Методы исследования в биологии
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) на тему

Мурсалимова Татьяна Владимировна

Урок на тему "Методы исследования в биологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Методы исследования в биологии»

Дидактические цели:

Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Тип урока: открытие новых знаний

Формирование УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий:  «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание  схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование  информации  из одного вида в другой.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в тексте учебника,  анализировать  и оценивать  информацию.

Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование приборы.


Технологическая карта урока: «Методы изучения природы»  5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)

Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 

I.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск  и  формулировка темы урока.(2 мин)

 

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.

Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему  растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи.  Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?

(слайды презентации №2-4)

 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы (5 мин)

 

 

 

 

Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.

(ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

 

Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие  живых организмах?»

Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

 

Обобщают знания о  живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК  определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.

 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 

III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).

 

Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.

(ЭОР «Методы изучения живой природы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

ЭОР «Измерительные приборы»№130845

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 

 Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами;  условиях  активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)

 

Умеют планировать свои действия.

Сравнивают и обобщают полученные знания.

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 

 

IV. Открытие новых знаний 

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).

 Релаксация

 

Просматривают  ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.

 

 

Организует и направляет деятельность обучающихся  на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?

(ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

   

 

Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Знание

основных методы изучения живой природы.

Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам.

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 

V. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин).

 Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)

 

 

Помогает модераторам  (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.

Вместе с модераторами направляет работу участников группы.

  Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Взаимодействие в группе.

Знание методов изучения природы.

Умение

различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами.

 Коммуникативные: умения работать в группе,  с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VI. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).

 

Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника  п.2)

 

Методы изучения природы:

Примеры

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

Постановка проблемных вопросов к  познавательным задачам: определить биологические методы исследования.
1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника?
2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч.
3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.

Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).

 

Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.

Знают методы изучения природы

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха».

 

Анализ и оценка успешности достижения цели.

 Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?

Достигли вы цели поставленной в начале урока?

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование  способов саморегуляции и сотрудничества.

Осознают уровень  качества сформированных знаний.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и  групповой деятельности как единого  целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 

VIII. Домашнее задание

 (2 мин)

 

Фиксируют домашнее задание.

 

Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;

выполнить задание к параграфу;

составит кроссворд; подготовить мини – проект «Мое биологическое исследование».

 

 

 

 


Приложение 1. 

Примерные задания для групповой работы по теме: «Методы исследования в биологии» 5 класс.

Задание для группы №1

Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

Выберите то, что необходимо  для измерения объема жидкости и приготовления раствора.

Задание для группы №2

Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)

  1. Длина 1 листа -
  2. Длина 2 листа –
  3. Длина 3 листа -
  4. Длина 4 листа -
  5. Длина 5 листа –

     1.+  2.+  3.+ 4.+5

      ----------------------  =       см

                    5

Среднее значение длины -      см

Задание для группы №3

Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

Выберите то, что необходимо  вам для проведения лабораторной работы.

Задание для группы №4

Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ.

Задание для группы №5

Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока.

Задание для группы №6

Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему?

Ресурсы:

Литература для учителя:

1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005

2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012.

2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012

3. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единая коллекция ЦОР.

Таблица сравнения методов изучения живой природы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

ЭОР №130845 «Измерительные приборы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"

Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс)....

Презентация "Методы исследования в биологии"

Презентация  по биологии 9 класс, тема: "Методы исследования в биологии"...

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...