Исследовательская работа школьников - основа преемственности их обучения в вузе
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме

Калугина Светлана Александровна

 

Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.

Галилео Галилей

 

     Историческое и правовое воспитание у молодежи в настоящее время требует особого внимания. В этом случае, важна роль учителя, руководителя исследовательской работы.Он помогает школьникам организовать эту возможность. Под его руководством они сами собирают факты, систематизируют их, ставят вопросы и на них отвечают. Все это и есть выработка самосознания. Не так важно, какую тему выбрал школьник — биография знаменитого земляка, судьба собственного деда или история завода, расположенного неподалеку от дома, важно, что в процессе своего исследования он сталкивается с жизнью своего народа, которую ему нужно понять. Тогда и возникает у школьника ощущение себя в Истории — себя в контексте истории своей семьи, своего города, своей страны.

5829
gramoty_018_2.jpg

     Задача руководителя исследовательской работы молодежи помочь ей работать с архивными материалами, показать, как правильно записать воспоминания живых свидетелей трагических событий прошлого. Подростки, которые принимали участие в исследовательской работе, а это школьники и студенты, собирали и систематизировали семейные архивы или архивы людей, о которых они писали. Мальчишки и девчонки, работая над исследовательскими работами, сохранили правду о прошлом. И самое важное: в процессе работы у них появилось чувство ответственности за прошлое и настоящее.

5830
kira_na_konkurse_1.jpg

В Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), одном из крупнейших вузов Дальнего востока, хранить память о ветеранах, истории своего народа, возложено на музей истории вуза. Музей должен довести до последующих поколений память о прошлом. Директор музея совместно с ветеранской организацией вуза осуществляла непосредственное руководство патриотического воспитания студентов ТОГУ и старшеклассников, которое является одним из условий становления и самореализации будущих специалистов, обладающих мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью. 

Другим направлением решения данной проблемы является организация сотрудничества школьных исторических кружков и студенческих научных обществ вуза. При этом руководство исследовательской деятельностью осуществлялось совместно научным сотрудником вуза и учителем школы. Как показывает практика последних лет, такое сотрудничество имеет определенный успех. На базе музея ТОГУ организованы военно-патриотические клубы «Патриот» и клуб «Поиск». Клуб «Поиск» в течение многих лет занимается работой по изучению истории вуза, проводит интервью с выпускниками вуза и преподавателями для написания книги, посвященной 50-летию вуза.

5831
shkoln_konf.1.jpg

Работа над книгой в значительной степени способствовала сближению сегодняшних студентов и преподавателей старшего поколения, поскольку в основу многих ее материалов были положены воспоминания – интервью , записанные и расшифрованные студентами из группы «Поиск»» [1, 2]. Музей ТОГУ работает в тесном сотрудничестве с Советом ветеранов ТОГУ, осуществляет шефство над ветеранами, проводит экскурсии, принимает участие в организации и проведении торжественных мероприятий и митингов, посвященных Великой Отечественной Войне.

5834
vstvecha_s_veteranami_vov_cr.jpg

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию являться использование хранящейся в музеи фонотеки с записями выступлений знаменитых ученых вуза. Разработана программа тематических лекций на основе кинолент музея, в том числе, о главных событиях вуза: о студенческом научном обществе, студенческих стройотрядах, сельскохозяйственных работах, волонтерском движении и т.д. [2, 4]. Студенческий совет музея принимает активное участие в создании новых экспозиций, разработке тематических экскурсий, проектов, сбор материалов для создания летописи вуза.

Особые усилия совета направлены на то, что бы привить у студентов интерес к исследовательской деятельности, которая в дальнейшем даст необходимые навыки в их будущей практической деятельности, как руководителей. Для этого музей обеспечивает возможность работы с материалами его фондов. Студенты студенческого совета проводят просветительную работу с учащимися средних школ, лицеев, гимназий и т.п., способствует их профессиональной ориентации и расширению кругозора. Группа «Поиск» на базе музея вуза проводит научно-просветительную и культурно-массовую работу: популяризирует научные знания и культурное наследие, организует выставки, лекции, проводит экскурсии, дает консультации посетителям, оказывает методическую помощь в создании выставок и музеев, участвует в различных конференциях и выставках. Студенты и школьники постоянно поддерживает контакты с выпускниками, ветеранами университета.Студенты и школьники группы «Поиск» принимали самое активное участие в сборе экспонатов музея. Аудио-видео-медийная часть музея является банком данных всех коллекций и предметов имеющих музейное значение, хранящихся в подразделениях. В ней хранится вся информация, связанная со значимыми событиями в жизни университета. По итогам Всероссийского конкурса музеев вузов РФ в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне Музей ТОГУ занял первое место среди вузов России, а также был занесен во Всероссийскую Книгу Почета Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил, правоохранительных органов (1 июня 2005 г.). Музей награжден Дипломами 1 степени Министерства образования Хабаровского края за первое место в краевом смотре-конкурсе музеев боевой и трудовой славы высших учебных заведений (2003 г., 2004 г, 2005 г, 2006 г.). По итогам городского смотра-конкурса музеев боевой и трудовой славы высших учебных заведений Музей ТОГУ занял первое место к 150-летию г. Хабаровска (2008 г.) [4]. 

5832
shkoln_konf._0021.jpg

Новым направлением деятельности группы «Поиск» стала реализация проекта «Биография военного поколения».[5]. Сведения о ветеранах ВОВ, фотографии, беседы с живыми свидетелями тех событий собирали студенты и старшеклассники экономической гимназии под руководством директора музея истории ТОГУ С. А. Калугиной. Директор Пресс-центра ТОГУ А. В. Пасмурцев, имеющий опыт журналистской работы в качестве главного редактора газеты «Суворовский натиск» сумел обобщить и отредактировать собранный материал. Главная цель проекта изучение истории Великой Отечественной войны и послевоенного периода через биографическое описание жизни и деятельности ветеранов войны. 

5833
gr._poisk_cr.jpg

Наряду с портретными очерками в сборнике представлены интересные архивные материалы и уникальные документы, которые хранятся в фондах музея истории ТОГУ и личных архивах ветеранов войны и их родственников. Идея проекта «Биография военного поколения» была поддержана краевым и городским советами ветеранов и их структурами, которые предоставили свои материалы в распоряжение рабочей группы и авторского коллектива проекта. Цикл телепередач посвященных самым значительным вехам советско-японской войны 1945 г.г. показывали на Хабаровском телевидении в передаче «Утро с губернией», в преддверии 65-ой годовщины Победы над милитаристской Японией. В 14-ти отдельных передачах рассказывали об архивных материалах собранных, в том числе, и группой "Поиск". Документы включали уникальные фронтовые кадры и интервью с ветеранами дальневосточниками. Разработала мультимедийный проект, посвященный изучению материалов по хронологии  советско-японской войны 1945 г. творческая группа клуба «Поиск». 

Основные материалы опубликованы в следующих изданиях и размещены в интернете:

1. Тихоокеанский государственный университет. В трех кн. Кн. 3. История в воспоминаниях / сост. Н.Т. Кудинова, Е.Н. Ярулина, С.А. Калугина, Е.М. Кофтун, И.Л. Жданова, Н.П. Крадин; под общей редакцией Н.Т. Кудиновой. – М.: РИА «БИ-Арт-Груп», 2008. – 320 с.

2. Газета «Технополис» № 3 от 25. 04. 2008 г. с. 6.

3. Газета «Новый формат» № 7 от 17. 10. 2008 г.с.4.

4. http://museum.khstu.ru

5. http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3550&n=15

6. http://nezabudem.info/,

 7.  http://dlib.eastview.com/browse/doc/22686057

8.http://press.khstu.ru/media/attachments/2010/05/26/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F._%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D1%8B._%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA_1..pdf

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Основы организации научно-исследовательской работы школьников

Основы организации научно-исследовательской работы школьников...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Исследование утомляемости и работоспособности школьников. Исследовательская работа школьников

Исследование работоспособности и утомляемости школьников Лезарев А.Г. МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района   Научный руководитель: Потапова И.А. Цель исследования: изучить работоспособность ...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания..

В своей работе учитель должен использовать вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей...

Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...