Жизнь в морях и океанах
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1.     Сформировать представление  о группах живых организмов, обитающих в разных пластах морей и океанов, ознакомить с отдельными представителями морей и океанов на примере обитателей Черного моря.

2.     Закрепить знания об общих  чертах приспособленности живых организмов к определённым условиям среды обитания.

Метапредметные

Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.

Личностные

 Формировать убеждения о необходимости бережного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magomedova_f.a._urok.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Магомедова Ф.А. МОБУ СОШ № 44, г. Сочи.

5 класс.

Предмет: биология 5 класс.

Тема урока «Жизнь в морях и океанах».

(УМК И.Н.Сонина)

с использованием учебного пособия «Шкатулка Черного моря».

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  1. Сформировать представление  о группах живых организмов, обитающих в разных пластах морей и океанов, ознакомить с отдельными представителями морей и океанов на примере обитателей Черного моря.
  2. Закрепить знания об общих  чертах приспособленности живых организмов к определённым условиям среды обитания.

Метапредметные

Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.

Личностные

 Формировать убеждения о необходимости бережного отношения к окружающему миру.

Формируемые УУД:

- ЛичностныеУУД:

1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

-  Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.

2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

- Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 

3. Планирование учебного сотрудничества с учителем, формирование умения работать в парах и малых группах;  формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

4. Умения планировать учебное сотрудничество.

5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

- Познавательные УУД:

1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, презентовать подготовленную информацию.

3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

4.Установление причинно-следственных связей.

Способ обучения: индивидуально-групповой.

Методы: 1. Наглядно-демонстрационный;

                 2. Частично-поисковый

 Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, учебные пособия «Шкатулка Черного моря», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, учебники, тетради, Аудиозаписи «Звуки дельфинов» или «Звуки китов», карточки-поощрения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: сообщество поверхности воды,  сообщество толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Этапы урока:

  1. Организационный момент и самоопределение к деятельности – 4 мин.
  2. Актуализация знаний – 4 мин
  3. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
  • актуализация знаний учащихся
  • самостоятельная работа с учебниками и учебным пособием
  • работа в группах по созданию мини-проекта
  1. Первичное закрепление – 7 мин
  2. Закрепление  - 4 мин
  3. Обобщение, итог урока –2 мин.
  4. Домашнее задание – 2 мин.
  5. Рефлексия – 2 мин.

Формируемые группы:

  1. Сообщество поверхности воды
  2. Сообщество толщи воды
  3. Донное сообщество
  4. Сообщество кораллового рифа
  5. Глубоководное сообщество.
  1. Организационный момент:

Деятельность учителя

Приветствие учителя и  эмоциональный настрой учащихся. Звучание аудиозаписи со звуками дельфинов и шумом моря.

Цитата: «Море сказок и загадок. Море Чёрное хранит!» - начало стихотворения о море  Дмитрия Румата.

Вопрос: Как вы думаете, почему сейчас прозвучали эти слова? С представителями какой среды обитания мы с вами будем сегодня знакомиться?

Записывает на доске цель  урока.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Определяют цель урока.

«Ознакомиться с представителями разных сообществ водной среды обитания на примере обитателей Черного моря и морей мирового океана».

  1. Актуализация знаний:

Деятельность учителя

Выявление пройденного материала.

Предлагает учащимся задавать друг-другу вопросы по пройденному материалу.

Записывает на доске план работы.

Деятельность учащихся

Задают и отвечают на  вопросы по пройденному материалу.

Составляют план работы для изучения нового материала.

  1. Открытие новых знаний и применение

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому изучению материала.

Стимулирует активное участие всех учащихся  в работе.

Создает условия для групповой работы.

Выявляет затруднения у учащихся и помогает найти пути выхода из затруднения.

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи.

Изучают теоретический материал, используя учебник и учебное пособие.

Заполняют таблицу на листах формата А3.

Готовят выступление по защите мини-проекта.

  1. Первичное закрепление пройденного  материала

Деятельность учителя

Выдает ключ для самопроверки заполнения таблицы.

Деятельность учащихся

Самопроверка заполнения таблицы.

Анализ и исправление ошибок.

  1. Закрепление пройденного материала.

Деятельность учителя

Создает условия для защиты мини-проектов.

Деятельность учащихся

Защищают мини-проекты с демонстрацией содержимого учебного пособия «Шкатулка Черного моря» и цветных карточек с внешним проговариванием.

  1. Рефлексия.

Предлагает вспомнить тему, цели урока, оценить меру личного  продвижения к цели и всего класса, выставляет оценки, высказывает свое личное суждение об уроке.

Задает домашнее задание

Параграф 26, ответить на вопросы после параграфа, составить кроссворд, используя материал раздела №3.

Определяют степень достижения поставленной цели,. Учащиеся оценивают урок, делают выводы, делятся  эмоциональным состоянием, высказывают свое мнение о проведение подобных уроков, отмечают успешные ответы, подсчитывают количество карточек поощрений и  совместно с учителем выставляют оценки.

Образец карточки-поощрения.

Образец таблицы:

   Сообщество

Особенности строения

 Представители

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Жизнь в морях и океанах: Фауна

Презентация к уроку краеведения в 5 классе, посвященная обитателям морей Сахалинской области...

Жизнь в морях и океанах: Флора

Презентация к уроку краеведения в 5 классе о морской флоре...

Урок : "Жизнь в морях и океанах"

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока:—  Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.—  ...

Презентация "Жизнь в морях и океанах"

Презентация к уроку природоведения....

презентация на тему "жизнь в морях и океанах"

Презентация применяется на уроке биологии в 5 классе при изучении темы жизнь в морях и океанах....

Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"

Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...