя,
Нет страны красивее, –
Точно знаю я!

Снег, метель, морозы,
Горы до небес,
Белые березы,
Да дремучий лес.

Вольные просторы,
Хлебные поля,
Реки и озера –
Русская земля!

Горы здесь Уральские
Делят всю Евразию
На Европу (слева),
И еще на Азию.

Вот Китай, вот Индия,
Ближе – Казахстан,
Турция, Туркмения,
Иран, Афганистан.

Все эти страны в Азии
Нашли себе приют,
Здесь климат очень жаркий,
Пустыни, горы тут.

Перейду к Европе я,
Стран здесь много тоже:
Знойная Италия –
На сапог похожа,

Швеция, Норвегия,
Англия, Германия,
Греция, Болгария,
Франция, Испания.

Эти страны развиты
Культурно и технически,
Климат здесь умеренный,
К югу – субтропический.

(Л. Громова)

Африка

В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!

А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.

Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.

Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там – вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.

Стран различных – целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.

(Л. Громова)

Австралия

Океан Индийский мы переплывем
И тогда в Австралию сразу попадем.

Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек
Здесь живет немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.

Вот ехидна, утконос –
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.

(Л. Громова)

Америка

Вот она, Америка, –
Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.

Штаты, Мексика, Канада
В Северной живут,
Ураганы и торнадо
Пролетают тут.

В Южной – вот Колумбия,
Чили, здесь – Бразилия,
Аргентина, Парагвай,
Перу и Боливия.

Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.

Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.

(Л. Громова)

Антарктида

В Антарктиде холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.

Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.

(Л. Громова)

Пустыня

Налево – шаг, направо – шаг:
Кругом – сплошной песок!
Пустыня – это не пустяк
Ни вдоль, ни поперёк.

Внутри пустыни – пустота.
Она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.
Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд
Горбатою спиною.

За шагом – шаг, за шагом - шаг...
Пройти пустыню – не пустяк.
Ступаю осторожно...
Тут можно три часа бродить,
Зато уж ноги промочить
В пустыне невозможно.

И горло больше не болит,
И вообще – здоровый вид
Да только мама говорит:
– Ну на сегодня хватит!
Вот сорванец!..
И как ты мог
Пойти в пустыню без сапог?!
А вдруг потоп! А вдруг поток...
Лежи-ка ты в кровати!

(Е. Евсеева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Статья "Использование стихов на уроках английского языка"

В статье представлен опыт работы автора по заучиванию стихов на английском языке, технология заучивания и рекомендованы стихи английских поэтов разных времен...

Использование стихов на уроках географии.

Презентация «География в стихах» составлена при помощи стихов, в которых говорится о путешествии по странам Европы, в ней представлены образы европейских стран,  их достопримечательности и госуда...

Использование стихов на уроках биологии

Урок является основной формой организации учебного  воспитательного процесса; и в создании творческой атмосферы его, значение имеет эмоциональное восприятие учащимися учебного материала. На форми...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...