Урок биологии в 11 классе на тему: "Основные закономерности эволюции"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Тема урока : Основные закономерности эволюции.

Тип урока: Изучение новой темы.

Класс: 11 А.

Цель: Выявить основные закономерности эволюции.

Задачи:

Образовательные: изучить основные направления эволюции органического мира,

                         рассмотреть соотношение между главными путями эволюции,

                        охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов.

Развивающие: формировать умения логического изложения теста, умения выделять признаки,

                           делать выводы, внимательно слушать партнёра.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, культуру поведения, взаимоуважения.

Оборудование: таблица «Эволюция», карточки с вопросами, презентация, компьютер, экран,

                          фрагмент фильма «Ароморфозы у животных».

План урока: 1. Актуализация знаний «Способы видообразования»

                      2. Изучение новой темы «Основные закономерности эволюции»

                      3. Закрепление знаний.

                      4. Дополнительная информация – сообщение учащихся по теме: «Воздействие

                          человека на природу».

                      5. Итоги урока и рефлексия.

                      6. Объяснение домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_11kl.-_osnovnye_zakonomernosti_evolyutsii.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии с применением образовательных структур Сингапурского проекта.

Составила: Учитель биологии Гафарова Наиля Вагизовна МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»  

Тема урока : Основные закономерности эволюции.

Тип урока: Изучение новой темы.

Класс: 11 А.

Цель: Выявить основные закономерности эволюции.

Задачи:

Образовательные: изучить основные направления эволюции органического мира,

                         рассмотреть соотношение между главными путями эволюции,

                        охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов.

Развивающие: формировать умения логического изложения теста, умения выделять признаки,

                           делать выводы, внимательно слушать партнёра.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, культуру поведения, взаимоуважения.

Оборудование: таблица «Эволюция», карточки с вопросами, презентация, компьютер, экран,

                          фрагмент фильма «Ароморфозы у животных».

План урока: 1. Актуализация знаний «Способы видообразования»

                      2. Изучение новой темы «Основные закономерности эволюции»

                      3. Закрепление знаний.

                      4. Дополнительная информация – сообщение учащихся по теме: «Воздействие

                          человека на природу».

                      5. Итоги урока и рефлексия.

                      6. Объяснение домашнего задания.

Всё познайте: небо, земли, воды,
За слогом слог – до самых недр природы.

Гёте

Ход урока.

I.Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, я рада вас всех видеть. Сегодня работаем в командах. Прошу вас проявить внимание, творчество и взаимопонимание.

Учитель: Озвучивает тему урока «Основные закономерности эволюции» и

                 задачу урока «Изучить основные направления эволюции органического мира».

II. Актуализация знаний по теме: «Способы видообразования»

1. Учитель: Какими изменениями сопровождаются процессы видообразования? (слайд 1)

                На столе дана схема «Процесса видообразования».

Задание. Рассмотрите схему, подумайте, запишите изменения, происходящие при

               видообразовании. Время на выполнение ограничено- 2 мин. (время закончилось)

               Прочертите линию после последнего ответа.

Продолжаем  работать , применяя структуру «СТЁ ЗЕ КЛАСС»

Ученики:  1) встают, поднимают руку и находят себе пару. 2) Начинает отвечать в паре тот кто «выше ростом». Ученики прочитывают ответы друг другу, ставят на полях галочку, если у них этот ответ записан, и записывают новые признаки ниже линии. (по1 мин. на работу каждому в паре). 3)После двух минут беседу заканчивают и каждый благодарит своего партнёра за представленную дополнительную информацию. Затем все занимают свои места.

Учитель:  озвучить ответ на вопрос: Какими изменениями сопровождаются процессы видообразования? Отвечает команда №5 ученик под № 4.

2. Учитель : Характеристика способов видообразования.

Задание: Выполнить соотношение признаков соответственно способам видообразования (задание из ЕГЭ). Ученик под  №2 раздаёт листочки участникам команды, каждый подписывает свой листочек Время на выполнение ограничено- 1мин. По окончании положить листочки на край стола.

III. Изучение новой темы.

1.Подготовка к восприятию материала.

Учитель: Записываем тему урока. Идеи о направленном характере  эволюции,  идущей по пути прогресса основываются на работах И.Н Шмальгаузена и А.Н.Северцева, русских эволюционистов. Выскажите мнение -Что изображает данная схема?

Ученики: Анализируют схему по таблице «Эволюция». Развитие происходило и происходит по пути совершенствования  организмов от простого к сложному, от низших форм  жизни к высшим.

Учитель: Учёные выделили  Основные направления эволюционного процесса- это Биологический прогресс и регресс.

2.Постановка проблемы: Чем характеризуется Биологический прогресс?

Применяю структуру «СИНГЛ  РАУНД РОБИН»

Задание: Проанализируйте схему Биологического прогресса, которая дана на ваших столах. Подумайте. Затем каждый по кругу отвечает по очереди один раз . Начинает ученик под №1 .

Обобщить  ответ : Чем характеризуется Биологический прогресс?  отвечает команда №2 ученик под № 2.

1). Происходит увеличение численности особей в популяции

2). Расширяется ареал обитания

3). Образуются новые признаки и новый вид.

Учитель : Какими путями достигается биологический прогресс?

Разнообразные изменения в строении организмов достигаются различными  путями. Это ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция.

Задание: выяснить  пути эволюции. Дать характеристику эволюционному пути, написанному на листе жёлтого цвета. Ученик №3 берёт лист жёлтого цвета и читает вслух написанное слово. Все Работают с учебником. Найти определение и описание процесса. Время ограничено-1-2 мин.

Ученик: работают с текстом учебника.

Учитель :Применяю структуру «РЕЛЛИ РОБИН», ученики работают с партнёром «по плечу», начинает тот у кого «светлее глаза». Дают определение, указанного процесса (по15 сек каждому).

Давайте обобщим ответ  –какими путями достигается прогресс? Отвечают ученики под № 4 из каждой команды .

Учитель: продолжаем работу.

Вам предстоит выполнить Практическую работу. Но прежде просмотрите фрагмент фильма «Ароморфозы», Цель - «увидеть» ароморфозы у животных.

Ученики: Просматривают фрагмента фильма «Ароморфозы» (1мин)

Анализ фильма: К какому процессу приводит ароморфоз? Отвечает команда №3 ученик под №1

3. Практическая работа по теме «Ароморфозы у животных».

Задача : Выявить ароморфозы у животных  рисункам.

1)Учитель :Задание : Увидеть ароморфозы у разных классов животных, возникшие в разных системах органов. Время ограничено-2 мин.

Ученики: Работают по рисунку и по учебнику 7 класса.

Команда №1 выявляет ароморфозы у класса « Рыбы»,

Команда №2 – у класса «Амфибии»,

Команда №3 – у класса «Рептилии»,

Команда №4- у класса «Птицы»,

Команда №5 – у класса «Млекопитающие».

 По истечении времени каждый ученик в команде по очереди отвечает по одному разу .

4. Постановка проблемы: Чем характеризуется Биологический регресс?

 

Учитель : Задание- рассмотрите схему Биологического регресса. Сравните две схемы двух противоположных процессов. Выявите различия. Подумайте .

Вам даётся время подумать (30 сек), Напишите признаки биологического регресса(1мин):

Ученики : пишут в тетрадях –

1) Сокращается численность особей

2) Сужается ареал обитания

3) Исчезает вид.

Учитель: применяю структуру «ИНСАЙД- АУТСАЙД СЁКЛ»  (7мин).

Скажи друг другу спасибо за совместную  работу . Предлагаю всем тихонько вернуться на свои места.

IV. Закрепление знаний.

1) Учитель: Задание – Нарисовать плакат- постер по предложенной теме из урока.

Ученик под №1 берёт красный лист, читает тему постера.

Учитель : вам даётся время подумать, обсудить, нарисовать и защитить плакат. В составлении постера принимает участие каждый ученик. Время для работы-5 минут.

Темы для плакатов: 1команда- биологический прогресс,

2 команда – биологический регресс

3 команда – ароморфозы,

4 команда – идиоадаптации,

5 команды – дегенерации.

2) Показать соотношение разных путей эволюции по схеме Северцева (слайд 32)

3) Дополнительная информация на теме: «Воздействие человека на природу».

Ученики : выступают с сообщением , демонстрируют рисунки мутаций у животных (слайд 33-34)

Глобальные экологические проблемы

  • Климатические изменения.
  •  Нарушение озонового слоя.
  •  Загрязнение атмосферы и гидросферы.
  •  Уничтожение лесов.
  •  Изменение состояния почв.
  •  Опустынивание.
  •  Потеря биоразнообразия и др.

4) Готовят билетик на выход.

Выполняют задание на составление соотношений (слайд 35)

Сдают работы учителю.

V. Рефлексия .

Учитель: Организует беседу по основной цели урока , подводит учащихся к выводу по изученной теме урока. Оценивает работу учеников на уроке.

Ученики: приходят к выводу о направленном процессе эволюции, о непосредственном влиянии человека на приспособленности животных к меняющимся условиям среды. Готовят «билетик на выход».Сдают работы учителю.

VI. Домашнее задание.

Заполнить таблицу:    «Характеристика биологического прогресса и биологического регресса».    § 52, стр.176 -180     учебник «Общая биология»

Н.И.Сонина. Повторить Записи в тетради.

 

Список литературы

  1. Сонин Н.И.  Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 215 с.
  2. Сонин Н.И.  Живой организм. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009. – 176 с.

      3.   Яндекс Научно-технический словарь. 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/3233/%D0%9E%D0%9F%D0%9B%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

   4. Открытый класс-сетевые образовательные коллекции

http://www.medbiol.ru/medbiol/botanica/001c90be.htm



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока математики 5 класс по теме "Основное свойство дроби" по учебнику Зубаревой

Папка содержит музыкальную презентацию и конспект урока математики в 5 классе по теме "Основное свойство дроби". Урок-обобщение....

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

тесты для 9 класса по теме "Основные экологические закономерности"

Тестовые задания с ответами составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания обрахования для  основной школы  по теме "Основные экологические закономерности".  Тесты могут ...

Презентация по биологии 6 класса по теме: "Основные экологические группы растений"

особенности основных экологических групп растений,приспособленность их к местообитанию...

урок биологии 7 класс "Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Учащимся предалагется план изучения материала с использованием видеурока и презентации,закрепеление изученного с помощью выполнения теста...

Обобщающий урок в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений».

Обобщающий урок в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений». Перепелицина Людмила Васильевна -учитель химии МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды Ставропольского ...