Профильное обучение в старшей школе
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Сороко Елена Владимировна

В данной статье рассказывается о формах и методах, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnoe_obuch..doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Сороко Е.В. учитель информатики

Лицей №1 им. Г.С. Титова

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года» стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

Профильное обучение –  это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Главной целью профильного обучения выступает обеспечение общедоступности для учащихся, получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

По данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Министерства Образования России,  к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей  профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение тех, кто намерен учиться в ПТУ или в колледже начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. В связи с этим разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы является приоритетной задачей в процессе обучения.

В содержании профильного обучения по ИНФОРМАТИКИ в лицее №1 им. Г.С. Титова можно выделить три компонента:

  1. федеральный базовый (обеспечивающий подготовку к сдаче ЕГЭ)
  2. профильный вариативный (обеспечивающий сдачу профильного ЕГЭ)
  3. элективный компонент (дополнительный курс - «Вычислительная техника. Оператор ЭВМ». Обеспечивает выявление специфики деятельности и требования к специалистам данного профиля)

После успешного завершения профильного обучения учащиеся проходят аттестацию, и им выдается удостоверение по курсу «Вычислительная техника. Оператор ЭВМ».

         Для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению используются  определенные формы и методы урочной работы.

Первоначально рассмотрим особенности форм и методов обучения, которые используются на уроках информатики.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимся при решении образовательных задач.

Методы обучения – это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно – способы стимулирования этой деятельности.

Таблица 1. Классификация форм обучения

п/п

Классификация по основанию

класс

Формы обучения

1

По видам учебных занятий:

10-11

  1. урок
  2. лабораторная работа
  3. лабораторно-практическая работа
  4. практическое занятие
  5. консультация
  6. игра
  7. тренинг
  8. конференция

2

По целевой направленности:

10-11

  1. вводные занятия
  2. занятия по формированию знаний и умений
  3. занятия по обобщению знаний, умений, навыков
  4. занятия по контролю освоения учебного материала:
  1. контрольная работа
  2.  компьютерное тестирование  (TEST)
  3. тест-тренинг (TEST_TR)
  4. собеседование
  5. зачеты
  6. экзамены
  7. защита творческих проектов

3

Непосредственное или опосредованное общение обучающихся с педагогом и/или учебным материалом:

10-11

  1. Интенет-обучение (школьный Web-сайт, «школа Кирилла и Мефодия»)
  2. Обучение с помощью педагога
  3. Учебные развивающие программы (компьютерные тренажеры)
  4. Тест-тренинг

4

По системам обучения:

1) по участию или неучастию педагога в процессе учения:

2)индивидуализированные формы:

3)коллективные системы обучения

10-11

  1. Самообразование
  2. Самостоятельная работа (высшая форма учебной деятельности), виды:
  1. работа с учебником, справочной литературой
  2. решение задач, упражнений
  3. лабораторные занятия
  4. моделирование
  1. Учение с помощью педагога

  1. Индивидуальная форма на выделенном компьютере
  2. Индивидуально-групповая форма ( компьютерная сеть – средство поддержки)

  1. классно-урочная (Я.А. Коменский)

Методы обучения

Профильное обучение на уроках информатики предполагает использование таких методов, как:

1)Беседа.

Так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, мы стараемся подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов устройства и функционирования вычислительных систем. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.

Лекция-беседа кажется нам эффективной еще и потому, что позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести  школьные лекции по темам: «Вещественно-энергетическая картина мира», «Логические основы устройств компьютера», «Компьютерные вирусы» и т.д.

2)Самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить, по нашему мнению, важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. В настоящее время на школьном Web-сайте публикуются полезные ссылки для учащихся, базовые алгоритмы для решения задач повышенного уровня сложности, олимпиадные задачи и их решения.

В начале изучения каждого раздела нами составляется список тем рефератов для учащихся и дополнительная тема, которую предлагает сам ученик. Реферат оформляется в текстовом, электронном виде и в форме презентации. Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу.

Организуя самостоятельную работу школьников, мы стараемся настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов мы учим грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

3)Учебные развивающие программы, компьютерные презентации, тест-тренинги, ресурсы Интернета.

Поддержание активного восприятия учебного материала осуществляется с помощью показа учащимся учебных развивающихся программ, компьютерных презентаций, электронных аудио-видео изображений, а также с помощью информационных и коммуникационных ресурсов Интернета. Компьютерный тест-тренинг используется нами для актуализации знаний и закрепления умений и навыков учеников. Трансляция учебного материала с использованием  информационных ресурсов школы «Кирилла и Мефодия» позволяет совершенствовать знания в области информационных технологий.

4)творческие конкурсы, творческие задания, публичные защиты проектов.

 На уроках информатике основным методом обучения является метод проектов.

В процессе создания своего проекта, школьники имеют возможность поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта, при этом решается основная задача - сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования. В процессе проектирования прививаются первичные знания и навыки проведения научно-исследовательской работы по заданной теме. При организации научно-исследовательской деятельности школьников мы выделяем семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования на заседании круглого стола, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции

Полученный опыт ребята используют для создания мультимедийных учебных пособий по информатики, участвуют в творческих конкурсах, например, «Лучший школьный сайт» (г. Троицк), в соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Центральном федеральном округе РФ (г. Москва), каждый год принимают участие в конференции «Шаг в науку», которая проходит в лицее. В 2007 году научные работы по Web-конструированию, созданию мультимедийных документов и проектированию баз данных получили заслуженное внимание, и как результат в соавторстве с учениками был создан школьный Web-сайт, открыт портал для общения в Интернете, создан Web-сайт для школьного музея им. Г.С. Титова, дальнейшее проектирование и публикация материала осуществляется учениками. Метод проектов используется при проведении контрольных работ, зачетов и экзаменов по Информатике и ИКТ.

Творческие индивидуальные задания предлагаются учащимся при изучении тем по алгоритмизации и программированию для создания компьютерных моделей по предложенным сценариям, они обязательно включают экспериментальный этап в решении задачи с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Перед ними стоит задача через эксперимент прийти к выводу о возможности использования данной модели на ЭВМ для решения практической задачи (задачи оптимального управления).  Недаром К.Д.Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

5)Лабораторные  работы

На роках информатики при изучении информационных технологий передача новых знаний и закрепление навыков и умений осуществляется при выполнении учащимися практических или  лабораторных работ. После сообщения темы, целей и задач школьники выполняют работы в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится нами непосредственно перед выполнением практической работы. Например, при изучении раздела «Моделирование и формализация» ученикам предлагается следующее задание:

«Во время ремонта корабля потребовалось заделать пробоину в обшивке. Имеется лист стали. Удастся ли с его помощью заделать пробоину? Разработать математическую,  компьютерную модель, провести эксперимент и ответить на вопросы».

        Дети проводят формализацию и строят компьютерную модель.

Вариант оформления:

1.Формы моделей: Математическая, компьютерная модель (программа)

2.Системный анализ.

   А)   Упрощение

             Пробоина  -  круг

             Лист стали  -  квадрат

  Б)  Исходные данные

            Площадь  круга  -  S1

           Площадь квадрата  -  S2

 В) Результат:

                        «Круг поместится в квадрат. Пробоину заделаем»

                         ««Круг не поместится в квадрат. Пробоину не заделаем»

 

3.Математическая модель.

          1.Определим радиус круга: S1=π r2,  r=(S1/π)

          2.Определим сторону квадрата:S2 = a 2,  а = S2

           Если  r <  a/2 , то «круг поместится в квадрат. Пробоину заделаем».

             Иначе «круг не поместится в квадрат. Пробоину не заделаем».

4.Компьютерная модель.

║Program z1_11w6;                                                      

     {можно ли заделать пробоину в корабле?}                                      

║var                                                                          

║   S1,S2,r,a:real;                                                            

║begin                                                                        

║     writeln('введите площадь круга (пробоины):');                            

║     readln(S1);                                                              

║     writeln('введите площадь квадрата (листа):');                            

║     readln(S2);                                                            

║     r:=sqrt(S1/3.14);  {радиус круга}                                        

║     a:=sqrt(S2);     {a - сторона квадрата}                                  

║       if r

║       else writeln('Пробоину не заделаем');                                  

║       writeln('r=',r,'a=',a/2)                                              

║end.                                                                          

║                                            

5.Эксперимент.                                                                                                                                      s2                                                                                                                                                          s2

Тест 1:  S1 =3.14                        r = 1.0               Пробоину заделаем                                              

              S2= 20.02                       a/2 = 2.23                    

Тест 2:  S1 = 7.07                     r = 1.501            Пробоину не заделаем                                            s1

              S2 = 9.0                      a/2 = 1.5

Тест 3:  S1 = 3.14                    r = 1.0                 Пробоину не заделаем

              S2 = 2.02                    a/2 = 0/711

6.Вопросы. Если пробоина будет иметь форму квадрата, а лист форму круга, то какие свойства объекта позволят нам решить поставленную задачу, какие параметры необходимо исследовать?

ТЕСТ1: S1 = 3

              S2 = 20    результат:  ?

Завершается лабораторная работа составлением письменных отчетов, в которых содержатся ответы на поставленные вопросы.

Подобные лабораторные работы дают учащимся возможность на практике использовать свои знания и навыки при решении практических задач, воспитывают у них добросовестность в выводах и трезвость мысли.

6)использование рейтинговых оценок успешности профильного образования

Интегрированным показателем успешности по усвоению темы служит рейтинговый контроль результатов деятельности детей на уроке. По нашему мнению, он позволяет не только оценить  качество знаний и навыков учеников в целом, но определить степень успешности каждого ученика в отдельности при обобщении и закреплении материала. Дети активны, самостоятельны и творчески подходят к решению  задач.

Вот какие результаты мы получили при использовании рейтинговой системы по теме «Команды цикла».

Рейтинговая  карточка

Фамилия, Имя ученика:

____________________________________________________________________________________________

Название задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Этап 1. Компьютерное тестирование

«3» - 5 баллов, «4» - 10 баллов, «5» - 15 баллов

15

Этап 2. Поиск ошибок в программе

Вариант 1. (обсуждение)

5

Вариант 2

10

Этап 3. Определение результата выполнения фрагмента программы

Вариант 1 (обсуждение)

2

Вариант 2

10

Этап 4. Написание программы по блок-схеме

Вариант 1 (обсуждение)

15

Этап 5. Решение задач на компьютере (самостоятельно)

Вариант 1

5

Вариант 2

10

Вариант 3

10

Вариант 4

15

Вариант 5

20

Оценка ученика:

«5» - от 45 до 117 баллов

«4» - от 35 до 44 баллов

«3» - от 25 до 34 баллов

Итого: 117

Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

В данной статье мы постарались осветить некоторые особенности форм и методов обучения, используемых в классах при изучении курса по Информатике и ИКТ. Они должны, прежде всего, способствовать усвоению школьниками наряду со знаниями «способов деятельности». Благодаря им учащиеся профильных классов должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРАНОВЕДЕНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа элективного курса по «Страноведению Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» разработана  с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и с...

Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ...

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Презентация проекта по теме:«Разработка учебной программы элективного курса  по математике для профильного обучения в старшей школе.» ...

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»

В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....