Использование проектного метода в системе СПО на примере ОД «Родная литература (русская)»
материал (11 класс)

Работа над проектом «Моя золотая полка»

Образовательная дисциплина «Родная литература (русская)»

 

Проектная деятельность направлена выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_spo.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ СПО

на примере

ОД «Родная литература (русская)»

Подготовила

Цветкова Елена Алексеевна,

преподаватель ЦК «Общеобразовательные, гуманитарные и социально-экономические дисциплины СПО»

Саратов

2021

Использование проектного метода в системе СПО

на примере ОД «Родная литература (русская)»

Одна из приоритетных задач современного образования – создание необходимых условий для личностного развития каждого человека. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности обучающегося.

Широкие возможности для личностного развития студентов представляет метод проектов. Он сочетает в себе эмпирическое и теоретическое познание, позволяя глубоко проникнуть в сущность явлений, установить причинно-следственную связь между отдельными их компонентами.

Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в будущей профессиональной жизни он окажется более приспособленным и конкурентноспособным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.

Эволюционно метод проектов развивался из исследовательского метода. Под учебным проектом мы понимаем любую деятельность студентов по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в отличие от практикума) и направленную на получение материального продукта.

Основная задача обучения по методу проектов – исследовательская. Все, что студенты делают, они должны делать сами (один, с группой, с преподавателем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Студенты должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность студентов, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование проблемы применения пищевых добавок; проблема здорового питания; проблема репродуктивного здоровья человека; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; влияние этанола на здоровье человека и т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление на тематической конференции, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, совместное сочинение нескольких студентов, проведение открытого заседания предметного кружка сценарий студенческого спектакля и т.д).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных (индивидуальных) проектов.
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом (биология, химия, математика, физика).
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:

– определение проблем, вытекающих из нее задач исследования;

– выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

– анализ полученных данных;

– оформление конечных результатов;

– подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т.д.).

Последнее особенно важно, так как оно напрямую относится к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности студентов. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Преподавателю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Студент должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, а также требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Применение метода проектов позволяет раскрыть творческий потенциал студентов, дает возможность проявить исследовательские способности, повышает учебную мотивацию и способствует формированию ключевых компетенций личности студентов колледжа.

Работа над проектом «Моя золотая полка»

Образовательная дисциплина «Родная литература (русская)»

Проектная деятельность направлена выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.

Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную работу учащихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности. Необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии итогового (а для долгосрочных проектов и промежуточного) контроля.

Требования к теме (названию) проекта:

  • В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
  • Название должно выражать главную идею;
  • Название проекта должно быть сухим, только констатирующим содержание;
  • Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Темы проектов по Родной литературе (русской)

  1. Роль книги в становлении личности (по произведениям русской литературы).
  2. Проблема толерантности и сострадания в русской литературе.
  3. Проблема трусости и смелости, жестокости и милосердия, честности и предательства в русской литературе.
  4. Умение бороться за своё место под солнцем (по произведениям русской литературы).
  5. Проблема взаимоотношения родителей и детей в русской литературе.
  6. Тема искусства в русской литературе.
  7. Музыка в жизни людей (по произведениям русской литературы).
  8. Проблема истинных и ложных жизненных ценностей в русской литературе.
  9. Проблема нравственного выбора в русской литературе.
  10. Ощущение жизни как ощущение любви (по произведениям русской литературы).
  11. Проблема равнодушия в русской литературе.
  12. Изображение материнского сердца и любви в произведениях русской литературы.
  13. Проблема одиночества в русской литературе.
  14. Дружба, помогающая преодолеть любые сложности (по произведениям русской литературы).
  15. Воинская доблесть, смелость и стойкость (по произведениям русской литературы).
  16. Образ России в красках, звуках, запахах (по произведениям русской литературы).
  17. Любовь к Родине, к родной земле (по произведениям русской литературы).
  18. Роль истории в жизни человека и общества (по произведениям русской литературы).
  19. Проблема человека и природы, ответственности и бережного отношения к ней  (по произведениям русской литературы).
  20. Тема святости памяти и невозможности поступиться ею (по произведениям русской литературы).

Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов:

1) Мультимедийный продукт (презентация, видеоклип, видеофильм и т.д.)

2) Научные или учебные материалы (научный доклад, научная статья, сравнительно-сопоставительный анализ и т.д.)

3) Публицистические материалы (стенгазета, тиражная газета, журнал, обзор и т.д.)

Этапы проектной деятельности:

  1. Подготовительный этап (определение темы, целей проекта и конечного продукта)
  2. Планирование (уточнение количества участников, формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации, ознакомление с критериями оценки результатов, составление оптимального плана работы)
  3. Реализация проекта (сбор и обработка информации, решение возникающих вопросов и проблем, корректирование планирования (при необходимости), оформление документации проекта).
  4. Презентация (представление) проекта (представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии), ответы на вопросы, интерпретация полученных результатов).
  5. Осмысление и оценка проекта (подведение итогов, оценка итоговых и промежуточных результатов, самоанализ работы в группах).

Требования к содержанию, структуре и оформлению проектной работы

Титульный лист

Актуальность проекта

Проблема проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Ожидаемые результаты проекта

Ресурсы проекта

Планирование проекта

Практическая часть проекта

Заключение

Список использованной литературы

Список литературы:

Боровских Т.А. Методика ученического эксперимента в учебных проектах / Т.А. Боровских, А.Е. Маркачув, Г.М. Чернобельская. – М.: Чистые пруды, 2009.

Маркачев А.Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: содержание и методика реализации / А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Черно-бельская. – М.: Чистые пруды, 2009.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Проектная деятельность: метапредметный результат. 5-11 классы : учебно-методическое пособие / А.Г. Нарушевич, Н.В.Токаева ; под ред. Н.А. Сениной. – 2-е изд., исправл. И доп. – Ростов н/Д : Дегион, 2019. – 80 с.

Овчаренко В.А., Карасева Л.М.Использование проектного метода в системе СПО // Психология и педагогика образования: методика и проблемы. 2017. №7. С.198-202.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

Использование проектного метода в системе СПО

Статья напечатана в сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С. С. Ч...

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...

Использование проектного метода на уроках русского языка

В материале представлен опыт работы по внедрению проектного метода на уроках русского языка....

Использование проектного метода на уроках литературы

Работа на уроках литературы в рамках проблемного метода...

Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории

Обмен опытом благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...