Исследование утомляемости и работоспособности школьников. Исследовательская работа школьников
проект по биологии (9 класс) по теме

Исследование работоспособности и утомляемости школьников

Лезарев А.Г.

МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района

 

Научный руководитель: Потапова И.А.

Цель исследования: изучить работоспособность и утомляемость школьников по методике Э.Крепелина, а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

Задачи исследования: исследовать работоспособность школьников 8 классах МБОУ СОШ с.Хрущевка; провести тестирование по методике Э.Крепеллина в течение школьной рабочей недели; выработать меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся; внедрить меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности во время уроков.

            Методика исследования. В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению.  Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости.  В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

Результаты исследования. Таким  образом, анализ анкет показал, что работоспособность школьников снижается к концу рабочей недели. На основе полученных данных мы предлагаем ввести описанные ниже меры для профилактики утомляемости в учебном процессе.

Меры профилактики утомляемости в учебном процессе. В качестве мер, восстанавливающих работоспособность школьника, на уроках необходимо регулярно использовать: физкультминутки, зарядку для глаз, смену вида деятельности в учебном процессе. Хороший результат дает чередование физической нагрузки с релаксацией.

            Помимо мер снижения утомляемости во время учебного процесса рекомендуются также следующие меры: 1. Соблюдать режим сна и отдыха. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. 2. Сбалансировано и регулярно питаться. Школьник должен питаться не менее 4-х раз в день и обязательно получать горячее питание в школе. 3. Обогащать организм кислородом. Чтобы избежать гипоксии, специалисты рекомендуют специально обогащать организм кислородом, используя для этого не только прогулки на свежем воздухе, но и современные технологии.             Пройдите курс оксигенотерапии с применением, так называемых кислородных коктейлей, – соков, которые при помощи специального прибора превращаются в насыщенную кислородом пену. Как утверждают врачи, пол-литровая порция «пенки» по эффективности воздействия на организм равна двум часам прогулки по лесу. В нашей школе курсы кислородных коктейлей организуются регулярно. 

            Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_rabote_issledovanie_utomlyaemosti.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Исследование работоспособности и утомляемости школьников Авторы: Лезарев Андрей Григорьевич обучающийся 9 «а» класса, МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района Научный руководитель: Потапова Ирина Александровна, учитель биологии Секция: биология 2015

Слайд 2

В современном мире от человека требуются незамедлительная переработка информации и быстрое восприятие ее, что осуществляется при напряженном внимании, сосредоточенности, но при малой подвижности . Бичом двадцать первого века, проблемой, которая мало кого миновала, является повышенная утомляемость. Причины самые разные, а картина всегда примерно одна и та же: слабость, вялость, сонливость, полная апатия, упадок сил. Актуальность исследования

Слайд 3

Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы. Поэтому мы заинтересовались вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни. Введение

Слайд 4

Цель исследования: изучить работоспособность и утомляемость школьников по методике Э.Крепелина , а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников . Гипотеза : показатель коэффициента работоспособности в течении учебной недели меняет свое значение и падает по отношению к показателю понедельника. Цель исследования

Слайд 5

Задачи исследования : исследовать работоспособность школьников 8 классах МБОУ СОШ с.Хрущевка ; провести тестирование по методике Э.Крепеллина в течение школьной рабочей недели; выработать меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся; внедрить меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности во время уроков. З адачи исследования

Слайд 6

Еще в 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости . Методика исследования

Слайд 7

Наше исследование проводилось в течении марта 2015 в 8 «а» и 8 «б» классах МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района Липецкой области, в каждом классе была группа из 20-ти, которые выполняли задания по методике, предложенной Э. Крепелином , представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. С целью выявления показателей работоспособности и утомляемости исследование проводилось несколько раз в неделю: в начале учебной недели (в понедельник) в середине учебной недели (среда) и в конце учебной недели (суббота). Практическая часть

Слайд 8

Ход исследования Исследуемой группе предлагают таблицы Крепелина с следующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Нужно производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экспериментатор дает такой сигнал через каждые 20 с.

Слайд 9

Результаты Класс 8 «А» Количество обучающихся 20 Дата исследования 16.03.15 18.03.15 21.03.15 День недели понедельник среда суббота сумма верно выполненных сложений четырех последних строк 320 298 252 сумма верно выполненных сложений четырех первых строк 352 333 304 Среднегрупповой коэффициент работоспособности, % 91 89 83

Слайд 10

Результаты Класс 8 «Б» Количество обучающихся 20 Дата исследования 16.03.15 18.03.15 21.03.15 День недели понедельник среда суббота сумма верно выполненных сложений четырех последних строк 302 245 201 сумма верно выполненных сложений четырех первых строк 345 301 288 Среднегрупповой коэффициент работоспособности, % 88 81 70

Слайд 11

Показатель работоспособности 8 «а»

Слайд 12

Показатель работоспособности 8 «б»

Слайд 13

Таким образом, анализ анкет показал, что работоспособность школьников снижается к концу рабочей недели. На основе полученных данных мы предлагаем ввести следующие меры для профилактики утомляемости в учебном процессе. Результат исследования

Слайд 14

Меры профилактики утомляемости в учебном процессе физкультминутки, зарядка для глаз, смена вида деятельности в учебном процессе

Слайд 15

Соблюдать режим сна и отдыха. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Меры профилактики утомляемости

Слайд 16

Сбалансировано и регулярно питаться. Меры профилактики утомляемости

Слайд 17

Обогащать организм кислородом. Чтобы избежать гипоксии, специалисты рекомендуют специально обогащать организм кислородом, используя для этого не только прогулки на свежем воздухе, но и современные технологии. Меры профилактики утомляемости

Слайд 18

Пройдите курс оксигенотерапии с применением, так называемых кислородных коктейлей, – соков, которые при помощи специального прибора превращаются в насыщенную кислородом пену. Как утверждают врачи, пол-литровая порция «пенки» по эффективности воздействия на организм равна двум часам прогулки по лесу. Меры профилактики утомляемости

Слайд 19

Кислородные коктейли

Слайд 20

Заключение и выводы Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление правильная организация урока, уровень его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения его здоровье .

Слайд 21

Заключение и выводы В нашей школе соблюдается режим труда и отдыха обучающихся, на уроках регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, а также введены меры по профилактике утомляемости (организовано горячее двухразовое питание, курс приема кислородных коктейлей).

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Исследовательская работа школьников 4, 6 классов "Как возникла Земля..."

Исследовательская работа школьников 4 класса (Телешун Андрей), 6 класса (Бескоровайная Екатерина, Качаева Юлия). Секция - филологическая. 3 место в районном конкурсе юных исследователей (2009 год)....

Исследовательская работа школьников - основа преемственности их обучения в вузе

Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.Галилео Галилей      Историческое и правовое воспитание у молодежи в настоящее время ...

Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....