Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"
методическая разработка по географии (8 класс)

Шкиренок Людмила Григорьевна

Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке использованы современные педагогические технологии. Представлено подробное описание использованных педагогом методов обучения, прилагается маршрутный лист урока для школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства

 «Мой лучший урок – 2021»

Номинация «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ»

Сценарий урока географии

по теме «Почва — особое природное тело»

для 8 класса

Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна,

 учитель географии МБОУ гимназии №9

г. Невинномысск, 2021

Тема урока:         Почва — особое природное тело

Класс:         8 класс

УМК: «Полярная звезда» Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др., 8 класс. М.: Просвещение, 2018

Тип урока:         урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.

ЗАДАЧИ:

    образовательные: сформировать понятие "почва"; сформировать представления о различии почвы и горной породы, о строении почвы, её механическом составе и структуре, причинно-следственных связях между факторами почвообразования и типами почв; о закономерностях распространения различных типов почв и их значении в природе и жизнедеятельности человека;

   развивающие: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить определять механический состав и структуру почвы; продолжить формирование умений работать с почвенной и другими картами, почвенными профилями;

   воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.

УУД

Познавательные : сформировать умение самостоятельно  формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую  информацию;  переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать  со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.

Регулятивные:  планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения,  сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать     новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,  признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;  готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Личностные: осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ставропольского края).

Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.

Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация, видеофрагмент «Поговорим о почвах»  Для опытов( для 5 групп): поднос, наборы из 3-х торфяных горшков с почвой, стакан с водой, резиновые перчатки.

Формы организации работы в классе:   фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:  по источнику знания: словесные,  наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.          

Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Организационная структура урока

*Сокращения: УУД познавательные- П, регулятивные-Р, коммуникативные-К,  личностные-Л

Этап  урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД*

1. Организационный момент

(1 минута)

Настраивание обучающихся на урок, демонстрация готовности к уроку и их положительной мотивации

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку, настраивание на активную работу на уроке. Перед объяснением нового материала обучающимся предложено познакомиться с Памятником царю почв. Работа с презентацией.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня в начале урока я приглашаю вас на небольшую заочную экскурсию в Воронежскую область, где в 2013 году состоялось открытие очень интересного памятного знака.

Приветствуют учителя и настраиваются на урок.

Знакомятся с памятником русскому чернозему в поселке Панино Воронежской области.

Р-  развивает познавательный интерес, мобилизует внимание, учится уважению к окружающим;  

К – планирует учебное сотрудничество с учителем, умение совместно договариваться о правилах поведения и общения;

Л – понимает значение знаний для человека; имеет желание учиться; проявляет интерес к изучаемому предмету.

2. Актуализация

знаний учащихся

(3 минуты)

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания

Вступительное слово учителя.

- Ребята, в 2013 году в поселке Панино Воронежской области состоялось открытие этого памятника.  Композиция представляет земной шар с золочеными материками и сомкнутыми в круг колосьями пшеницы, который покоится на гранитном кубе, Вы видите, что на граните высечены слова великого русского ученого Василия Васильевича Докучаева, но, к сожалению, некоторые слова стали не видны, давайте прочитаем надпись и попытаемся восстановить утраченную запись: «Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя ____ нашего русского ______Он был, есть и будет кормильцем России».

Учитель подтверждает догадки детей о том, что это куб почвы (если обучающиеся не смогли определить, что именно чернозем называют кормильцем, то учитель предлагает вернуться к этому слайду в конце урока).

Участвуют в изучении надписи на памятнике и пытаются определить недостающие слова, в беседе с учителем рассуждают о каком царе идет речь и почему памятник выглядит в виде черного куба.

Отвечают на вопросы учителя о том, что кормит всех людей на земле. Определяют, что речь идет о почвах, о черноземах

П - умение устанавливать причинно- следственные связи, переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из рисунка в текст).

3. Сообщение темы и постановка цели урока

(4 минуты)

Сформулировать тему и согласовать цели урока

Учитель, опираясь на знания учащихся о почвах из курсов 5—6 и 7 классов, задает вопросы:

-Что такое почва?

- Рассказ учителя о первом научном определении почвы.

-Первое научное определение почвы тоже принадлежит В.В. Докучаеву: “Почва – это те дневные или близкие к ним горизонты горных пород, которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов – живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований”.

-Ребята, как вы думаете, так к каким телам природы относится почва? К живым или неживым? (к особым телам, с признаки живого и неживого).

Давайте вместе сформулирует тему сегодняшнего урока. Какая цель нашего урока? Какие задачи мы поставим сегодня перед изучением этой темы?

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем. Отвечают на вопросы, сами формулируют тему урока и ставят задачи, которые будут решать в ходе урока, делают записи в тетради.

К-уметь слушать, вступать в диалог и достигать в нем взаимопонимания;

Л- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р- планировать свою деятельность целеполагание, уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

4. Изучение нового материала

(15 мин)

Акцентировать внимание обучающихся на новом знание

Диалог по объяснению нового знания.

-Каково главное свойство почв?

От чего оно зависит? Кто из учёных внёс вклад в развитие учения о почвах? 

Затем ученики устанавливают, чем почва отличается от горной породы. С этой целью они изучают образцы горных пород (песок, глина) и почвы. Учитель слушает и уточняет ответы обучающихся и раскрывает особенности главного компонента почвы — гумуса, обеспечивающего почвенное плодородие.

Затем, используя рисунок 62 (с. 122 учебника) школьники знакомятся со строением почвы.

Учитель организует работу по выявлению причинно-следственных связей между условиями почвообразования типами почв, организует работу с почвенной картой.  

- Ребята, вы уже знакомы с почвенным разнообразием. Посмотрите на почвенную карту России. Особенность почвенной карты-её мозаичность и пестрота. Какие факторы влияют на образование почв?

Учитель в беседе с обучающимися формулирует факторы почвообразования и представляет их в виде ромашки, в центре которого слово «почва», а лепестки- климат, растительность, животные, рельеф, горные породы, грунтовые воды, деятельность человека, время.

- Какой из этих факторов, по вашему мнению, будет важнейшим для образования различных типов почв?

- Благодаря растительному миру в природе сложилось необычайная пестрота почвенного покрова.

- Давайте в этом убедимся, работая с картами

- Открываем карты растительности и почвенную. Сравниваем обе карты.

Слушает ответы и подводит к выводу, что

 каждой природной зоне соответствует свой тип почв.

Затем учитель организует самостоятельную работу обучающихся, которые на основе текста параграфа на с. 144 и почвенной карты заполняют таблицу:

Тип почвы

Природная зона

Содержание гумуса

Плодородие

Условия почвообразования (заполняется по желанию)

Тундрово-глеевые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

серые- лесные

Черноземы

Каштановые

Бурая

После самостоятельной работы учитель предлагает сверить выполненную работу с эталоном, показывая в презентации правильные ответы. При подведении итога самостоятельной работы учитель просит выяснить тип почв на территории Ставропольского края.

-Ребята, посмотрите на почвенную карту и определите какие почвы в Ставропольском крае, каково содержание гумуса в них и какие свойства?

Далее учитель рассказывает о том, какие бывают почвы по механическому составу (глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные) и по своей структуре. После объяснения учитель на доске, а ученики в тетради создают схему:

Учитель в ходе беседы наталкивает на мысль о том, что структуру почвы человек может изменять. Предлагает посмотреть видео фрагмент «Поговорим о почвах»

-Как улучшить структуру почвы? (рыхлить, делать компостные кучи…).

-Это повлияет на плодородие почв? (да)

Скажите, ребята, а в естественной среде структуру почв кто-нибудь улучшает? (дождевые черви) Передвигаясь,

дождевые черви перемешивают и разрыхляют землю. Корням растений легче проникнуть в

глубь почвы. Дождевые черви способствуют

образованию гумуса.

–Мы можем использовать эти знания при работе на приусадебном участке?

 Учитель вводит понятия «земельные» и «почвенные ресурсы». Особое внимание обращается на бережное отношение к почвенным ресурсам и охрану почв.

Отвечают на вопросы, сами наблюдают, сопоставляют , делают выводы, выдвигают версии и высказывают

свои предположения.

Школьники знакомятся со строением почвы. и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) в тетради.

Дети отвечают, среди ответов учитель находит нужный.

Школьники вспоминают закон широтной зональности, установленный В. В.  Докучаевым.

 

Работают с учебником, анализируют почвенную карту, заполняют таблицу, сверяют с эталоном, устраняют (при наличии) свои ошибки

Отвечают на вопросы

Слушают учителя, создают схему, делают запись в тетради

Отвечают на вопросы, рассуждают, выражают свое мнение,

учатся находить причинно-следственные связи, видят связь с биологией, экологией

Р – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи  в познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

 

К – умение выражать свои мысли по теме и проблеме урока, работать в сотрудничестве по  поиску и сбору информации;

Л – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

К - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5. Закрепление изученного материала

(10 мин)

 Закрепление материала и отработка практических навыков

- Ребята, переходим к практической части нашего урока. Я приглашаю вас заглянуть в лабораторию почвоведов, именно так называют людей, изучающих свойства почв.  Прошу объединиться в несколько групп. Чтобы установить, как различаются почвы по механическому составу рассмотрите образцы различных почв: супесчаную, суглинистую. Затем они из увлажнённой почвы скатайте жгут и сделайте из него кольцо.

Если кольцо разваливается, то это песчаная почва; если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная;

если трещины неглубокие — суглинистая;

если трещин нет — глинистая.

Учитель руководит работой групп почвоведов, помогает организовать работу.

Ребята объединяются в 4-5 группы для совместной работы

Выполняют работу по инструкции учителя, сравнивают полученные результаты, обсуждают их и делают выводы

Р- фиксировать затруднения в пробном учебном действии; контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном;  

П - выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять механической состав почв

К- выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; умение совместно работать в группе;

6. Рефлексия

(5 минут)

Закрепить    изученное

-Подведем итоги нашего урока.

-Что же мы сегодня узнали, какие открытия совершили? (слушает ответы, корректирует, помогает при необходимости)

-Молодцы! Я вами довольна! А вам понравилось быть сотрудниками лаборатории почвоведения?

Если вначале урока ребята не ответили на вопрос о Черноземе, то учитель возвращается к началу урока и просит ответить на тот же самый вопрос.

-Давайте вспомним сейчас запись на памятном знаке, о котором мы говорили вначале урока

«Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя Почв нашего русского Чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России».

-Сейчас вы ответите на вопрос, почему именно Чернозем считают кормильцем России?

Учитель организует самооценку достижений учащихся:

-Оцените свою работу, заполнив лист оценивания достижений.

-Поменяйтесь работой с рядом сидящим и проведите взаимопроверку.

Ребята сами отвечают, руководствуясь записями на доске и в тетради.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность заполняют лист оценивания, ставят самооценку

П – ориентируется в своей системе знаний.

Р – оценивает собственную деятельность на уроке.

Л – проявляет интерес к предмету, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,  готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

7. Итог урока, сообщение домашнего задания

(2 мин)

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

Обсудить домашнее задание

-Итак, ребята, заканчивая наш урок, хочу задать вам такой вопрос. Наверняка у ваших родителей, бабушек, дедушек есть дача, что бы вы им рассказали, может быть посоветовали, придя с нашего урока?

Учитель собирает листы оценивания и объясняет домашнее задание. 

Дома – изучить §38вопросы: с 1 по 6 устно, используя дополнительные источники информации письменно ответить на вопрос: «Есть ли у почвы враги» .

Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке.

Записывают Д|З

Задают уточняющие вопросы, рассуждают о возможном использовании полученных знаний в жизни.

 

Умение воспринимать информацию

Лист оценивания достижений (Ф.И.)  ________________________________________              Приложение к уроку1

Работа на уроке

Оценка

Твоя оценка

Оцени свою работу с учебником и картой

Таблица заполнена полностью и правильно

4-5 б.

Таблица заполнена частично или имеется 2-3 ошибки, которые были исправлены после проверки

3 б.

Таблица заполнена после проверки или имеется более 3 ошибок, которые не были исправлены

2 б.

Таблица не выполнена

0 б.

Оцени свою работу в лаборатории почвоведения

Работая в группе, вы правильно определили механический состав почвы

3 б.

Работая в группе, вы ошиблись в определении механического состава почвы

2 б.

Ваша группа не смогла выполнить практическую работу

0/1 б.

Оцени свою активность на уроке

Активная работа на уроке (ответы на вопросы учителя, высказывание своей точки зрения по разным вопросам)

0/1 б.

Работая в группе, именно вы выполняли практическую часть

0/1 б.

Вы руководили работой группы при практической работе

0/1 б.

ИТОГО:

10 баллов

Оцени достижение цели урока

Цель урока достигнута

Да/нет/

Оцени свою заинтересованность

Тема урока была интересна

Да/нет

Оцени сложность

Урок показался мне сложным и непонятным

Да/нет

Оцени полезность

Полученные знания могут пригодиться в обыденной жизни

Да/нет

Проведите взаимопроверку.              Критерии оценивания:

Более 9-баллов - «5», 6 - 8 баллов - «4», 4 – 5 баллов - «3»,  менее 3 баллов - «2».         Поставьте себе отметку         

Нарисуй (смайлик)свой индикатор эмоционального состояния и успеха в достижении цели:  

                                      О Всемирной выставке 1900 года и эталоне чернозема. Докучаев о черноземе- для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем — вековечное неистощимое русское богатство!»

Большое внимание и даже восхищение посетителей этой выставки вызывал огромный кубовидный монолит русского чернозема, воспринимавшийся как символ природных богатств России. С того времени слава об этом образце русского чернозема распространилась очень широко и получила отражение в многочисленных литературных изданиях. О нем писали журналисты, писатели, агрономы, почвоведы. Однако сведения о нем были разноречивы. В них не приводилось документальных данных о том, где в России был взят этот эталон чернозема, каков его вид, где его описание и куда он делся после закрытия выставки. По наиболее распространенной версии он после закрытия выставки был сдан в Международное бюро мер и весов в г. Севр под Парижем и сохраняется там под стеклянным колпаком. Однако никто его там с того времени не видел. Выяснилось, что после закрытия Всемирной выставки разные институты и научные общества представили просьбы разрезать монолит чернозема на части и передать их для использования в разных музеях и выставках, но затем решили сохранить его целиком и по жребию он достался Сорбонне, где и хранился до 1968 года. В этом году во Франции произошли студенческие волнения и во время осады здания университета стеклянные защитные стенки монолита были разбиты, и экспонат чернозема разрушен. Некоторые крупные куски его были переданы Национальному агрономическому институту Франции, где их и увидел А.И. Иващенко. Было также выяснено, что огромный экспонат чернозема был взят в Бобровском районе (одно время в советские годы он назывался Панинским районом) Воронежской области; в целинной степи близ знаменитой “Каменной степи”.

… всегда пронизана многочисленными живыми и мертвыми травянистыми корешками. Отдельные составные части горизонта, обыкновенно в форме неправильных мелких зерен, придают ему крупитчатую мелкозернистую структу



Предварительный просмотр:

         

   Научная лаборатория  

    __________________________                

  П Р А К Т И К У М.

Исследование образцов почв по механическому составу.

Из увлажнённой почвы скатайте жгут 

и сделайте из него кольцо.

Если кольцо разваливается, то это песчаная почва;

если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная;

если трещины неглубокие — суглинистая;

если трещин нет — глинистая.

ВЫВОД ______________________________________


Маршрутный лист научного сотрудника

(Фамилия, имя) _______________________________                

 

«Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя ________ нашего русского ____________ Он был, есть и будет кормильцем России». В.В. Докучаев

    Тема урока ________________________________

  Цель: _____________________________________

 

 1. Отличие почвы от горных пород: наличие _____

 

2. Строение почвенного профиля – подписать название почвенных горизонтов:

А 0-________________

А 1- _______________

А 2- _______________

В- _________________

С- _________________

        

3. Факторы почвообразования: запиши на лепестках

         

               

   

Вывод: Важнейшим фактором для образования различных почв является__________________

4. Типы почв: заполни таблицу используя текст стр.144 и почвенную карту.

Тип почвы

Природная зона

Содержание гумуса

Плодородие

 

Тундрово-глеевые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

серые- лесные

Черноземы

Каштановые

Серо-бурая

_____________________________________________

5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"

Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»

Методическая разработка  урока  географии в 9 классе  по теме: «Природные условия и человек»...

Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"

Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....

Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»

Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока - комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир...