Профильное обучение в старших классах
статья по биологии (10 класс) на тему

Одна из приоритетных задач «Концепции  модернизации российского образования» – разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, проведения и анализа научного эксперимента. Профильное обучение призвано обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Эффективность обучения во многом определяется применением различных форм и методов урочной и внеурочной работы. Формы и методы профильной подготовки разнообразны. Особое значение в профильном обучении имеют элективные предметы. Разработана рабочая программа элективного предмета «Генетика в задачах», предназначенного  для учащихся 10-11 классов. Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся, готовящихся к итоговой аттестации по биологии, и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). К программе прилагается сборник «Генетика в задачах», составленный автором для реализации задач курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnoe_obuchenie.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мякшина А. О.

учитель биологии МАОУ «СОШ № 6»

г.Северодвинск

Профильное обучение в старших классах

Известно, что одна из приоритетных задач «Концепции  модернизации российского образования» – разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, проведения и анализа научного эксперимента. Профильное обучение призвано обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Профильное обучение основано на следующих принципах:

    -индивидуальном, дифференцированном подходе к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

    -использовании индивидуального учебного плана при химико-биологическом  профиле;

    -вариативности программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

    -качественное обучение, развитие и воспитание учащихся должно быть реализовано без ущерба для детского здоровья, сохраняя здоровье педагогов и воспитывая культуру здоровья у школьников.

Эффективность обучения во многом определяется применением различных форм и методов урочной и внеурочной работы. Формы и методы профильной подготовки разнообразны.

Обзорные и установочные лекции – основная форма изложения нового материала на уроке. Однако, лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, поэтому более целесообразно использовать лекцию-беседу.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы может служить важным источником знаний для учащихся профильных классов. Учащихся профильных классов необходимо учить грамотно составлять тезисы, конспекты, формировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Учебные тематические конференции проводятся мною при обсуждении наиболее существенных и обобщающих вопросов по материалам нескольких тем.    

Написание и защита рефератов способствует существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности мышления, формирует навыки информационного поиска.    

Семинары – еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой.

Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают, на мой взгляд, активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.

Экспериментальные задания часто используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности.

Лабораторно-практические занятия – важная форма урочной работы в профильных классах. Такие занятия проводятся мною при максимальной возможности самостоятельности школьников.   Зачеты и контрольные работы проводятся мною по завершении изучения каждого программного раздела.

     Как показывает практический опыт, одна из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации – наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах естественно - научного профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Школьники, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. Они готовят тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную работу и т.д. Внеурочная и урочная работа в профильных классах – равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. Только в этом случае можно достичь целей профильного обучения.

В практике широко используются ИКТ, в кабинете биологии есть мультимедиа, подобрана библиотека электронных мультимедийных ресурсов, видеокассеты. Разработан ряд обобщающих таблиц, схем, презентаций, помогающий запомнить и понять материал. Контроль осуществляется, как правило, в форме тестирования, что связано с введением экзаменов почти повсеместно в этом виде. Осуществляется проектная деятельность учащихся. Такая организация и учебно-методическое обеспечение позволяют реализовать принципы профильного обучения, а также продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ.

Особое значение в профильном обучении имеют элективные предметы. Разработана рабочая программа элективного предмета «Генетика в задачах», предназначенного  для учащихся 10-11 классов. Программа элективного учебного предмета рассчитана на учащихся, готовящихся к итоговой аттестации по биологии, и может быть рекомендована для преподавания в 9 классе при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). К программе прилагается сборник «Генетика в задачах», составленный автором для реализации задач курса.

Кроме того, наличие спаренных уроков (урок + спецкурс) дает возможность применять такие формы обучения, как лекция, семинар, элементы модульного обучения. Достаточное количество часов позволяет более углубленно или расширено изучать некоторые темы, останавливаться на особо трудных, плохо понимаемых учащимися.

Элективный предмет «Генетика в задачах» углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность. Данный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов, проявляющих интерес к генетике. Изучение элективного предмета может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.

Данный элективный предмет способствует развитию у обучающихся логического мышления, глубокому пониманию учебного материала по данному разделу, лучшему усвоению теоретических и практических основ классической генетики, развитию творческого подхода к решению задач, а также дает возможность учителю-предметнику интенсифицировать процесс обучения и осуществлять эффективный контроль обученности в области генетики.

Результаты профильного обучения: все учащиеся химико-биологического профиля школы № 6 г.Северодвинска успешно поступают в ВУЗы биологического или химического профиля. Ежегодно наши выпускники становятся студентами медицинских ВУЗов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение в старшей школе

В данной статье рассказывается о формах и методах, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению....

Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ...

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Презентация проекта по теме:«Разработка учебной программы элективного курса  по математике для профильного обучения в старшей школе.» ...

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...