Урок по биологии в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Решение генетических задач"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Дежина Наталья Николаевна

Эта тема  урока в 9 классе  по решению  и составлению задач  на моногибридное и дигибридное скрещивание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezhinan.n._urok_po_genetike.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

    На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Большое значение придается навыкам практической деятельности на уроке.

Урок по теме «Лабораторная работа  «Решение генетических задач» является, с одной стороны, контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках по теме «Основы генетики».
    Учащиеся  9 «А»  класса, в котором проводился урок, достаточно активны и мотивированны. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в парах и ученики активные и творческие личности.  Достаточно хорошо подобран  материал.
Цель урока: обобщить и закрепить знания  и умения   решать генетические задачи на основе законов Грегора Менделя.

 Задачи:- углубить знания о гибридологическом методе исследования;

  - продолжить формирование:  умений применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении задач и схем скрещивания; умений записывать схемы и работать со схемами скрещивания;

   умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного типа;

 - продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке.

Цели и задачи в течение урока были достигнуты: учащиеся показали хорошие знания навыков решения генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание, а также неполное доминирование, записывать схемы и работать со схемами скрещивания.

Урок имел форму  познавательной и практической деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме,  развивают новые знания, развивают умения работать в парах, а также анализировать результаты, во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, тестовая технология, проведение «физкультминутки». Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.
     На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий. В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, тестовые материалы, таблицы и схемы. Оборудование: магнитное пособие «Законы Менделя»  игра «Пирамидка», реквизиты судьи.
Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем.
     Творческое домашнее задание, которое было предложено учащимся, предусматривает умение составлять элементарные задачи по генетике, на  моно-,  дигибридное скрещивание неполное доминирование. Я считаю, что уроки такой формы очень удачны.

Урок 23                                                         9 класс

Тема урока: «Лабораторная работа «Решение генетических задач»

 Цель урока:   обобщить и закрепить знания  и умения   решать генетические задачи на основе законов Грегора Менделя

Образовательные:

- углубить знания о гибридологическом методе исследования;

- продолжить формирование навыков решения генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание, а также неполное доминирование. 

Развивающие:

        - продолжить формирование:

а) умений применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении задач и схем скрещивания;

 б) умений записывать схемы и работать со схемами скрещивания;

 в)  умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем

Воспитательные:

- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного типа;

 - продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке.

 Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, диск «Уроки в 9 классе», динамическое пособие «Законы Менделя», форма судьи, 2 пирамиды, кроссворд, презентация урока, индивидуальные карточки для решения задач на месте, схемы скрещивания,

      сигнальные карточки с генотипами гомозиготных особей по доминантному и рецессивному   признакам, генотипы гетерозиготных особей, задание на соответствие (для работы по вариантам на месте, для дальнейшей взаимопроверки), дифференцированные карточки для домашнего задания

Ход урока 

1. Организационный момент. Настрой учащихся на урок

                  Открытый урок сегодня у нас,

                  К нему готовился каждый из вас.

                  Чтоб сегодня отличиться,

                   Надо очень потрудиться.

                   Вам, я думаю, все по плечу,

                   Ведь я – не один год вас учу.

                   И верю, что каждого ждет свой успех,

                   Душою болею за всех!

( на доске изображена схема и прикреплены магнитные кролики)

Дано:

А – ген серой окраски                            

  а – ген белой окраски                          

о  - по фенотипу – серая                            

о –  по фенотипу - белый

  F1-    по фенотипу –серые

___________________________

     Найти   -  P и F1

 http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p01-arpfelusjz3.gif

2. Учитель: чтобы это значило?                                  

Учащиеся отвечают: сегодня на уроке,  мы будем решать генетические задачи                                                

Учитель: Да, действительно, сегодня на уроке мы  будем решать генетические задачи. Тема сегодняшнего урока  «Лабораторная работа «Решение генетических задач» Во время урока мы         - продолжим развивать:

а) умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении задач и схем скрещивания;

 б)  записывать схемы и работать со схемами скрещивания;

 в)  обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

 углубим знания о гибридологическом методе исследования;

- продолжим формирование навыков решения генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание, а также неполное доминирование. 

3.  Актуализация и проверка знаний

 Учитель:

Для того, чтобы показать свои умения записывать схемы задач, решать задачи нам необходимо повторить  генетические символы и термины.

 Записываем в тетрадях число и тему урока.

Задание 1: выполняем задание по знанию генетической  символики.

  Против терминов поставь генетический символ

 1вариант                                                     2 вариант

женская особь                                             - мужская особь

доминантный признак                                - рецессивный признак

гомозигота                                                   -гетерозигота

родительское поколение                            гибриды первого поколения

гаметы                                                          скрещивание


Задание 2. Установить соответствие: термин-определение 

( задания на карточках)

Термины для 1 группы

1.Наука о наследственности и изменчивости называется -                      а) признак.

2.Совокупность внешних и внутренних признаков организмов -              б) генетика.

3.Свойство организма передавать признаки от родителей потомству  -  в) гибридологический.

4.Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре признаков  -    г) второй закон Менделя или закон расщепления.

5.Любая особенность строения, любое свойство организм –     д) фенотип.

6.При скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу – 1:2:  -        ж) гомозиготные.

7.Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена -   з)наследственность.

8.Метод скрещивания организмов, отличающихся по одной или нескольким парам признаков  -е) моногибридное.

                                           Термины для 2 группы.

1.Совокупность всех генов, переданных от родителей потомств     -       а) изменчивость.

2.Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе жизни  - б) первый закон Менделя или закон единообразия.

3.Организмы, полученные в результате скрещивания – в) гетерозиготные

4. Скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков  - г) альтернативные

5.Участок молекулы ДНК, кодирующий информацию об одной молекуле белка  - д) гибриды.

6.При скрещивании гомозиготных организмов с альтернативными признаками, гибриды первого поколения одинаковы по генотипу и фенотипу  - е) дигибридное.

7.Организмы, имеющие разные аллели одного гена  - ж) генотип.

8.Взаимоисключающие, контрастные, противоположные признаки  - з) ген.

 Работа в парах. Взаимопроверка по парам

Ответы: 1 вариант - 1б; 2д; 3з; 4е; 5а;  6г; 7ж; 8)в

2 вариант-  1ж; 2а; 3д; 4е; 5з; 6б; 7в; 8г

4. Лабораторная работа «Решение генетических задач»

Задание 1. На доске показана схема с помощью динамического пособия.

                       http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/methodica/mendel_task/p01-arpfelusjz3.gif

1 ученику:  Составить задачу по схеме

2 ученику: Составить схему буквенным обозначением. Каковы генотипы родителей и ожидаемого потомства? Какие закономерности проявляются в данном скрещивании?

   Р:              АА    Серая крольчиха      х              аа    Белый кролик

                     ОА                                                        Оа

G

                                                 Серые крольчата.

                                                           Аа

Ответ: генотипы Р: самки АА;  самца аа; потомства Аа . Проявляется первый закон Г.Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения.

Задание 2.    На доске показана схема с помощью динамического пособия.

                     Серая крольчиха                        Белый кролик

                                  Серые крольчата  Белые крольчата

3 ученик:  Составить задачу по схеме

4 ученик: Составить схему буквенными обозначениями. Каковы генотипы родителей и ожидаемого потомства? Какие закономерности проявляются в данном скрещивании?

                     Р:              Аа   Серая крольчиха      х             Аа Серый кролик

                     ОА иОа                                                     ОА и  Оа

G

                           Серые крольчата                               Белые крольчата

                                    Аа                                                        аа

Ответ: : генотипы Р: самки АА;  самцаАа потомства Аа   аа;. Проявляется второй  закон Г.Менделя – закон расщепления

Учитель: Как называется тип решенных задач

Ученик: Задачи на моногибридное скрещивание

Учитель:   Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего 1 группу крови, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа крови. Какое решение вынесет суд?

   Ученик 5: (выходит в судейской мантии)

Решение: Согласно– наследованию по типу множественных аллелей.  По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JAJB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа

Генотип

I (0)

j0j0

II (A)

JAJA, JAJ0

III (B)

JBJB, JBJ0

IV (AB)

JAJB

  1. Генотип женщины JB JB или JB j0
  2. Генотип мужчины j0j0

В этом случае возможны два варианта:

             Р: О JB JB х О j0j0                или  О JB j0   х  О j0j0

гаметы       О JB            О j0                        О JB   Оj0        Оj0

F1              JBj0                             JBj0         j0j0

            III                               III           I

Суд выносит следующее решение: мужчина может быть отцом ребенка, так же, как и любой другой с такой группой крови.

Физминутка 

Учитель предлагает решить задачи на компьютере двум учащимся

1 учащийся(6) - на промежуточное наследование Задача 3-1. При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

Ученик 2(7) Решение задачи на дигибридное скрещивание

Согласно третьему закону Менделя, при дигибридном скрещивании наследование обоих признаков осуществляется независимо друг от друга, а в потомстве дигетерозигот наблюдается расщепление по фенотипу в пропорции 9:3:3:1 (9 А*В*, 3 ааВ*, 3 А*bb, 1 ааbb, где * в данном случае обозначает, что ген может находиться либо в доминантном, либо в рецессивном состоянии). По генотипу расщепление будет осуществляться в соотношении 4:2:2:2:2:1:1:1:1 (4 АаВb, 2 ААВb, 2 АаВВ, 2 Ааbb, 2 ааВb, 1ААbb, 1 ААВВ, 1 ааВВ, 1 ааbb).

Игра «Гибридизация за партой» (всем остальным учащимся учитель предлагает  выполнить задания в игровой форме)

  Шесть вариантов. У каждого ученика индивидуальная карточка.  В нее он заносит гаметы,  которые сообщают учащиеся подбрасывающие пирамидку. Гамета обозначена на грани внизу. Затем каждый учащийся должен определить генотип будущего потомства. Например, выпали гаметы АВ и аВ. Ожидаемое потомство будет иметь генотип АаВВ. Данные заносятся в таблицу.

5. Домашнее задание:

Задания на карточках индивидуально, придумать задачу, которую будет на следующем уроке решать ваш сосед по парте.

Подведение итогов. Выставление оценок. Сдать тетради, карточки вложить в тетради

Литература:

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  2. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.
  3. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999, №3

4.  Учебник И.Н. Пономарева, Москва, издательский центр «Вентана- Граф».

5. Поурочные планы 9 класс биология, издательство «Учитель».

6. http://ru.wikipedia.org

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: Решение генетических задач.

Открытый урок биологии в рамках семинара ЗДУВР....

Дидактический материал. Биология 9 класс. Взаимоотношения между организмами. Экологические задачи

Дидактический материал. Биология 9 класс. Взаимоотношения между организмами. Экологические задачи...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...

Мастер класс по теме "Решение генетических задач".

Мастер класс по теме "Решение генетических задач"....