«Применение инновационных технологий на уроках биологии. Активизация познавательной деятельности учащихся».
методическая разработка по биологии на тему

Богомолова Тамара Вениаминовна

Нет ничего более ценного, чем обмен опытом, желание совершенствоваться, стремление наполнить жизнь детей добром, радостью открытий, желанием узнавать мир, счастьем. Каждый ребёнок - это целый мир. И каким будет этот мир, во многом зависит от нашего с Вами труда, уважаемые коллеги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»

                                                                                                         Л. Толстой                                   

Проблема, над которой работает МО: «Формирование экологического и правового воспитания учащихся на уроках, развитие познавательной самостоятельности и творческих качеств учеников».

Проблема, над которой работаю я: «Применение инновационных технологий на уроках биологии. Активизация познавательной деятельности учащихся».

Ведущие идеи:

  • личностный подход
  • успешность и преемственность обучения и воспитания
  • гуманизация отношений
  • экологическое образование и воспитание
  • практическая направленность обучения
  • дифференциация обучения
  • формирование  здорового образа жизни.

Для этого внедряю следующие инновационные технологии:

- личностно-ориентированный подход

- принцип развивающего обучения Л.В.Занкова и Л.Г.Петерсон

- интегрированный подход

- интерактивную методику

- метод проектов, предполагающий  практическое применение полученных знаний

- научно–исследовательскую работу (организация  работы с одаренными детьми)

Цель инновационной деятельности:  привлечь внимание учащихся к предмету биологии, повысить уровень и качество знаний учащихся.

Сущность инновационной деятельности:  создать коллективно-распределительную деятельность между учителем и учеником, учеником и учеником.

Основная форма работы: учебный диалог, учебный полилог.

Задача: организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала.

 

Ожидаемый результат:

  • повышение успеваемости учащихся
  • воспитание экологического мышления у обучающихся
  • повышение уровня компетентности выпускников

Перечень вопросов по самообразованию

1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.

stock vector : Reading Book Together 2. Работать   над   созданием   в   коллективе   учащихся   класса   творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3. Распространение      педагогического      опыта:     показать открытые уроки для учителей школы и района, создать собственный сайт.

4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.

6. Планомерное   и   систематическое   совершенствование   методов   учебно-воспитательного процесса - во всех классах.

7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

8. В каждом классе, где преподаю биологию, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

 9. Продолжать работать над методической проблемой:

«Применение инновационных технологий на уроках биологии. Активизировать познавательную деятельность учащихся».

 10. Разработать  программу  и  занятия элективного  курса: «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся»

 

Формы работ с применением инновационных технологий на уроках биологии

Этапы урока

Формы урока

I.  Актуализация опорных знаний

«Микрофон»

Учитель предлагает высказать свою точку зрения по данному вопросу, проблеме. Каждая мысль учеников фиксируется на доске

«Пятиминутка»

Проверка учителем знаний учеников по терминам и понятиям.

Сопоставление термина и его значения.

«Аукцион»

Ученики должны вспомнить все новые изученные понятия по изученной теме. Победитель тот, кто вспомнит и объяснит наибольшее количество слов.

«Верю - не верю»

Ученикам предлагается ответить на вопрос, который начинается со слов «Верите ли Вы…»

«Биологические пазлы»

Группа учащихся получает карточки, из которых необходимо сложить понятие

«Переводчик»

Один ученик дает понятие, другой - его объясняет

«Поиск аналогий»

Учитель называет понятие, а ученики подбирают аналогичное, ранее изученное и обосновывают свой ответ

«Узнай меня»

Учитель предлагает учащимся выступить от имени какого-то животного или растения, при этом , не называя его, но описывая особенности его строения. Класс должен сказать о ком идет речь

«Биоразминка»

У таблицы отвечает ученик на вопросы учителя или учащиеся задают вопросы отвечающему на знание строения какого-либо органа или существа

II.  Мотивация

«Незаконченное предложение»

Учитель на доске записывает предложение по новой теме, которое не закончено. В конце урока ученики его дополняют

«Цветок»

Учитель на доске рисует цветок (серединка и несколько лепестков). В середину записывает понятие, в конце урока на лепестках записывается основная характеристика

«Ожидание»

Ученик записывает на листочке «Дерева знаний» свои желания на урок, озвучивает его, выходит к доске и прикрепляет на дерево

«Описание»

Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения и высказать мысль, для чего взяты эти слова

«Проблемный вопрос»

Постановка вопроса проблемного характера

«Удивляй»

Учитель приводит удивительные факты по изучаемой теме, тем самым заинтересовывает учеников

III.  Изучение нового материала

«Банк идей» (работа в парах)

Каждая пара должна записать причины какого-либо процесса

«Поиск истины»

Ученики изучают новый материал самостоятельно, делают выводы и доказывают примерами

«Цепочка событий»

Ученики по ходу объяснения учителем нового материала составляют таблицу

или схему

«Займи позицию»

Ученики поднимают карточку соответствующего цвета, тем самым, говоря о своем мнении  к данному вопросу по теме. Затем его обосновывают

«Обучаясь - учусь»

После изучения самостоятельно новой темы, ученик выступает со своим докладом. Таким образом, идет обмен информацией, мыслями и это способствует лучшему запоминанию

«Мифы и реальность»

Анализируя новый материал, ученик определяет взаимосвязь между строением и функциями органов и систем органов, предлагая свои аргументы, делает выводы

«Творческая лаборатория»

Ученик ищет ответ на проблемный вопрос или решает данную учителем ситуацию

«Поиск информации»

Ученики работают  с дополнительной литера-турой  и выбирают, анали-зируют, отвечают на вопросы

«Метод Ривина»

Чтение текста абзацами - выделяют новые термины и понятия - выясняют значение - подбирают вопросы к тексту

IV.  Закрепление изученного  материала

«Пресс»

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы фразами: «Я считаю, что…», «Потому, что…», «Например…»

«Графический диктант»

Среди предложенных учителем утверждений есть правильные и ложные. Ученик правильные обозначает +, а ложные -

«Мозговой штурм»

Ученикам необходимо высказать свою точку зрения на поставленный вопрос, прокомментиро-вать его, доказать свою точку зрения

«Интервью»

Учитель предлагает учащимся составить ряд вопросов  и объяснить, почему эти вопросы им интересны

«Короче - еще короче»

Метод обучает лаконично высказать свою мысль, дает возможность эффективно проработать материал учебника. Учитель предлагает прочитать пункт параграфа, высказать основную мысль одним - двумя предложениями

«Проверь себя»

Выполнение учащимися тестовых заданий с последующей проверкой с помощью готовых ответов и выставить себе оценку соответственно критериям

V.  Рефлексия.  Итоги урока

«Моя опора»

По опорным словам ученики определяют основные моменты изученной темы (один ученик начинает, другой - продолжает)

«Сегодня на уроке»

Ученики к изученной теме подбирают вопросы и задают друг другу

«Телеграмма»

(работа в группах)

Пара должна составить телеграмму из 11 - 20 слов, которая давала бы ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале

«Дерево итогов»

Ученики на листочках (двух цветов) пишут отзывы об уроке. Если урок понравился и цель достигнута цвет - красный, если нет - синий, и объясняет свою точку зрения

«Сенкан»

Пятиэтапный метод используется при размышлениях над темой:

  1. термин
  2. описание темы
  3. основные проблемы
  4. фраза, которая характеризует тему
  5. вывод

«Мини-практикум»

Выполнение учениками практического задания с помощью наглядных пособий, учебника и таблиц или микроскопа

VI.  Домашнее задание

«Свои примеры»

Учитель предлагает подобрать, подготовить свои вопросы и задания к изученной теме

«Эссе»

Написать 10 - 12 предложений, которые бы раскрыли проблемный вопрос урока

«Эрудит»

Составить кроссворд по изученной теме

«Дифференциальное»

Определенный объем работы предлагается выполнить всем, а сложные, творческие задания - желающим

«Обязательное»

Составить к выученной теме несколько репродуктивных заданий, вопросов, кроссвордов

«Опережение»

Наиболее сильным ученикам предлагается подготовиться к теме, которую будут изучать в дальнейшем. На уроках такие учащиеся могут выступать в роли консультантов, экспертов

САМОАНАЛИЗ И ОЦЕНКА СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На уроках биологии и на внеклассных мероприятиях применяю многие из перечисленных форм работ, в том числе во время дополнительных занятий с одарёнными детьми метод проектов и  научно-исследовательских работ.

  • Обобщая свой опыт работы, хочу отметить положительные стороны организации научно-практической и проектной деятельности:

1. Применение этого метода – посильная и доступная работа для всех учителей.

2. Даёт возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств, сделать выводы и защищать свою проблему.

3. Повышается уровень овладения знаниями, учащиеся учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли.

4. Решая одну проблему, связывается воедино различные области знания и окружающая среда.

  • Наряду с достоинствами, нужно отметить некоторые недостатки этого метода: 

1. Невозможность частого, ежеурочного применения, так как требует огромных сил и времени учителей и учащихся.

2. Применение этого метода требует использования большого количества литературы  и дополнительного материала, но не у всех детей нашей школы есть интернет и нет  достаточного объёма научной литературы в школьной и сельской библиотеках.

3. Обязательное использование и практическое применение выводов, вынесенных в проектах по этому методу невозможно, так как зависит от многих факторов.

  • Тем не менее, использование этого метода характеризуют результаты моей работы: 

1.   Научила ребят навыкам экспериментальной работы.

2.   Научила учащихся самостоятельно разбираться в научно-популярной  литературе, анализировать и делать  выводы, рекомендации и заключения.

3.   Научила их высказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать факты, связывать разнообразную информацию.

 4.  Научила правильно оформлять проектные и научно-исследовательские работы, данные навыки пригодятся при написании курсовых и дипломных работ в ВУЗах и колледжах.

 5. Научила ребят сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...

Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».

Цель урока:·       проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;·       воспитывать стремление к овладению...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....

Инновационные технологии в обучении-основа активизации познавательной деятельности

Данная презентация дает возможность обобщить информацию по основным инновационым технологиям...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

В данной работе представлен опыт использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии....