Выступление на тему: Личностно- ориентированнный подход на уроке биологии.
статья по биологии по теме

Дзанагова Екатерина Александровна

Личностно ориентированный подход и его реализация в обучении по предмету. Значение мотивации в обучениии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-_orientirovannyy_podhod.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора: Дзанагова Екатерина Александровна

Школа: ГБОУ СОШ №191

Тема выступления: Личностно- ориентированный подход при создании проектных и исследовательских работ.

 Что такое личностно-ориентированный подход?

Личностно-ориентированный подход находится на стыке психолого- педагогических знаний, которые предлагает строить обучение в соответствии с принципом “развивающей помощи”. Оно состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему возможность  осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

 Принципиальными особенностями  данного подхода, является осуществление

такого типа обучения, при котором школьники учатся в ходе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Проектная деятельность – средство развития. Чтобы осуществить такой подход необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать атмосферу “свободы учения”, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего “развивающую помощь”.

При данном подходе не происходит формированием личности с заданными свойствами, а создаются условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Одна из  личностных функции учащегося, формирующаяся при данном подходе это функция мотивации (принятие и обоснование деятельности).

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Все мы ни раз слышали о мотивации, о её важности и знаем о необходимости её развития. А зачем? Почему это так важно?

Любое успешное обучение начинается с мотивации. Учащийся, да  и не только учащийся, каждый из нас лучше усваивает ту информацию, которая нас интересует, волнует, значима для нас, пригодится в будущем. Поэтому, для того чтобы усвоить новое знание, необходимо заинтересовать этим знанием. Наш мозг так устроен – прежде всего нам запоминается  та информация , которая нам кажется интересной и та которая личностно- ориентирована на нас. И это, вполне объяснимое явление : если бы мы воспринимали, усваивали и запоминали всё , то наш мозг просто напросто не справился с таким объемом информации. Мы бессознательно выбираем ту информацию, которая нам интересна и может пригодиться в нашей жизни. Это, можно сказать, своего рода защитная функция мозга. Но, безусловно, всё то что осталось, так скажем, за гранью наших интересов тоже усваивается, но все таки когда информация нам неинтересна и кажется не пригодится никогда необходимо прикладывать значительно больше усилий чтобы её усвоить. Поэтому так важно формировать мотивацию учащихся, заинтересовывать и указать на то каким образом знания могут быть применимы в их взрослой жизни за пределами школы. В рамках работы над проектом или исследованием сделать это  достаточно реально. Ничто не интересует нас так, как мы сами, наше здоровье и другие аспекты нашей жизни. Принцип выбора темы для исследовательской работы или проектной всегда обусловлен личным интересом.

Важные составляющие мотивации:

1. ощущение самостоятельности процесса поиска знаний - «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

 2. ощущение свободы выбора -«Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

3. ощущение успешности (компетентности) «У меня это получается, я понял, я умею!»

Каким образом можно реализовать данные составляющие?

1. ощущение самостоятельности процесса поиска знаний .

 Для реализации данной составляющей у ученика должно сложиться ощущение, что он сам дошёл до сути, ему не дали всё в готовом виде.(эффект загадки)Учитель направляет ученика, он не «рисует» линию пути, а намечает её пунктиром. По средствам заданий учитель направляет учащегося, создает ситуацию для решения того или другого вопроса.

2. свобода выбора реализуется за счёт возможности выбора темы проекта или исследования и в процессе работы над ним может раскрывать интересующую тему именно с той стороны , которая его интересует.

3. ощущение успешности (компетентности). Для того чтобы учащийся почувствовал себя успешно в конце работы он должен увидеть результат своего труда. На это нужно обратить особое внимание. Защита проекта и заявление себя как «специалиста» в данной области дает возможность ученику почувствовать себя уверенно. Если тема проекта достаточно глубокая – можно работать на перспективу, т.е. развивать ее дальше в следующих работах.

Ежегодно в нашей школе проходит научно- практическая конференция «Non progredi est regredi», где учащиеся выступают, защищая свои проектные работы. А после защиты лучшие из них по рекомендациям членов комиссии направляли  для  выступления на районных и городских  конференциях,  каких как РНПК «Мир науки». МНПК «Академия успеха», НПК «Дорога в малое Сколково». При этом ребята приобрели хороший опыт публичных  выступлений за пределами школы.

Проектная работа  может быть очень полезна при работе с отстающими учениками. Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою  неуспеваемость. И  это  не  случайно.  Неуспеваемость  обычно  отрицательно  сказывается  на отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает  у школьника плохое настроение  и  нередко  потерю  уверенности  в  собственные силы. Сущность приема состоит  в  том,  что  учитель  в  подходе  к  слабому, неуспевающему  ученику  выражает уверенность в его возможности  заниматься лучше и проявить себя в рамках проектной деятельности, которая строится по другим принципам, нежели стандартный урок. В проектной деятельности ученик может проявить себя совсем в другой стороны, раскрыв свои творческий способности.  

В заключении

Реализовать личностно- ориентированный подход достаточно сложно. Каждому учителю, как мне кажется, требуется время на осмысление этого подхода. И в какой то степени,  современный учитель, реализующий данный подход  должен обладать  элементарными знаниями психолога, тонко чувствовать детей и понимать их мир, который, бесспорно, совсем другой. Мы, учителя, вероятно, должны встать на ступеньку ближе к ученикам, чтобы лучше их понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.

Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....

Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.

Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....

Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.

Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

выступление на тему "Личностно-ориентированный подход" на уроках английского языка

Даётся определение  данной технологии, определяется результативность и внедрение технологии в образовательный процесс...

доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...