Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"
методическая разработка по географии (8 класс)
Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке использованы современные педагогические технологии. Представлено подробное описание использованных педагогом методов обучения, прилагается маршрутный лист урока для школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока географии "Почва-особое природное тело" 8 кл | 143 КБ |
marshrut_lis_k_urokupochvy.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс профессионального мастерства
«Мой лучший урок – 2021»
Номинация «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ»
Сценарий урока географии
по теме «Почва — особое природное тело»
для 8 класса
Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна,
учитель географии МБОУ гимназии №9
г. Невинномысск, 2021
Тема урока: Почва — особое природное тело
Класс: 8 класс
УМК: «Полярная звезда» Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др., 8 класс. М.: Просвещение, 2018
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный
ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.
ЗАДАЧИ:
образовательные: сформировать понятие "почва"; сформировать представления о различии почвы и горной породы, о строении почвы, её механическом составе и структуре, причинно-следственных связях между факторами почвообразования и типами почв; о закономерностях распространения различных типов почв и их значении в природе и жизнедеятельности человека;
развивающие: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить определять механический состав и структуру почвы; продолжить формирование умений работать с почвенной и другими картами, почвенными профилями;
воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.
УУД
Познавательные : сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.
Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения, сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
Личностные: осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ставропольского края).
Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.
Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация, видеофрагмент «Поговорим о почвах» Для опытов( для 5 групп): поднос, наборы из 3-х торфяных горшков с почвой, стакан с водой, резиновые перчатки.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: по источнику знания: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.
Организационная структура урока
*Сокращения: УУД познавательные- П, регулятивные-Р, коммуникативные-К, личностные-Л
Лист оценивания достижений (Ф.И.) ________________________________________ Приложение к уроку1
Работа на уроке | Оценка | Твоя оценка | |
Оцени свою работу с учебником и картой | Таблица заполнена полностью и правильно | 4-5 б. | |
Таблица заполнена частично или имеется 2-3 ошибки, которые были исправлены после проверки | 3 б. | ||
Таблица заполнена после проверки или имеется более 3 ошибок, которые не были исправлены | 2 б. | ||
Таблица не выполнена | 0 б. | ||
Оцени свою работу в лаборатории почвоведения | Работая в группе, вы правильно определили механический состав почвы | 3 б. | |
Работая в группе, вы ошиблись в определении механического состава почвы | 2 б. | ||
Ваша группа не смогла выполнить практическую работу | 0/1 б. | ||
Оцени свою активность на уроке | Активная работа на уроке (ответы на вопросы учителя, высказывание своей точки зрения по разным вопросам) | 0/1 б. | |
Работая в группе, именно вы выполняли практическую часть | 0/1 б. | ||
Вы руководили работой группы при практической работе | 0/1 б. | ||
ИТОГО: | 10 баллов | ||
Оцени достижение цели урока | Цель урока достигнута | Да/нет/ | |
Оцени свою заинтересованность | Тема урока была интересна | Да/нет | |
Оцени сложность | Урок показался мне сложным и непонятным | Да/нет | |
Оцени полезность | Полученные знания могут пригодиться в обыденной жизни | Да/нет |
Проведите взаимопроверку. Критерии оценивания:
Более 9-баллов - «5», 6 - 8 баллов - «4», 4 – 5 баллов - «3», менее 3 баллов - «2». Поставьте себе отметку
Нарисуй (смайлик)свой индикатор эмоционального состояния и успеха в достижении цели:
О Всемирной выставке 1900 года и эталоне чернозема. Докучаев о черноземе- для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем — вековечное неистощимое русское богатство!»
Большое внимание и даже восхищение посетителей этой выставки вызывал огромный кубовидный монолит русского чернозема, воспринимавшийся как символ природных богатств России. С того времени слава об этом образце русского чернозема распространилась очень широко и получила отражение в многочисленных литературных изданиях. О нем писали журналисты, писатели, агрономы, почвоведы. Однако сведения о нем были разноречивы. В них не приводилось документальных данных о том, где в России был взят этот эталон чернозема, каков его вид, где его описание и куда он делся после закрытия выставки. По наиболее распространенной версии он после закрытия выставки был сдан в Международное бюро мер и весов в г. Севр под Парижем и сохраняется там под стеклянным колпаком. Однако никто его там с того времени не видел. Выяснилось, что после закрытия Всемирной выставки разные институты и научные общества представили просьбы разрезать монолит чернозема на части и передать их для использования в разных музеях и выставках, но затем решили сохранить его целиком и по жребию он достался Сорбонне, где и хранился до 1968 года. В этом году во Франции произошли студенческие волнения и во время осады здания университета стеклянные защитные стенки монолита были разбиты, и экспонат чернозема разрушен. Некоторые крупные куски его были переданы Национальному агрономическому институту Франции, где их и увидел А.И. Иващенко. Было также выяснено, что огромный экспонат чернозема был взят в Бобровском районе (одно время в советские годы он назывался Панинским районом) Воронежской области; в целинной степи близ знаменитой “Каменной степи”.
… всегда пронизана многочисленными живыми и мертвыми травянистыми корешками. Отдельные составные части горизонта, обыкновенно в форме неправильных мелких зерен, придают ему крупитчатую мелкозернистую структу
Предварительный просмотр:
Научная лаборатория
__________________________
П Р А К Т И К У М.
Исследование образцов почв по механическому составу.
Из увлажнённой почвы скатайте жгут
и сделайте из него кольцо.
Если кольцо разваливается, то это песчаная почва;
если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная;
если трещины неглубокие — суглинистая;
если трещин нет — глинистая.
ВЫВОД ______________________________________
Маршрутный лист научного сотрудника
(Фамилия, имя) _______________________________
«Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя ________ нашего русского ____________ Он был, есть и будет кормильцем России». В.В. Докучаев
Тема урока ________________________________
Цель: _____________________________________
1. Отличие почвы от горных пород: наличие _____
2. Строение почвенного профиля – подписать название почвенных горизонтов:
А 0-________________
А 1- _______________
А 2- _______________
В- _________________
С- _________________
3. Факторы почвообразования: запиши на лепестках
Вывод: Важнейшим фактором для образования различных почв является__________________
4. Типы почв: заполни таблицу используя текст стр.144 и почвенную карту.
Тип почвы | Природная зона | Содержание гумуса | Плодородие
|
Тундрово-глеевые | |||
Подзолистые | |||
Дерново-подзолистые | |||
серые- лесные | |||
Черноземы | |||
Каштановые | |||
Серо-бурая |
_____________________________________________
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...
Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта с целью закрепления знаний, получен...
Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...
Методическая разработка урока географии "Африка. Географическое положение. История исследования"
Урок географии в 7 классе с использованием ЭОР...
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»...
Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"
Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....
Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»
Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока - комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир...