Использование проектного метода на уроках литературы
статья по литературе

Работа на уроках литературы в рамках проблемного метода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектного метода на уроках литературы.

Основную цель обучения на уроках литературы я вижу в формировании культуры читательского восприятия через развитие  творческих способностей школьников.

Решаю следующие задачи обучения:

  • развитие эмоциональной чуткости к слову, интонации, стилю речи;
  • развитие потребности выражения чувства, представления, мысли в слове;
  • освоение программных произведений;
  • развитие умения анализа и интерпретации художественного текста;
  • освоение литературно – теоретических понятий.

Один из  проектов был разработан в курсе преподавания литературы в 5-6 классах. Это создание сборника «Синквейн» (стихотворений, написанных по особым правилам).

Организация творческого процесса через самостоятельную работу с дидактическим материалом на основе анализа. В первой части урока обучающиеся, работая в группах, проанализировали предложенные стихотворения. Выявили особенности его строения. Эта часть урока стала подготовительной. Собственно развитие творческих способностей детей происходило во второй части урока, когда класс работал с листами заданий, которые были подготовлены мною самостоятельно.

Задания были выстроены с учетом принципа работы творческого мышления: от конкретного образа к потоку свободных ассоциаций, а затем -  к словесному воплощению.

По работам можно было судить о достаточно богатом воображении детей. Никто из них не испытывал затруднений при написании образов, рожденных их фантазией. У кого-то ряд ассоциаций больше, у кого-то меньше, некоторые из них, безусловно, отличаются оригинальностью. Выполнение этого задания активизировало главную составляющую творческого развития – воображение.

Последующие занятия были нацелены на повышение внимания к словесному выражению, к точности передачи мысли и чувства и выполнение заданий, в которых самим предлагалось вставить пропущенную часть. Таким образом развивается вторая составляющая творческого развития - художественная интуиция. На этом этапе шла работа над литературоведческими понятиями (эпитет, сравнение). Эти задания были труднее, поскольку логика чужого текста ставила ограничения для «полета» собственного воображения, потом нужно было подобрать именно художественно выразительное средство, да и художественное чутье, в силу возраста, развито меньше, чем воображение.

Написание стихотворения.  Серия заданий была подготовкой для выполнения домашней работы. Синквейны писали дома, так как выполнение творческого задания требует определенного времени, условий для «мук творчества». Тема не оговаривалась, что позволило ученикам писать свободно, согласно своим интересам.

Формирование сборника литературного творчества в жанре синквейн.  На следующем уроке состоялось чтение и обсуждение работ. Затем  на уроках русского языка и литературы мы использовали метод составления синквейна как итог урока, иллюстрируя термины, характеризуя героев произведений и сами произведения. Лучшие стихотворения были оформлены в сборник.

Оценка. Сложность оценки творческих заданий состоит в том, что нет четких критериев. Их и не может быть, поскольку у каждого человека свой уровень развития творческих способностей. Они тесно связаны с индивидуальностью. А индивидуальность ребенка не может быть оценена отрицательно. На мой взгляд, оценка может быть снижена, если есть грубые нарушения жанра. Поэтому, поощряя творческую инициативу и самостоятельность учеников, стараюсь быть тактичным критиком.

За 2 года работы с  классом  были реализованы проекты: «Боги Олимпа», «Моя антология», создание иллюстраций  к любимым произведениям, создание собственных произведений различных жанров (сказки, басни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода на уроках черчения

Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реал...

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

проктный метод на уроках английского языка...

Использование проектного метода на уроках Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие «Использование проектного метода на уроках» для преподавателей средних специальных учебных заведенийСоставитель: О.А. Лобанова; ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» ...

Использование проектного метода на уроках технологии

Материал содержит описание опыта работы по использованию проектного метода на уроках технологии...

Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.

данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....