технологическая карта урока "Бактерии" 5 класс Сонин
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

технологическая карта урока "Бактерии" 5 класс ФГОС линия УМК "Живой организм" Сонин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

на основе системно-деятельного метода обучения по УМК под ред Н. И.Сонина.

 Тема урока: Бактерии

 Дата проведения 19.11.2015

 Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

 Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

  Цель:  сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности,   разнообразии и роли .

Задачи:
Образовательные: изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.

Развивающие: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство  и отличия различных групп бактерий..
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Предметные результаты:

  • сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
  • сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: презентация.

                                       

Название техн этапов урока, их содержание

Конспект

УУД

1. Орг. момент

Учитель: Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Озвучивается китайская мудрость «Расскажи мне -  и я забуду, покажи мне -  и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»

Регулятивные УУД

1. уметь организовать собственную деятельность;

Личностные УУД

1. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение)
учебной деятельности учащихся.


Учитель: Демонстрирует рисунки

  1. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- результат деятельности  каких организмов мы увидели?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Постановка проблемы: Как вы думаете, что сегодня будем изучать на уроке? Тема урока? Задачи урока?

Сегодня мы ознакомимся с бактериями как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности,   разнообразии и роли в природе и жизни человека.    Составим план нашего урока. Записывают на доске:

1.Строение бактерий

2.Значение спор

3. Многообразие бактерий и их значение.

Регулятивные УУД:

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 2.Определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Коммуникативные УУД:

1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
3. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.Актуализация знаний.

Учитель демонстрирует свежее  яблоко и  счищает с него кожуру.

- Я утверждаю,  что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

  1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?».
  2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что  мы не знаем  о бактериях,  обитающих на яблоке,  и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

http://knowfree.ru/images/1333131225.21209.jpg

?

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред?

и тд.

  1. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Познавательные УУД:
1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Личностные УУД:
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Распределение учащихся на 4 группы .

Инструкция

Общая часть  для всех групп

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
  2. Прочитайте текст   параграфа 11.
  3. Назовите его.
  4. Составьте план текста, задание № 70 в тетради.

1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках  используя только прилагательные.

форм бак 1.bmpформ бак 2.bmp

2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».
  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?  Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему.                   Значение бактерий

                            +        -

  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий.  Как это можно объяснить? 

Познавательные УУД:

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

2.анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения,

2.выделять в учебном материале  главное.

Регулятивные УУД:

1.умение планировать работу

2.Уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы

Физкультминутка

слайд

5. Первичная проверка знаний.

Каждая группа отчитывается по заданиям, задает  вопросы, которые составили. Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: 1.Искать и выделять информацию, анализировать,  проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:1. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные УУД 1.Оценивать собственный вклад в работу группы

6. Первичное закрепление.

Применение знаний.

Задание № 63, 69

Клевер

Много клевера сортов:

Белый, желтый, красный…

Сладок запах их цветов

В летний полдень ясный.

В них сокрыт обильный мед,

Вкусный и душистый.

И недаром жадно льнет

Шмель к ним волосистый.

Земледельцу клевер – клад.

Дар чудесный неба.

И везде его велят

Сеять возле хлеба.

Ничего от почвы он

Даром не похитит.

Ею вскормлен и взращен,

И ее насытит.

О чем речь?

Царица грозная, Чума

Теперь идет на нас сама

И льстится жатвою богатой;

И к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой…

Что делать нам? и чем помочь?

Регулятивные УУД:

1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Личностные УУД:1.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное ,

объяснение значения новых слов

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 11, задание № 68  в тетради  и 3 на выбор

Коммуникативные УУД:

 уметь доказывать собственную точку зрения.

Регулятивные УУД: 1.Выполнять учебную задачу

2.. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки..

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

   Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся.

Познавательные УУД:: выполнять работу, анализировать и контролировать результаты.

Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли.  Рефлексия своих действий

 Регулятивные УУД: выделять и осознавать, качество и уровень усвоение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...