«Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)
материал по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Кудашева Людмила Ивановна

 

Авторы разработки предлагают увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме музыкального спектакля-сказки, где каждому найдётся дело по душе. Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники. Концертные номера готовятся заранее и подбираются в зависимости от природных способностей учащихся. Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legendy_o_tsvetah.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации г. Липецка

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой

«Легенды о цветах»

сценарий внеклассного мероприятия

в условиях реализации ФГОС

(интеграция биологии, экологии и досуга)

Сценарий:

Кудашевой Людмилы Ивановны,

методиста, педагога дополнительного образования,

Невежиной Светланы Леонидовны,

учителя биологии

Для старшего школьного возраста

Липецк - 2016


ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческого

потенциала учащихся посредством интеграции биологии и досуга.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие творческих способностей учащихся.  
  2. Воспитание чувства уважения и любви к природе, окружающему миру,         как единому живому организму.
  3. Формирование мотивации к познанию окружающего мира.
  4. Развитие эстетического вкуса детей.

«ЛЕГЕНДЫ  О  ЦВЕТАХ»

(интеграция  биологии, экологии  и  досуга)

(Ведущий находится в зале среди зрителей; звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; потом Ведущий встаёт и становится  лицом к зрителям.).

Ведущий:         Как необычен сегодняшний день! И если вы захотите, то сможете побывать в удивительном царстве – царстве цветов, в таком многообразии форм и красок. Хотите встретиться с богиней Флорой? (Зал отвечает). А помогут нам в этом сказочные феи: нимфы лесов, садов и полей. Без их помощи нам не обойтись. Добро пожаловать в царство ФЛОРЫ…

(Под звуки «Красоты  мира» в зал входит богиня Флора):

Флора:        Цветов неинтересных в мире нет,

                Их судьбы – как истории людей.

                Судьба – это особое, своё, и нет других, похожих на неё.

Ведущий:         Значит, у цветов, как и у людей, свои истории, своя жизнь?

Флора:         Конечно. И сегодня я приглашаю Вас в путешествие по моему         царству.

        Всю жизнь цветы не оставляют нас,

        Прелестные наследники природы –

        Они заходят к нам в рассветный час,

        В закатный час заботливо уходят.

        Они нам продлевают время встреч,

        Откладывают время расставанья.

        И мы цветы должны беречь

        От хищных рук, от зла и прозябанья (отходит в сторону).

(Пока Флора произносит эти слова, Ведущий берёт Волшебную Книгу жизни растений, открывает её и начинает читать на фоне русской мелодии):

Ведущий:                 В некотором царстве, в некотором государстве

                        Жил-был царь-отец, в каждом деле – молодец.

(Выходит царь-отец, садится на край сцены).

                        И страна-то у него волшебная,

                        И вода-то в его реках целебная,

                        И народ мастеровой: всяк с руками, с головой…

                        И было у него три дочери…

                        Как-то царь в дорогу срочно собирается с утра.

                        Всё готово. На дорогу царь  присел…

Царь:         «Теперь пора!» (встаёт)

Ведущий:                И велел он поскорей звать к нему трёх дочерей.

(Появляются три дочери, походят к нему, по очереди кланяются) 

Миг прошёл, и три девицы, низко кланяясь отцу,

                Улыбались лучезарно, словно браву-молодцу,

                И стояли перед ним, пред царём – отцом своим.

Царь:         Еду, дочери, далече: в царство Флоры путь лежит.

                Говорите, что в гостинец привезти вам надлежит?

                И по праву старшинства хочу выслушать тебя.

(Оборачивается к старшей дочери):

                        Говори, что ты желаешь? Что в подарок привезти?

1-я дочь:        Вот мой, батюшка, ответ:

                Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

                Привези одно из них.

                Говорят, весной, в лесах, среди снега, у проталин

                Появляется подснежник, самый первый из цветов,

                Очень хрупкий, очень нежный, символ счастья и надежды.

                Привези ты мне его!

Царь:                Что ж, я очень постараюсь всё в дороге превозмочь.

                Привезу тебе подснежник.

                (Обращается к средней дочери): Говори, вторая дочь.

2-я дочь:        Вот мой, батюшка, ответ:

        Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

        Привези одно из них.

        Говорят, в садах чудесных, рано утром, на рассвете,

        Распускаются бутоны самых лучших роз на свете.

        Как они благоухают, как росинкой к себе манят,

        Но шипы их защищают, рвать бутоны не пускают.

        Свет мой, батюшка, прошу: привези ты мне одну!

Царь:                Эта просьба – так уж просьба (чешет в затылке).

И не знаю, как помочь? Ничего не обещаю.

                (Поворачивается к младшей дочери): Говори, меньшая дочь.

3-я дочь:        Вот мой, батюшка, ответ:

        Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

        Привези одно из них.

        Путь не близок, не далёк. В мире ж есть такой цветок.

        В поле, средь хлебов широких,

        Будто синие глазки, растут чудо-васильки.

        Привези мне василёк, полевой простой цветок!

Царь:                        Выполню я вашу просьбу, хоть полсвета обойду!

                Дочерям своим любимым эти я цветы найду.

(Дочери кланяются отцу-батюшке).

Ведущий:        Царь три раза поклонился (кланяется три раза),

                Дочерей благословил (каждую из дочерей осеняет крестом),

                Не спеша перекрестился (глядя в угол, крестится),

                Вышел вон и в путь отбыл…

                Время шло… В пути наш царь видел множество чудес.

Наконец, пред взором царским встал волшебный русский лес.

(Слышатся звуки леса: шум деревьев, журчанье ручья, голоса птиц).

Царь:                Я в край вошёл душистый и прекрасный,

                Родной страны неприхотливый лес!

                Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

                А сколько здесь загадок и чудес!

(Появляется Нимфа лесов). Кто ты, прелестное созданье?

Нимфа лесов:         Хозяйка леса я, лесная нимфа.

                Ты не знаком мне, чужестранец.

                        Зачем пришёл ты в лес? Что ищешь ты по свету?

Царь:                Прошу я у тебя для дочери своей

                Весенний, скромный и лесной подснежник.

                Ведь это самый первый из цветов!

                Как говорили мне, он символ счастья и надежды…

Нимфа лесов: Послушай же легенду о цветке…

(Звучит «Подснежник» из музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского)

        Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала, и Подснежнику достался белый-белый костюм (богиня Флора накидывает на плечи белоснежную пелерину Подснежнику).

        Но Зима тоже захотела принять участие в празднике, хотя наряда ей не полагалось. Тогда она стала упрашивать растения поделиться одеянием с ней. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу. И только Подснежник укрыл её своей мантией (Подснежник дарит накидку Зиме). 

        Вместе кружились они в хороводе цветов под прекрасную музыку… Снег постепенно таял от счастья, а Подснежник расцветал всё больше и больше…

Царь:                        Прошу тебя подснежник подарить!

Нимфа лесов:        Ты попросил цветок, а не без спроса взял.

                        Поэтому он твой, бери его в подарок!

                        Счастливого пути! (Мелодия «Подснежника» затихает.)

                        И помни мой рассказ! (Нимфа лесов уходит)

Ведущий:        Долго был в пути наш царь. Преодолел он множество преград.

                И вот увидел на Востоке долгожданный летний сад.

Царь:                Кто поможет, кто подскажет, где найти цветок прекрасный?

                (Звучит «Баллада»: появляются Крапива, Репейник, Колючка)

                Что за чудные цветочки показались предо мной?

                Почему вы не на клумбе? (к Колючке): Что качаешь головой?

Сорняки:        К а к   м ы   р а д ы!

Крапива:                Как я рада, что мы встретились с тобой.

Репейник:                        Я – репейник!

Колючка:                                Я – колючка!

Крапива:                                        Я же жгучая крапива!

Сорняки:                Мы  в с е  –  д и в о,  так  уж  диво!

(Царь в изумлении отступает, «Баллада» затихает, появляется Нимфа садов)

Нимфа садов:        Сорняки, уйдите прочь! Он не в силах вам помочь.

                        Вас за то никто не любит, что в душе вас злоба губит.

Крапива:        Ах, не трогайте меня, – я на вас обижена.

                Вы не любите меня. Вами я унижена!

Репейник:        Среди цветов я злой и колкий. На мне – различные иголки.

                И пусть на вид невзрачный я, но полюбите вы меня!

Нимфа садов:        Дело – в вас самих, друзья, и помочь  бессильна я.

                        Что ты хочешь, чужеземец? Что желаешь получить?

Царь:                Отыскать хочу я розу и в подарок привезти.

                Помоги мне, Нимфа сада, розу дочери найти

                (становится перед ней  на колено).

Нимфа садов:        Отыскать её не трудно. Довезёшь ли, - вот вопрос?

                        Сохранить ведь Розу свежей  никому не удалось.

                        Смотри и слушай, чужестранец!

(Две девочки исполняют восточный танец; появляется Мудрец, садится на золотой коврик, раскрывает  перед собой Волшебную Книгу жизни растений и читает):

Мудрец:         По преданию, Лакме, самая красивая девушка на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков…  

(Звучит мелодия оркестра п/у П. Мориа; на сцене вокруг Розы - три Росинки; танцевальная зарисовка).

1-я красавица:         Почему красный цвет мы привыкли считать естественным         цветом Розы?

Мудрец:        По одной из древних легенд Роза покраснела оттого, что на её         лепестки упала капля крови богини любви Афродиты.

Царь:         Мне, кажется, что в этой розе радость.

                Мне, кажется, любовь дышала в ней.

                Прошу тебя, отдай мне эту розу – я отвезу её для дочери моей.

Нимфа садов:        Пусть будет так! (взмахивает волшебной палочкой). 

                        Бери цветок, он твой! Но зря цветов не рви, они – живые!

                        Всё чувствуют они, как люди, какие б ни были цветы:

Садовые, лесные, полевые…

(Звучит восточная мелодия, Нимфа садов, Мудрец и красавицы уходят)

Ведущий:        Из садов в поля широкие направляется наш царь.

                Нет подарка младшей дочери, опечален государь…

                Но увидев Нимфу Ниву, василёк он просит в дар.

Нива:                Так послушай же легенду, и найдёшь ты свой цветок

                В поле, средь хлебов широких, этот чудо-Василёк.

(Звучит р.н.песня «Я в садочке была» в обработке Каравелли. Появляется Небо.)

                Однажды Небо упрекнуло меня в неблагодарности.

Небо:         Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне свои песни, цветы – благоуханье и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

Нива: _        Я очень тебе благодарна. Я украшаю пашню вечно волнующей зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви…

Небо:                Хорошо. Раз ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Нива:         И вот случилось чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом с пронзительно-синим небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба  василькам и шепчут им нежные слова любви и благодарности…

(Звук усиливается, полевые цветы исполняют танец;

Царь танцует вместе с ними и в «Ручейке» оказывается рядом с Васильком).

Царь:         Забирай свой Василёк, полевой простой цветок.

                Он среди колосьев хлеба, будто голубое небо.

                Я дарю тебе цветок, синеглазый Василёк!

(Звучит «Красота мира»,

Флора подходит к Царю; он кланяется ей по русскому обычаю)

Царь:                Я очень рад, что мне хватило сил со всех земель собрать цветы

                В один, единственный букет, достойный Вашей красоты!

Флора:        Легенды эти не забудь. И помни мир цветов,

                Такой чудесный и прекрасный мир!..

                Он создан для людей, для счастья и добра.

                Об этом помнить должен ты всегда!

(Появляются дочери, кланяются царю-батюшке):

Царь:                Исполнил вашу просьбу, дочери мои,

                Всё царство Флоры обошёл.

                Вам, дочерям моим послушным,

                Цветы в подарок я нашёл! (Протягивает цветок каждой дочери).

                        

Ведущий:                Дело близится к развязке. Скоро бал, как в каждой сказке!

Царь:        (обращается к Флоре): 

                Что ж, богиня, гости в сборе. Званный бал начнётся вскоре.

(обращается к дочерям):

                Гостей ровно привечайте. Кротко, ласково встречайте.

        (обращается к зрителям):

                Вы, друзья, не уходите, с нами праздник разделите!

                Ради радости такой – потанцуйте-ка со мной!

(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Все участники спектакля танцуют;

по окончании танца Флора обращается ко всем сидящим в зале):

Флора:        Сегодня вы побывали в гостях у Флоры. Цветы так же, как и люди, радуются, грустят, чувствуют доброту и ощущают жестокость. Они заклинают вас: «Берегите Природу! Любите Животных! Не рвите понапрасну цветы…».

(Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы!»;

участники спектакля поют песню все вместе).

_______________________________________________

Внеклассное мероприятие подготовлено Театром моды исторического костюма детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липецка, руководитель педагог дополнительного образования Л.И.Кудашева.

Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.

Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники.

_______________________________________

Список использованной литературы:

  1. Неизвестное об известном. Редакторы Л.А. Румянцева, И.Б. Шустова, Н.И. Кондакова. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: ООО «Росмэн». Издание на русском языке, 1995г.

  1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.

  1. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник; [ил.А.Воробьева, Ю.Золотаревой, Ю.Школьник]. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.

  1. Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.

В тексте использованы стихотворения Е.Евтушенко «Берегите эти земли, эти воды» и С.Никулиной «Русский лес», песня «Подмосковные вечера», в которые были внесены небольшие изменения в соответствии с целями и задачами экологической тематики спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся (в условиях реализации ФГОС нового поколения).

Сегодня я хотела бы вспомнить  о том,  что «новое – это хорошо забытое старое», а именно о тимуровской работе, или, как сейчас принято  говорить,  о волонтёрской деятельности...

Статья "Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО"

    В условиях введения и реализации  новых Федеральных государственных образовательных стандартов значительное внимание уделяется  формированию коммуникативной компетенции,...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»

Тема выступления на  августовской конференции учителей естественнонаучного курса....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...