Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_d-t.docx | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Умение составлять маршруты простейших экологических троп на примере ЦПКиО им. Белоусова.
5. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «Экологические тропы парковых зон Тулы» (на примере ЦПКиО им. Белоусова)
имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов.
На 1 год обучения - «Познавательная экология» (68 часов).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Экологические тропки «по историческим местам парка».
- Экологические тропки «Растения парка»
- Экологические тропки «Животные парка»
- Экологические тропки «Человек в парке»
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежеквартальные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли» и выпуск экологической газеты.
- Место в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 68 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
- Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- типичных представителей растительного и животного мира ЦПКиО;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки орастениях, животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- составлять маршруты экологических троп.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Экологические тропы парковых зон Тулы» - 68 часов
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты | |||
теория | практика | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Введение (2 часа) | 1 | 1 | - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Познавательные универсальные учебные действия- ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей; Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернета адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации. | - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Коммуникативные универсальные учебные действия-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности- формулировать собственное мнение и позицию;- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. -предвосхищать результат.-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей | |
1 | Вводное занятие. | 1 | ||||
2 | Экскурсия «Живая и неживая природа» | 1 | ||||
1. По историческим местам ЦПКиО (8 часов) | 5 | 3 | ||||
3 | История основания ЦПКиО | 1 | ||||
4 | Работа с литературными источниками и материалами интернета | 1 | ||||
5 | Работа над проектом «Виды старой Тулы» | 1 | ||||
6 | Фотовыставка «Виды старой Тулы» | 1 | ||||
7 | Игра «Угадай, где это?» (сравнение старых видов Тулы и современных) | 1 | ||||
8 | Разработка маршрута экологической тропы «По историческим местам ЦПКиО» | 1 | ||||
9-10 | Экскурсия «По историческим местам ЦПКиО» (экологическая тропа 1) | 2 | ||||
2. Растительный мир ЦПКиО (10часа) | 6 | 4 | ||||
11 | Викторина «Знаешь ли ты деревья?» | 1 | ||||
12 | Просмотр видеофильма о различных деревьях | 1 | ||||
13 | Экскурсия «Осень в парке» | 1 | ||||
14 | «Зарисовки натуралиста». (Рисунки листьев и изготовление гербарных материалов)Изготовление поделок из природного материала | 1 | ||||
15 | Дерево – целый мир. | 1 | ||||
16 | Проект «Кто-кто в теремочке живет?» | 1 | ||||
17 | Просмотр фильма о цветковых растениях России | 1 | ||||
18 | Викторина «Цветики-цветочки» | 1 | ||||
19-20 | Проект «Цветочные часы» | 2 | ||||
3. Животный мир ЦПКиО (14 часов) | 10 | 4 | ||||
21 | Многообразие животных | 1 | ||||
22 | Птицы парка | 1 | ||||
23 | Просмотр фильма о птицах России. | 1 | ||||
24 | Викторина « Угадай, кто поет?» | 1 | ||||
25-26 | Изготовление кормушек для птиц | 2 | ||||
27-28 | Другие животные парка. | 2 | ||||
29 | Экскурсия «Идем кормить белок!» | 1 | ||||
30 | Биологическое лото «Учим насекомых» | 1 | ||||
31-32 | Кто кого ест? Пищевые цепочки на примере парка. | 2 | ||||
33 | Экскурсия «Зима в парке» | 1 | ||||
34 | Проект «Чьи это следы петляют?..» | 1 | ||||
4. Водные системы парка (4 часа) | 4 | |||||
35 | Водоемы ЦПКиО | 1 | ||||
36 | Викторина «Кто живет в пруду?» | 1 | ||||
37 | Растения пруда | 1 | ||||
38 | Животные пруда | 1 | ||||
5. Человек и природа ( 20 часов) | 12 | 8 | ||||
39 | Одомашнивание животных. | 1 | ||||
40 | Домашние животные | 1 | ||||
41 | Экскурсия на конюшню ЦПКиО | 1 | ||||
42 | Обитатели живого уголка ЦПКиО | 1 | ||||
43 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | ||||
44 | Уход за домашними животными. На примере домашних питомцев. | 1 | ||||
45-46 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 2 | ||||
47 | Фотовыставка « Мой домашний питомец» | 1 | ||||
48 | Значение животных в жизни человека | 1 | ||||
49-50 | Декоративные растения в ЦПКиО | 2 | ||||
51 | Элементы ландшафтного дизайна | 1 | ||||
52 | Проект «Самая красивая клумба» | 1 | ||||
53-54 | Посадка семян декоративных растений | 2 | ||||
55 | Экскурсия «Весна в парке» | 1 | ||||
56 | Игра «Самый наблюдательный» (о весенних явлениях в природе) | 1 | ||||
57 | Как защитить парк от негативной деятельности человека | 1 | ||||
58 | Акция «Сохраним ЦПКиО – зеленые легкие Тулы!» | 1 | ||||
6. Выходим на экологическую тропу (10 часов) | 5 | 5 | ||||
59 | Разработка маршрута экологической тропы «Растительный мир ЦПКиО» | 1 | ||||
60 | Экологическая тропа 2. «Растительный мир ЦПКиО» | 1 | ||||
61 | Разработка маршрута экологической тропы «Животный мир ЦПКиО» | 1 | ||||
62 | Экологическая тропа 3. «Животный мир ЦПКиО» | 1 | ||||
63 | Разработка маршрута экологической тропы «Декоративные растения ЦПКиО» | 1 | ||||
64 | Экологическая тропа 4. «Декоративные растения ЦПКиО» | 1 | ||||
65 | Экологическая тропа 5. «В живом уголке» | 1 | ||||
66 | Разработка маршрута экологической тропы « Водоемы ЦПКиО» | 1 | ||||
67 | Экологическая тропа 6 « Водоемы ЦПКиО» | 1 | ||||
68 | Итоговое занятие | 1 | ||||
Итого: | 68 часов |
Содержание курса
«Экологические тропы парковых зон Тулы» - 68 часов
Введение (2 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Живая и неживая природа.
Экскурсия «Живая и неживая природа»
- По историческим местам ЦПКиО (8 часов)
Знакомство с историей создания ЦПКиО и биографией его основателя Т.И. Болотова. Подбор литературы и фотоматериала. Создание маршрута «Исторические места ЦПКиО».
Экологическая тропа 1 «По историческим местам ЦПКиО»
- Растительный мир ЦПКиО (10часа)
Многообразие растительного мира парка. Знакомство с древесными и травянистыми растениями парка. Значение растений в природе и жизни человека. Составление простейших гербариев. Цветочные часы.
Экскурсия «Осень в парке»
- Животный мир ЦПКиО (14 часов)
Многообразие животного мира парка. Птицы парка. Голоса птиц. Изготовление кормушек для птиц. Насекомые и другие беспозвоночные парка. Изучение следов животных. Элементарные основы составления пищевых цепочек.
Экскурсия «Идем кормить белок!»
- Водные системы парка (4 часа)
Система прудов ЦПКиО и их обитатели. Пруд – отдельная экосистема.
- Человек и природа ( 20 часов)
Различные направления деятельности человека в парке. Содержание животных в неволе, приемы ухода за домашними животными. Живой уголок. Ландшафтный дизайн. Декоративные растения парковой зоны. Основные аспекты природоохранной деятельности человека.
Экскурсия на конюшню ЦПКиО
Экскурсия «Весна в парке»
- Выходим на экологическую тропу (10 часов)
Разработка маршрутов экологических троп
Экологическая тропа 2. «Растительный мир ЦПКиО»
Экологическая тропа 3. «Животный мир ЦПКиО»
Экологическая тропа 4. «Декоративные растения ЦПКиО»
Экологическая тропа 5. «В живом уголке»
Экологическая тропа 6 « Водоемы ЦПКиО»
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к
живым объектам.
Любовь к родному краю.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений
ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности экологического направления "Почемучки"
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы у детей 10-12 летОсновными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экс...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5А класса «РАДУЖНЫЙ МИР»
Программа направлена на учащихся 5 класса, включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности "Экологическая безопасность человека"
Программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая безопасность человека" соответствует требованиям ФГОС ООО....
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
laquo; Экологическое пространство школы » 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс
Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....
Программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Программавнеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я» 5-8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» для обучающихся 8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ...