Поурочно-тематическое планирование по биологии в 7 классе ( 2 часа в неделю . 70 часов )
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности животного организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_pasechnik_rabochaya_programma_biologiya_1.doc | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Латюшин В.В Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Латюшин В.В, Шапкин В.А.– М.: Дрофа, 2009., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности животного организма. Учащиеся получают представления о многообразии животных, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения данного курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить простейшие биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В рабочую программу внесены изменения.
5ч резервного времени авторской программы и 1 час высвободившегося времени при уменьшении с 5 ч до 4 ч на изучение раздела 6 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» были добавлены на изучение раздела 1 «Многообразие животных – результат эволюции».
На изучение раздела 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» уменьшено количество часов с 14 до 12. Из высвободившегося времени 1 час добавлен на изучение раздела 4 «Развитие животного мира на Земле» и 1 час на раздел 5 «Биоценозы» - на проведение обобщающего урока.
В рабочей программе изменена практическая часть, добавлены лабораторные работы. Изменения внесены с учетом Примерной программы по биологии основного общего образования и стандарта основного общего образования по биологии.
Добавлены лабораторные работы в раздел 1 «Многообразие животных – результат эволюции»: лабораторная работа 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» лабораторная работы №3 «Особенности строения и жизни моллюсков»
В разделе 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» добавлены 2 лабораторные работы: лабораторная работа №9 «Изучение способов передвижения животных», лабораторная работа №10 «Изучение способов дыхания животных».
Экскурсии «Посещение выставки домашних животных» и «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» можно провести в виде виртуальных экскурсий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» курс «Животные» являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения раздела «Животные» курса «Биология» направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, происхождение;
- определяя и называть представителей различных систематических категорий;
- особенности образа жизни животных; значение в природе и жизни человека;
- особенности строения и функций систем, эволюционные изменения в системах органов;
- основные причины эволюции животных и её результаты; закономерности размещения животных;
- основные меры по охране животных; приспособленность животных к условиям среды.
уметь
объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп), роль животных в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных и сезонными изменениями в природе, поведением животных; рассматривать и описывать готовые микропрепараты биологические объекты животного мира;
распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных.
выявлять приспособления животных организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов животных в экосистеме;
сравнивать биологические объекты Царства Животные (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов (животных) к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на животный мир и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в статьях учебника отличительные признаки основных систематических групп животных; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ урока | Дата | Название раздела (кол-во часов) Тема уроков | Учебно-познавательная компетенция | Формы и средства контроля знаний, умений, навыков | Оборудование | ГИА | ЕГЭ | Домашнее задание | |||||
Базовый уровень содержания | Планируемый результат | ||||||||||||
Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.) | |||||||||||||
1 | История изучения животных. Систематика животных. Техника безопасности в кабинете биологии. | Термины Зоология Описание животных как биологических объектов. Систематика животных. Систематические категории. Роль зоологии в практической деятельности людей. | Давать определения терминам. Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных. Выделять признаки классификации наук о животных. Сравнивать растения и животных. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 | 1.1 4.6 | §1 | ||||||
2 | Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.3 | 1.1 2.2 4.6 | §2 | |||||||
Раздел 1. Многообразие животных (40 ч) | |||||||||||||
3(1) | Простейшие (2 ч). Простейшие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших | Простейшие - одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности. Термины Циста Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы. | Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности. Давать определения терминов. Узнавать по рисункам представителей простейших. Анализировать содержание информационной таблицы. Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы, доказывающие единство животных и растений. | Индивидуальный опрос; Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.13 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.1 3.3 | 4.6 | §3 | |||||
4(2) | Биологические и экологические особенности жгутиконосцев, инфузорий. Значение в природе и жизни человека простейших. | Систематические группы простейших. Простейшие – возбудители заболеваний человека. | Биология. 7 класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2012. Тест1 вариант 1 вариант 2 стр. 1-4 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.1 3.3 | 4.6 | §4 | ||||||
Многоклеточные организмы | |||||||||||||
5(3) | Тип Губки. характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. | Термины Эктодерма Энтодерма Регенерация Чередование поколений. | Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе. Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими. Давать определение терминам. Подготовить сообщение об использовании губок человеком. | Беседа, индивидуальный опрос, карточки | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.1 3.3 3.4 5.2 | 1.1 4.6 | §5 , сообщения | |||||
6(4) | 21.09 | Тип Кишечнополостные, характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. | Особенности строения: кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система. Стадии развития: полип и медуза. | Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе. Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими. Давать определение терминам. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | § 6, сообщение Зад 6, стр 13. | |||||||
7(5) | Тип Плоские, характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. | Термины Промежуточный хозяин Окончательный хозяин Особенности строения: кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия. Свободноживущие и паразиты. | Узнавать по рисункам представителей плоских червей. Давать определения терминам. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 2 , вариант 1,2 с.5-8 | . Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 3.4 | 1.1 4.6 | §7 | |||||
8(6) | Тип Круглые черви. характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. | Особенности строения: двухслойные, наличие анального отверстия. | Узнавать по рисункам представителей круглых червей. Перечислять приспособления к паразитизму. Сравнивать строение плоских и круглых червей. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 3 , вариант 1,2 с.9-12 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.1 3.3 3.4 | 1.1 4.6 | §8 | |||||
9(7) | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые кольчецы. Особенности строения и образа жизни. | Термины Олигохеты Полихеты Параподии Анабиоз Гирудин Кокон Особенности строения: сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Экологические особенности (забота о потомстве). | Узнавать по рисункам представителей кольчецов. Описывать значение кольчецов. Давать определение терминам. Сравнивать строение круглых и кольчатых червей. Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий. Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.1 3.3 3.4 | 1.1 4.6 | §9 | |||||
10 (8) | Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя. | Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.42 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 4.6 | §10 | ||||||||
11 (9) | Тип Моллюски. характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.. | Термины Реактивное движение. Особенности строения, среда обитания, образ жизни. | Узнавать по рисункам представителей моллюсков. Описывать значение моллюсков, механизмы кровообращения, движения. Давать определение терминам. Сравнивать строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски - более высокоорганизованные животные, чем черви. . | беседа Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 4 , вариант 1,2 с.13-15 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 | 1.1 4.6 | §11 сообщения | |||||
12 (10) | Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков . | Беседа, карточки, выборочная проверка тетрадей Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.47 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Раковины моллюсков | 1.1 3.1 3.3 5.1 | 1.1 4.6 | §12
| |||||||
13 (11) | Тип Иглокожие. характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение.. | Термины Особенности строения, среда обитания, образ жизни. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Давать определение терминам. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 5 , вариант 1,2 с.9-12 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 | 1.1 4.6 | §13 | |||||
14 (12) | Обобщение по темам: «Простейшие», «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски» | Итоговый тест | |||||||||||
15 (13) | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием ракообразных | Классы членистоногих: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Термины Фасеточное (мозаичное) зрение. Хитин Партеногенез Образ жизни: свободноживущие паразиты. Особенности строения и экологии. Одомашненные виды. | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей членистоногих. Описывать значение членистоногих. Давать определение терминам. Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих. Объяснять характер приспособления членистоногих к среде обитания. Подготовить сообщения о видах насекомых Белгородской области. | Беседа Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.58 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Инструктивные карточки, рисунки представителей ракообразных | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 1.1 4.6 | §14 до стр. 59 сообщения | |||||
16 (14) | Класс Паукообразные, характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. | Индивидуальный опрос, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.2 | 1.1 4.6 | §14 до конца | |||||||
17 (15) | 07.11 | Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности строения, значение насекомых. Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых | Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.65 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.1 3.3 3.4 | 1.1 4.6 | §15 сообщения | ||||||
18 (16) | Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | Названия отрядов насекомых. Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Значение насекомых. Биоиндикация. Вредители с/х растений. Опылители, естественные враги насекомых – вредителей, переносчики заболеваний человека. | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Давать определение терминам. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 6, 7 , вариант 1,2 с.21- 28 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.4 | 4.6 | §16 | |||||
19 (17) | Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний. | Беседа, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.4 | 4.6 | §17 | |||||||
20 (18) | Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи. | Беседа, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 5.2 | 4.6 | §18 | |||||||
21 (19) | Отряд Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности общественных насекомых. | Беседа, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.6 | §19 сообщение к уроку 22 | |||||||
22 (20) | Обобщение по теме: «Тип Членистоногие» | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 8, вариант 1,2 с.29-32 | |||||||||||
23 (21) | Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Ланцетники. | Термины Бесчерепные Хордовые Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система. | Приводить примеры представителей подтипа Бесчерепные. Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде. Отличать ланцетника от беспозвоночных. Выделять характерные особенности строения хордовых. | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.1 3.3 3.4 5.1 | 1.1 4.7 | §20 до стр. 95 (Круглоротые) сообщение | |||||
24 (22) | Надкласс Рыбы. Особенности строения, образа жизни, значение. Лабораторная работа №6 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | Термины Позвоночные Многообразие: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Признаки подтипа Позвоночные: скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания. Приспособления для жизни в воде. Значение. | Приводить примеры представителей классов. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме). Давать определение терминам. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 9, вариант 1,2 с.33-36 Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.102 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 1.1 4.7 | §21 сообщение | |||||
25 (23) | Биологические и экологические особенности хрящевых рыб. | Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет. Признаки отрядов: форма тела, строение хвостового плавника. Образ жизни, среда обитания, значение. | Приводить примеры представителей классов. Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы костных и хрящевых рыб. Подготовить сообщения об отрядах рыб. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. | Беседа, карточки, выборочная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §22 сообщение | |||||
26 (24) | Костные рыбы. Многообразие, особенности строения и образа жизни. | Отряды Костных рыб. Признаки класса: жабры, костный скелет, плавательный пузырь. Признаки отрядов: строение плавников, размеры и строение чешуи. Промысловые рыбы. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 10, вариант 1,2 с37-40 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §23 | ||||||
27 (25) | Класс Земноводные, характерные особенности, многообразие, среда обитания, образ жизни, значение. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. . | Отряды Земноводных. Среда обитания, образ жизни. Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Представители, исчезающие и охраняемые виды. Значение. | Приводить примеры представителей отрядов. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей земноводных. Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб. Сравнивать земноводных и рыб. Находить различие в развитии земноводных и рыб. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 12, 13 вариант 1,2 с45-48, 49-52 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §24 сообщение | |||||
28 (26) | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности представителей отряда Чешуйчатые. | Систематика пре смыкающихся Термины Покровительственная окраска Многообразие Признаки класса и отрядов Значение Исчезающие и охраняемые виды | Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся. Узнавать по рисункам представителей отрядов. Описывать значение пресмыкающихся. Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде | беседа | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §25 сообщение | |||||
29 (27) | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 14, 15 вариант 1,2 с53-60 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §26 сообщение | |||||||
30 (28) | Обобщающий урок по темам «Классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся» | Итоговый тест | |||||||||||
31 (29) | Класс Птицы. Общая характеристика Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения птиц | Термины Инкубация Гнездовые птицы Выводковые птицы Типы перьев: маховые, рулевые Признаки класса Среда обитания, образ жизни | Давать определения терминам. Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц). Объяснять особенности адаптации птиц к полету. Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся. | Беседа, выборочная проверка тетрадей Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.136 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, Инструктивные карты, чучела птиц, наборы перьев. | 1.1 2.2 3.1 3.3 3.4 5.1 5.2 | 1.1 4.7 | §27 до стр.136 сообщение | |||||
32 (30) | Особенности птиц отрядов Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | Отряды птиц Систематика птиц Особенности строения нелетающих, летающих, водоплавающих, хищных, лесных и птиц прибрежных мест обитания. Признаки отрядов и представители. Меры по охране. | Приводить примеры представителей отрядов птиц. Узнавать по рисункам представителей отрядов. Определять тип птенцов. Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни. Сравнивать отряды птиц между собой. Описывать значение птиц. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Подготовить сообщение о птицах Белгородской области. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 16 , вариант 1,2 с61- 64 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §27 (стр.136-138) §28 сообщение | |||||
33 (31) | Отряды птиц: Дневные, Хищные, Совы, Куриные. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 4.7 | §29 сообщение | |||||||||
34 (32) | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §30 | ||||||||
35 (33) | Экскурсия. Изучение и многообразие птиц Белгородской области | Отчет по экскурсии | Отчет | ||||||||||
36 (34) | Обобщение по темам: «Классы Птицы» | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 17 вариант 1,2 с. 65-68 | |||||||||||
37 (35) | Класс Млекопитающие, характерные особенности, среда обитания, образ жизни, значение | Подклассы: Яйцекладущие Настоящие звери Признаки класса. Представители подкласса яйцекладущих. Черты их примитивного строения. | Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей класса млекопитающих. Выделять характерные особенности млекопитающих. Доказывать, что однопроходные - древние и примитивные млекопитающие. | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.1 3.3 3.4 5.1 5.2 | 1.1 4.7 | §31 | ||||||
38 (36) | Многообразие млекопитающих. Отряды Грызуны, Зайцеобразные. | Распространение Признаки отрядов Значение Основные представители. Представители Белгородской области Редкие виды и их охрана | Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих. Описывать строение зубов. Характеризовать отряды млекопитающих. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему. | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 18 , с. 69-72, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 | 4.7 | §32 сообщения | |||||
39 (37) | Отряды Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные. | Выброчная проверка тетрадей | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 3.4 5.1 5.2 | 4.7 | §33 сообщения | |||||||
40 (38) | Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные. | Беседа, карточки | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.1 3.3 5.1 5.2 3.4 | 4.7 | §34 сообщения | |||||||
41 (39) | Отряд Приматы. | Выборочная проверка тетрадей | 4.7 | §35 | |||||||||
42 (40) | Обобщение по темам: «Млекопитающие» | Биология .7 класс. Тесты.-саратов: Лицей, 2012 Тест 19 вариант 1,2 с. 73-76; 20 вариант с. 77-78 | |||||||||||
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 ч.) | |||||||||||||
43 (1) | Покровы тела. Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела | Функции покровов тела Основные виды покровов тела | Перечислять основные функции покровов тела. Находить черты сходства в строении покровов животных. | Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.192 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §36 | |||||
44 (2) | Опорно-двигательная система. | Термины Опорные структуры Функции опорно-двигательной системы. Особенности строения скелета позвоночных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания. | Давать определения терминам. Перечислять основные функции опорно-двигательной системы. Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания. | Беседа, тестирование | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §37 | |||||
45 (3) | Способы передвижения. Полости тела. Лабораторная работа № 9 Изучение способов передвижения животных | Термины Полость тела Виды движения: амёбоидное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц Первичная, вторичная и смешанная полости тела. | Перечислять виды и способы передвижения. Давать определения терминам. Объяснять характер приспособления к способам передвижения в различных средах. | Индивидуальный опрос Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.202 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивная карточка | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §38 | |||||
46 (4) | Органы дыхания. Лабораторная работа №10 Изучение способов дыхания животных | Термины Альвеолы Диафрагма Пути поступления кислорода Газообмен у животных разных групп: поверхность тела жабры, лёгкие, двойное дыхание у птиц Механизм поступления кислорода | Давать определения терминам. Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Доказывать преимущества лёгочного дыхания на суши над жаберным дыханием. | Беседа, индивидуальный опрос Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.208 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивная карточка | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §39 | |||||
47 (5) | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Термины Пищеварение Ферменты Питание животных готовыми органическими веществами Строение, функции, значение питания Типы животных в зависимости способов питания: травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты | Давать определение терминам. Перечислять основные функции пищеварительной системы. Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи. Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы. | Беседа, индивидуальный опрос | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §40 | |||||
48 (6) | Органы кровообращения. Кровь. | Термины Капилляры Вены Артерии Венозная кровь Артериальная кровь Строение крови Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения Круги кровообращения Строение сердца Функции крови | Давать определение терминам. Перечислять основные функции кровеносной системы и крови. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения. Описывать механизм кровообращения. | Беседа, индивидуальный опрос, тест | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §41 | |||||
49 (7) | Органы выделения. | Пути удаления веществ из организма Появления выделительной системы Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь | Перечислять функции органов выделения. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §42 | |||||
50 (8) | Нервная система. Рефлекс.Инстинкт | Термины Раздражимость Нервный импульс Рефлекс Инстинкт Функции, строение нервной системы. Строение нервной клетки. Строение головного мозга. Изменение нервной системы в процессе эволюции. Термины | Давать определение терминам. Перечислять основные функции нервной системы. Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы. Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды. Приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §43 стр.227 до слов «Развитие нервной системы…» | |||||
51 (9) | Поведение животных | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §43 до конца | |||||||
52 (10) | Органы чувств. Регуляция деятельности организма животного. | Термины Фасеточное зрение Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, химическая чувствительность, обоняние, слух. Монокулярное и бинокулярное зрение. Влияние среды обитания и образа жизни на строение и органы чувств. | Давать определение терминам. Перечислять основные функции органов чувств. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств. Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §44 | |||||
53 (11) | Органы размножения, продления рода. | Термины Гермафродиты Плацента Матка Размножение – свойство живых организмов. Строение половой системы животных. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Внутреннее и наружное оплодотворение. | Давать определение терминам. Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; животных с внутренним и наружным оплодотворением. Описывать строение органов размножения. Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 3.2 | §45 | |||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (4ч.) | |||||||||||||
54 (1) | Способы размножения животных. | Термины Оплодотворение Почкование Живорождение Типы размножения: бесполое и половое. Механизмы бесполого и полового размножения. Особенности размножения и развития хордовых животных. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма. | Давать определение терминам. Описывать механизмы бесполого размножения. Отличать бесполое и половое размножение. Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед наружным. Приводить примеры животных с различным типом развития и различной продолжительностью жизни. Сравнивать строение взрослого животного и личинки. Выделять характерные признаки периодизации. Характеризовать возрастные периоды животных. Объяснять различную продолжительность жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 3.2 | §46 | |||||
55 (2) | Развитие животных с превращением и без превращения. | Термины Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение развития с метаморфозом. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 3.2 | §47 | ||||||
56 (3) | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста | Термины Онтогенез Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость. | Беседа, индивидуальный опрос, Латюшин В.В. Биология. Животные, учебник 7 кл. инструкция к лаб. раб стр.246 | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, инструктивные карточки | 2.2 3.3 3.4 | 4.6 4.7 | §48 | ||||||
57 (4) | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | Итоговый тест | |||||||||||
Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (4ч.) | |||||||||||||
58 (1) | Доказательства эволюции животных. | Термины Палеонтология Филогенез Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции. Гомологичные органы Рудиментарные органы Атавизмы Переходные формы. Сходство в строении зародышей животных. | Давать определение терминам. Приводить примеры доказательств эволюции. Сравнивать рудименты и атавизмы. Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 3.3 3.4 | 6.2 6.3 | §49 | |||||
59 (2) | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Термины Дивергенция Формы изменчивости: наследственная (неопределённая) и ненаследственная (определённая). Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования. Объяснять сущность проявления борьбы за существование; роль дивергенции в процессе видообразования. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.3 3.4 | 6.2 6.3 | §50 | |||||
60 (3) | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 1.1 2.2 3.3 3.4 | 6.3 | §51, 52 | |||||||
61 (4) | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Беседа, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | § 52 | |||||||||
Раздел 5. Биоценозы. (5ч.) | |||||||||||||
62 (1) | Естественные и искусственные биоценозы. | Термины Биоценоз Зоопланктон Фитопланктон Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы. Устойчивость биоценозов. Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Ярусность: пространственная и временная. | Давать определения терминам. Приводить примеры различных биоценозов. Описывать структуру биоценоза водоёма и леса. Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.3 5.1 5.2 | 7.2 7.3 | §53 | |||||
63 (2) | Экологические факторы и их влияние на организмы. | Термины Среда обитания Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Прямое и косвенное воздействие факторов среды. | Давать определения терминам. Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Доказывать воздействие животных на окружающую среду. Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.3 5.1 5.2 | 7.1 | §54 | |||||
64 (3) | Цепи питания. Поток энергии. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | ||||||||||
65 (4) | Взаимосвязь компонентов биоценоза. Экскурсия (виртуальная)Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | Термины Цепи питания Пищевая пирамида Энергетическая пирамида Продуктивность биоценоза. Структура пирамид. Экологические группы по объектам питания. Трофические связи (прямые и косвенные). Связи по отысканию строительного материала. Связи, способствующие расселению видов. | Давать определения терминам. Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи. Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов. Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 3.3 5.1 5.2 | 7.2 | §55, 56 | |||||
66 (5) | Обобщение по темам: «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы». | Итоговый тест | |||||||||||
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч.) | |||||||||||||
67 (1) | Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция. | Термины Промысел Акклиматизация Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир. Рациональное использование животных. Термины Одомашнивание Разведение Искусственный отбор Селекция Причины и факторы одомашнивания. Направленность отбора животных человеком. | Давать определения терминам. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории Белгородской области. Объяснять вред браконьерства. Подготовить сообщения о домашних животных (с использованием современных информационных технологий). Давать определения терминам. Приводить примеры направленности отбора домашних животных. Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Подготовить сообщения о заповеднике «Белогорье». | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 5.1 5.2 | 7.1 7.3 3.8 | §57, §58 сообщения | |||||
68 (2)
| Законы России об охране животного мира Охрана и рациональное использование животного мира | Термины Мониторинг Заповедник Биосферный заповедник Заказник Памятник природы Природный национальный парк Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Красная книга России, Белгородской области. | Давать определения терминам. Приводить примеры охраняемых территорий России, Белгородской области. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира. Обосновывать целесообразность мониторинга. | Беседа, индивидуальный опрос, | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация | 5.2 5.2 | 7.1 7.5 | §59 сообщения §60 | |||||
69 (3) | Экскурсия «Посещение выставки домашних животных» | ||||||||||||
70 | Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания. | Летние задания | Мультимедийный проектор, интерактивная доска, |
Содержание программы
7 класс
Животные
(70 часов,2 часа в неделю)
Введение.
Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1
Многообразие животных (40 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием водных простейших
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Лабораторная работа
Особенности строения и жизни моллюсков
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих..
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
РАЗДЕЛ 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела.
Изучение способов передвижения животных
Изучение способов дыхания животных
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
РАЗДЕЛ 4
Развитие животного мира на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5
Биоценозы (5 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
РАЗДЕЛ 6
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Формы и средства контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются такие формы контроля как тестирование, самостоятельная проверочная работа, биологический диктант, письменные домашние задания.
Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др.
Каждый раздел рабочей программы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Итоговые тесты
1. по темам: «Простейшие», «Кишечнополостные»
2. по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски»
2. по теме: «Тип Членистоногие»
3. по теме «Классы Костные и Хрящевые рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся»
4. по теме «Классы Птицы»
5. по теме Млекопитающие»
6. по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»
7. по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы»
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших
Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя.
Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков
Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием ракообразных
Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых
Лабораторная работа №6 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения птиц
Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела
Лабораторная работа № 9 Изучение способов передвижения животных
Лабораторная работа №10 Изучение способов дыхания животных
Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная Школа | Старшая школа | ||||
Базов. | Проф. | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
1.1. | Стандарт основного общего образования по биологии | Д | |||
1.2. | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) | Д | |||
1.3. | Примерная программа основного общего образования по биологии | Д | |||
1.4. | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи | Д | |||
1.5. | Авторские рабочие программы по разделам биологии | Д | Д | Д | |
1.6. | Общая методика преподавания биологии | Д | Д | Д | |
1.7. | Книги для чтения по всем разделам курса биологии | П | |||
1.8. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | |
1.9. | Определитель водных беспозвоночных | Д | |||
1.10. | Определитель насекомых | П | П | П | |
1.11. | Определитель паукообразных | П | |||
1.12. | Определитель птиц | П | П | П | |
1.13. | Определитель растений | П | П | П | |
1.14. | Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса | Р | Р | Р | |
1.15. | Учебники по всем разделам (баз.) | Р | Р | Р | |
1.16. | Энциклопедия «Животные» | Д | Д | Д | |
1.17. | Энциклопедия «Растения» | Д | Д | Д | |
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
Таблицы | |||||
2.1. | Анатомия, физиология и гигиена человека | Д | Д | Д | |
2.2. | Генетика | Д | Д | Д | |
2.3. | Портреты ученых биологов | Д | Д | Д | |
2.4. | Развитие животного и растительного мира | Д | Д | Д | |
2.5. | Систематика животных | Д | Д | Д | |
2.6. | Систематика растений | Д | Д | Д | |
2.7. | Строение, размножение и разнообразие животных | Д | Д | Д | |
2.8. | Строение, размножение и разнообразие растений | Д | Д | Д | |
2.9. | Схема строения клеток живых организмов | Д | Д | Д | |
2.10. | Уровни организации живой природы | Д | Д | Д | |
2.11. | Центры происхождения культурных растений и домашних животных | Д | Д | Д | |
Атласы | |||||
2.24. | Анатомия человека | Д | Д | П | |
2.25. | Беспозвоночные животные | Д | Д | П | |
2.26. | Позвоночные животные | Д | Д | П | |
2.27. | Растения. Грибы. Лишайники | Д | Д | П | |
3 | ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||||
3.1. | Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии | Д/П | Д/П | Д/П | |
3.2. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник | Д/П | Д/П | Д/П | |
3.3. | Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы). | ||||
3.4. | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | ||||
3.5. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | ||||
4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде) | |||||
Видеофильмы | |||||
4.1. | Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных животных | Д | Д | ||
4.2. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д | Д | Д | |
4.3. | Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
4.4. | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д | Д | Д | |
4.5. | Фрагментарный видеофильм по генетике | Д | Д | Д | |
4.6. | Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов | Д | Д | Д | |
4.7. | Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам) | Д | Д | Д | |
4.8. | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | Д | Д | |
4.9. | Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека | Д | Д | Д | |
4.10. | Фрагментарный видеофильм по гигиене человека | Д | Д | Д | |
4.11. | Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи | Д | Д | Д | |
4.12. | Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам | Д | Д | Д | |
4.13. | Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов | Д | Д | Д | |
4.14. | Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | Д | Д | Д | |
5 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||||
5.1 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | |
5.2. | Мультимедиа проектор | Д | Д | Д | |
5.3. | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | |
6. | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
Приборы, приспособления | |||||
6.1. | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р | Р | Р | |
6.10. | Лупа ручная | Р | Р | Р | |
6.12. | Микроскоп школьный ув.300-500 | Р | Р | ||
7. | МОДЕЛИ | ||||
Модели объемные | |||||
7.1. | Модели цветков различных семейств | Д | Д | Д | |
7.2. | Набор «Происхождение человека» | Д | Д | Д | |
7.3. | Набор моделей органов человека | Р | Р | Р | |
7.4. | Торс человека | Д | Д | Д | |
Модели остеологические | |||||
7.5. | Скелет человека разборный | Д | Д | Д | |
7.6. | Скелеты позвоночных животных | Р | Р | ||
Модели рельефные | |||||
7.1. | Набор моделей по анатомии растений | Д | Д | ||
7.2. | Набор моделей по строению органов человека | Д | Д | Д | |
7.3. | Набор моделей по строению позвоночных животных | Д | Д | Д | |
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске) | |||||
7.14. | Генети Генетика человека | Д | |||
7.15. | Круговорот биогенных элементов | Д | |||
7.16. | Митоз и мейоз клетки | Д | Д | Д | |
7.17. | Основные генетические законы | Д | Д | Д | |
7.18. | Размножение различных групп растений (набор) | Д | Д | Д | |
7.19. | Строение клеток растений и животных | Д | Д | Д | |
7.20. | Типичные биоценозы | Д | Д | Д | |
7.21. | Циклы развития паразитических червей (набор) | Д | Д | Д | |
7.22. | Эволюция растений и животных | Д | Д | Д | |
Муляжи | |||||
7.1. | Плодовые тела шляпочных грибов | Р | Р | ||
8. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||||
8.1. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп | Р | Р | Р | Используют как раздаточный материал |
Влажные препараты | |||||
8.1. | Внутреннее строение позвоночных животных (по классам) | Р | Р | ||
8.2 | Строение глаза млекопитающего | Р | Р | ||
Микропрепараты | |||||
8.3. | Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый) | Р | Р | Р | |
8.4. | Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый) | Р | Р | Р | |
8.5. | Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый) | Р | Р | Р | |
8.6. | Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый) | Р | Р | Р | |
Коллекции | |||||
8.7. | Вредители сельскохозяйственных культур | Р | Р | ||
Живые объекты | |||||
Комнатные растения по экологическим группам |
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)...
Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю). В.А. Касьянов.
Календарно-тематическое планирование на 2 часа в неделю к учебнику физика 11 класс, автор В.А. Касьянов....