Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Манцевич Елена Степановна

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в изучении предмета географии. Это способствует развитию творчества и самостоятельности в изучении и работе с различными источниками знаний.Такие уроки развивают умения и способности быстрого мышления, вызывают интерес к предмету и снижают перегрузку учащихся домашним заданием.Способствуют шире использовать дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_urok_statya.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

                   Нетрадиционный урок .

Использование элементов игры на уроках географии.

Манцевич Елена Степановна,

Учитель

Раздел:География

География давно перестала быть предметом, где учащиеся овладевают основами географических знаний .Широта образовательно-воспитательной задачи географии развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь и интерес к предмету. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и развитие интереса  к предмету через урок. В этом  мне помогают нестандартные типы уроков

(ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только вызвать интерес у учащихся к предмету, но и развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такой урок подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.

В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие уроки позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке широко используется дополнительный материал. Уроки требуют сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.

Например: Урок-исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам всё интересно знать важно не только где? Но и почему? Выявление причинно следственной связи.

  • Почему зажжённая свеча быстрее гаснет под маленькой банкой, а под большой горит дольше?
  • Почему летом днём у поверхности Земли воздух теплее?
  • Почему грязный снег тает быстрее?
  • Почему происходит движение воздуха?
  • Почему образуются облака?
  • Почему начинает идти дождь?
  • Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
  • Почему происходит смена времени года?

Многие ответы на эти почему? Сопровождаются опытами.

Урок-путешествие по хребту географии.

Долина «сомнений»                                            вершина «капитанов»

Перевал «успеха»                                                пик «я умею»

Пропасть «ошибок»                                             «на привале»

Не только теоретические знания получают учащиеся, отвечая на вопросы, что такое? Но и приобретают практические навыки работы с картой ( морское путешествие). Как правило, это заключительные уроки по теме. К этим урокам учащиеся уже многому научены, многое взяли сами через опережающие задания.

Любая игра интересна для всех возрастов, для детей особенно.

Поэтому я перенесла принципы игр «Поле чудес», «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Своя игра» на уроки географии.

Например: «Своя игра» привлекает учащихся тем, что они сами выбирают себе вопросы, на которые должны ответить.

Тема «Атмосфера» в 6 классе

«Своя игра» по теме «Атмосфера»

слои атмосферы  

ветры

облака

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

осадки       

приборы       

оптические явления

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Слои атмосферы:

Вопросы

Ответы

1. Стратосфера

оболочка, которая следует за тропосферой

2. Озоновый экран

оболочка, не пропускающая ультрафиолетовые лучи солнца

3. Ионосфера

оболочка разряженных частиц

4. Тропосфера

самая нижняя воздушная оболочка

Ветер

Вопросы

Ответы

1. Муссон

сезонный ветер

2. Ураган

самый сильный ветер

3. Штиль

когда безветренно, 0 баллов

4. Бриз

ветер, который меняет направление 2 раза в сутки

Облака

Вопросы

Ответы

1. Кучевые

лёгкие как «барашки», чаще весной и летом

2. Перистые

очень высокие, похожие на пёрышки птиц

3. Слоистые

низкие, тёмные, обычно осенью

4. Кучево-дождевые

возникают летом тёмной тучей, обычно с дождём

Осадки

Вопросы

Ответы

1. Снег

белый кристалл, пушистый, выпадает зимой

2. Град

летом, твёрдые, приносят бедствия посевам

3. Гололёд

образуется, если температура воздуха выше, чем температура поверхности Земли

4. Иней

покрывает белым налётом ветви и растения и т.д.

Приборы

Вопросы

Ответы

1. Барометр

для измерения атмосферного давления

2. Флюгер

измеряет силу и направления ветра

3. Осадкомер

для определения количества осадков

4. Термометр

для измерения температуры

Оптические явления

Вопросы

Ответы

1. Радуга

разноцветная дуга на небе

2. Мираж

оптическое явление в пустыне, когда впереди видны озёра, оазисы

3. Гало

круг, светящийся вокруг луны и солнца

4. Полярное сияние

разноцветное свечение в полярных широтах

Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к науке ,

Но если урок-игра, как правило, проводится в конце темы, то элементы игры, элементы занимательной географии можно проводить на каждом уроке.

Составляю кроссворды, чайнворды на каждом уроке.

Загадки:

  • Название какой реки у Вас во рту? (Десна - пр. Днепра)
  • Назовите самую горячую Землю? (Огненная Земля)
  • Какой залив носит название ножа (Финский)
  • Какой остров заявляет, что он в спортивной одежде (Ямайка)

Пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, сказания всё применяю на уроках.

Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становится любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём. Язык загадки точен и лаконичен. На уроке географии народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключённым в несколько необычную для урока форму, познавательная строка которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.

Кроме стандартных форм контроля знаний, как индивидуально-фронтальный опрос, письменные работы, применяю тестовый контроль знаний, графические и географические диктанты, самоконтроль и самооценку знаний.

Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут рефераты, стихи, рисуют, выпускают бюллетени, газеты, работают с дополнительной литературой, со справочным материалом. Любовь к Родине, к планете Земля прививается на уроках географии, поэтому часто звучат строки, которые заставляют ребят задуматься не только о настоящем, но и о будущем человечества.

«Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли человек?»

                              А. Плотников.

Это стихотворение как пример межпредметных интеграционных связей географии с экологией, литературой, физикой, историей и другими науками.

География только тогда интересна, когда она изучается вкупе с другими науками.

Отсутствие скованности на уроках и необычность формы их проведения вызывает их интерес к изучаемому материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры на уроках ботаники

Аннотация Цель данной работы - активизировать познавательную деятельность учащихся, используя на уроках игровые моменты, ребусы, кроссворды, а также проводя занятия в форме игры.В работе предлага...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...

Использование игры на уроках биологии и внеурочной деятельности

В методическом пособии приведены возможности использования игровых технологий в эколого-биологическом образовании...

Использование игры на уроках английского языка.

Сиуативная игра на уроках иностранного языка. Целесообразность использования игры....

Методические рекомендации по использованию Игры на уроках английского языка

Использование различных игр на уроках английского языка в средней школе...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацие...