Использование проектного метода в системе СПО
статья по биологии (11 класс) на тему

Статья напечатана в сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С. С. Чернова.- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012г. Аннотация: Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektnogo_metoda_v_sisteme_spo.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в системе СПО

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии

Л. М. Карасева, преподаватель химии

        Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы  «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

Аннотация: Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента  в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

        Одна из приоритетных задач современного образования – создание необходимых условий для личностного развития каждого человека. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности обучающегося.

        Широкие возможности для личностного развития студентов представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами.

        Если студент  сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в будущей  профессиональной  жизни он окажется более приспособленным и конкурентноспособным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми (пациентами и коллегами).  

      Эволюционно метод проектов развивался из исследовательского метода. Под учебным проектом мы понимаем любую деятельность студентов по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в отличие от практикума) и направленную на получение материального продукта [1]. 

                Основная задача  обучения по методу проектов – исследовательская. Все, что студенты  делают, они должны делать сами (один, с группой, с преподавателем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

                Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Студенты должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
                Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность студентов, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

                Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
                Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [2].

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование проблемы применения  пищевых добавок; проблема здорового питания; проблема репродуктивного здоровья человека; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; влияние этанола на здоровье человека т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление на тематической конференции,  совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, совместное сочинение нескольких студентов, проведение открытого заседания предметного  кружка сценарий студенческого  спектакля и т. д).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных  (индивидуальных( проектов;
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом (биология, химия, математика, физика).
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:
  • определение проблем, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

        Последнее особенно важно, так как оно напрямую относится к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности студентов. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

        Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Преподавателю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Студент  должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

        Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, а также требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
        Тематика проектов в медицинском колледже должна носить профессиональную направленность, или  относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для будущей профессиональной деятельности и вместе с тем требующему привлечения знаний студентов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Основные этапы выполнения проекта
                                                                                                                            Таблица 1

Этапы работы над проектом

Содержание работы на каждом этапе

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Подготовка

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы. Формулирование гипотезы.

Обсуждают предмет исследования, уточняют информацию, обсуждают задание, определяют цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода, мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает.

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Формирование исследовательских групп.

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),
Предлагает идеи, высказывает предположения,
наблюдает.

Исследование

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. (Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты). Овладение методикой исследования.

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью студентов

Обработка полученных результатов и построение аргументации

Анализ информации. Формулирование выводов. Выполнение проекта.

Сопоставляют полученную информацию. Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект.

Наблюдает, советует

Отчёт об исследовании и его представление

Представление результатов в форме устного отчёта, доклада с демонстрацией иллюстративных материалов, письменного отчёта.

Защищают проект, участвуют в
коллективной оценке результатов проекта

Слушает и задаёт целесообразные вопросы или выступает в роли рядового участника.

Оценка выполненной работы

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Оценивает усилия студентов, их креативность, качество использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.

        Применение метода проектов позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, даёт возможность проявить исследовательские способности, повышает учебную мотивацию и способствует формированию ключевых  компетенций личности студентов медицинского колледжа.

Литература.

  1. Боровских Т. А.  Методика ученического эксперимента в учебных проектах / Т. А .Боровских, А. Е. Маркачув, Г. М. Чернобельская. - М.: Чистые пруды,  2009.
  2. Маркачев А. Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: содержание и методика реализации / А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская. – М.: Чистые пруды,  2009.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки и использования проектного метода

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной учебной, социально...

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Материалы выступления на семинаре: "Использование проектного метода при изучении химии"

Изменения в преподавании химии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информа...

Использование проектного метода в образовательном процессе

Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом....

Использование проектного метода на уроках черчения

Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реал...

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Использование проектного метода в системе СПО на примере ОД «Родная литература (русская)»

Работа над проектом «Моя золотая полка» Образовательная дисциплина «Родная литература (русская)» Проектная деятельность направлена выработку самостоятельных исследовательс...