Главные вкладки

    Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"
    методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

    Викулова Елена Владимировна

    Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Методы исследования в биологии»

    Дидактические цели:

    Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

    Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

    Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Тип урока: открытие новых знаний

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД: определение  понятий:  «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

    Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание  схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование  информации  из одного вида в другой.

    Планируемые результаты обучения:

    Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

    Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.

    Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в тексте учебника,  анализировать  и оценивать  информацию.

    Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

    Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование приборы.


    Технологическая карта урока: «Методы изучения природы»  5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)

    Этапы урока

    Деятельность

    учащихся

    Деятельность

    учителя

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

     

    I.Самоопределение к деятельности.

    Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

    Поиск  и  формулировка темы урока.(2 мин)

     

    Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

    Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.

    Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.

    Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему  растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи.  Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?

    (слайды презентации №2-4)

     

     

     

    Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

     

    II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

    Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы (5 мин)

     

     

     

     

    Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.

    (ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

     

    Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие  живых организмах?»

    Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

     

    Обобщают знания о  живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК  определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.

     

    Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

    Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

     

    III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

    Цель: анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (5 мин).

     

    Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.

    (ЭОР «Методы изучения живой природы»

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

    ЭОР «Измерительные приборы»№130845

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 

     Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами;  условиях  активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)

     

    Умеют планировать свои действия.

    Сравнивают и обобщают полученные знания.

     

    Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

    Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные: 

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

     

     

    IV. Открытие новых знаний 

    Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).

     Релаксация

     

    Просматривают  ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.

     

     

    Организует и направляет деятельность обучающихся  на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?

    (ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

       

     

    Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

    Знание

    основных методы изучения живой природы.

    Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

    давать определения биологическим терминам.

     

     Коммуникативные:

    умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

    составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

    Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

     

    V. Самостоятельная работа и самопроверка.

    Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин).

     Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)

     

     

    Помогает модераторам  (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.

    Вместе с модераторами направляет работу участников группы.

      Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.

    Взаимодействие в группе.

    Знание методов изучения природы.

    Умение

    различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

    оперировать определенными биологическими терминами.

     Коммуникативные: умения работать в группе,  с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

    Личностные: мотивировать свои действия.

     

    VI. Включение в систему знаний и повторения.

    Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).

     

    Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника  п.2)

     

    Методы изучения природы:

    Примеры

    1.

    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

     

    Постановка проблемных вопросов к  познавательным задачам: определить биологические методы исследования.
    1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника?
    2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч.
    3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.

    Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).

     

    Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.

    Знают методы изучения природы

    Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

     

    Познавательные:

    заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

    классифицировать методы изучения живой природы.

    Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

    Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

    Личностные: мотивировать свои действия.

     

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

    .

    Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.

    Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха».

     

    Анализ и оценка успешности достижения цели.

     Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?

    Достигли вы цели поставленной в начале урока?

     

    Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование  способов саморегуляции и сотрудничества.

    Осознают уровень  качества сформированных знаний.

     

    Коммуникативные:

    понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

    Регулятивные:

    Выделять моменты своей и  групповой деятельности как единого  целого.

    Личностные:

    умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

     

    VIII. Домашнее задание

     (2 мин)

     

    Фиксируют домашнее задание.

     

    Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;

    выполнить задание к параграфу;

    составит кроссворд; подготовить мини – проект «Мое биологическое исследование».

     

     

     

     


    Приложение 1. 

    Примерные задания для групповой работы по теме: «Методы исследования в биологии» 5 класс.

    Задание для группы №1

    Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

    Выберите то, что необходимо  для измерения объема жидкости и приготовления раствора.

    Задание для группы №2

    Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)

    1. Длина 1 листа -
    2. Длина 2 листа –
    3. Длина 3 листа -
    4. Длина 4 листа -
    5. Длина 5 листа –

         1.+  2.+  3.+ 4.+5

          ----------------------  =       см

                        5

    Среднее значение длины -      см

    Задание для группы №3

    Рассмотрите рисунки,  на которых изображены приборы и оборудование.

    Выберите то, что необходимо  вам для проведения лабораторной работы.

    Задание для группы №4

    Какие фенологические исследования вы можете провести самостоятельно в природе. Подготовьте рассказ.

    Задание для группы №5

    Решите исследовательскую задачу: Измерьте длину окружности яблока.

    Задание для группы №6

    Рассмотрите рисунок и объясните ход эксперимента. В какой из банок семена гороха прорастут и почему?

    Ресурсы:

    Литература для учителя:

    1. Н.В.Дубинина, В.В. Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичекое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2001.-96 с.

    А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005

    2. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003

    3.А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003

    4.Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003

    5.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

    Литература для учащихся:

    1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2012.

    2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012

    3. Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

    4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.

    Электронные издания:

    1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

    Единая коллекция ЦОР.

    Таблица сравнения методов изучения живой природы:

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html

    ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

    ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)

    ЭОР №130845 «Измерительные приборы»

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm) 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

    Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

    Методическая разработка урока с использованием технологии обучение в сотрудничестве.

    Данный урок способствует развитию навыка у учащихся работы в малых группах. На уроке используются групповые формы работы и работа с историческими источниками. Применение цифровых образовательных ресур...

    Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

    КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

    Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

    В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

    методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям

    разработки уроков с использованием смарт доски на уроках математики в 7, 8, 10классах...

    методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям

    Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме:  Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...

    методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям

    Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме:  Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...