Обменные процессы в организме
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Открытый урок "Обменные процессы в организме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_otkrytogo_uroka.doc40.5 КБ
Office presentation icon obmen_veshchestv.ppt1.38 МБ
Microsoft Office document icon obmen_veshchestv_-_zadaniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока: «Обменные процессы в организме».

Учитель Холопова Т.П.

Класс 8 «Г»

Дата проведения урока - 03.02.2015

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • Повторить, обобщить тему «Пищеварение»;
  • Раскрыть понятия о подготовительной, основной и заключительной стадиях обмена веществ;
  • Ввести понятие о пластическом и энергетическом обмене.
  1. Воспитательная:
  • Сформировать понятие о диалектическом единстве распада и синтеза в организме, о постоянном обновлении его химического состава при сохранении общей структуры и функционирования органов и систем.
  1. Развивающая:
  • При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, познавательные способности, внимание, речь, память, умение слушать, анализировать.

Планируемые результаты:

Учащиеся систематизируют и углубляют знания об обмене веществ и энергии как общем свойстве живого.

Тип урока – урок изучения нового материала

План урока:

  1. Повторение, обобщение знаний по теме «Пищеварение»;
  2. Изучение нового материала;
  1. Обмен веществ между организмом и окружающей средой – необходимое условие существования живых организмов.
  2. Стадии обмена веществ (подготовительная, основная и заключительная)
  3. Пластический и энергетический обмен в клетке.
  4. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.
  1. Закрепление изученного материала;
  1. Сравнение пластического и энергетического обмена (заполнение таблицы).
  2. Работа с текстом (вставить пропущенные понятия).

Методы обучения:

  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Репродуктивный..

Форма организации учебной деятельности – комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя – это привлечение имеющихся знаний, эвристическая беседа, организация работы с текстом учебника, схемами, таблицами, решение проблемы урока.

Познавательные задания.

  1. Как происходит обмен веществ у хордовых животных?
  2. Каков уровень обмена веществ у теплокровных и холоднокровных животных?
  3. Какие системы органов задействованы на различных стадиях обмена веществ?

Организация деятельности учащихся - работают с текстом учебника, схемами, таблицами, анализируют, корректируют, структурируют имеющиеся знания.

Развитие умений учащихся:

  • Сосредотачиваться на поставленной задаче;
  • Использовать чтение текста для развития мышления, памяти, осуществлять межпредметные связи.

Основные понятия и термины урока - метаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, обмен веществ и энергии

Домашнее задание:

Используя  параграф 36 и конспект урока Вы найдете необходимую информацию для выполнения работы в рабочей тетради, 2 части, стр.3-5, задания 122-133.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Тема урока: «Обменные процессы в организме» Задачи урока: Систематизировать и углубить знания об обмене веществ и энергии как общем свойстве живого; Ознакомиться со стадиями обмена веществ. Проблема урока: Является ли организм человека открытой системой?

Слайд 8

За сутки в организме человека массой 70 кг Гибнет и заменяется: Эритроцитов – 450 млрд Лейкоцитов – 30 млрд Гибнет и восстанавливается: Клетки желудка и кишечника – 50% Костных клеток скелета – 1/75 Клеток кожного эпителия – 1/20

Слайд 9

Обмен веществ и энергии (метаболизм) – совокупность протекающих в живых организмах химических превращений веществ и энергии, обеспечивающих все жизненные процессы, а также активное взаимодействие организма с окружающей средой.

Слайд 11

Сравнительная характеристика пластического и энергетического обменов – двух сторон единого процесса обмена веществ Сравниваемые признаки Пластический обмен Энергетический обмен Превращение питательных веществ Структуры клетки, отвечающей за данные процессы Превращение энергии в процессах Значение для клетки

Слайд 12

Сравнительная характеристика пластического и энергетического обменов – двух сторон единого процесса обмена веществ Сравниваемые признаки Пластический обмен Энергетический обмен Превращение питательных веществ Из простых органических молекул образуются сложные Сложные органические молекулы расщепляются до более простых Структуры клетки, отвечающей за данные процессы Рибосомы и эндоплазматическая сеть Цитоплазма и митохондрии Превращение энергии в процессах Энергия поглощается Энергия запасается и выделяется Значение для клетки Обеспечивает сомообновление и рост клеток Обеспечивает энергией все жизненные процессы клетки

Слайд 13

Обмен веществ Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе метаболизма. В нем различают_______(А) и пластический обмены. Основой первого является процесс окисления органических веществ и выделение энергии. В результате образуется_______(Б) и вода. Пластический обмен направлен на синтез новых веществ. Например, синтез белков происходит на _______(В) и протекает с затратой ______(Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ 1) Митохондрия 4) Рибосома 7) Углекислый газ 2) Информационный 5) Водород 3) Энергетический 6) АТФ А Б В Г

Слайд 14

Значение обмена веществ Обеспечивает связь организма с окружающей средой Поддерживает постоянство внутренней среды организма Интенсивность обмена веществ зависит от физической нагрузки и температуры внешней среды

Слайд 15

Организм – открытая система С пищей в организм поступают вещества, которые несут запасы химической энергии. Из этих веществ строятся по наследственной программе ткани, структуры клеток и весь организм в целом и добывается энергия для жизнедеятельности органов, а также происходит возвращение продуктов распада во внешнюю среду.

Слайд 16

Инструкция к домашнему заданию В параграфе 36 и конспекте урока Вы найдете необходимую информацию для выполнения работы в рабочей тетради, 2 части, стр.3-5, задания 122-133.

Слайд 17

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обменные процессы в организме»

Задание 1.

Объясните, почему принцип «Пейте воду, когда хочется, но никогда не пейте слишком много» не вызывает возражения у специалистов.

Тема урока: «Обменные процессы в организме»

Задание 2.

Почему при простуде врач рекомендует больше пить жидкости и употреблять легкоусвояемую пищу?

ответ 1

чувство жажды говорит о нарушении водно-солевого баланса в организме, обезвоживание в организме приводит к гибели. Нужно пить, когда хочется. Слишком большое количество воды, выпитое за 1 раз  может значительно увеличить объем крови (разбавить ее). Большое количество выпитой воды может сказаться на работе сердечно-сосудистой системы и почек.

Ответ 2

У заболевшего снижается обмен веществ, исчезает аппетит, ему необходима пища, которая быстро переваривается и усваивается. При повышении температуры усиливается испарение и теплоотдача. Поэтому необходимо восполнить потерю воды и минеральных солей обильным питьем.


Тема урока: «Обменные процессы в организме»

Фронтальный опрос

  1. Какие питательные вещества начинают активно расщепляться в желудке человека?
  1. Углеводы
  2. Жиры
  3. Клетчатка
  4. Белки
  1. В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ?
  1. В ротовой полости
  2. В желудке
  3. В тонком кишечнике
  4. В толстом кишечнике
  1. Какой орган у человека обеспечивает очищение крови от поступивших в организм ядов?
  1. Желудок
  2. Тонкий кишечник
  3. Печень
  4. Поджелудочная железа
  1. Какой орган пищеварительной системы человека расположен в грудной полости?
  1. Глотка
  2. Пищевод
  3. Желудок
  1. Печень
  1. В тканях какого органа расположены железистые клетки, вырабатывающие соляную кислоту?
  1. Ротовая полость
  2. Желудок
  3. Тонкий кишечник
  4. Печень
  1. Какой процесс из перечисленных происходит в толстом кишечнике?
  1. Синтез белков
  2. Расщепление жиров
  3. Интенсивное всасывание воды
  4. Образование желчи
  1. Какие вещества непосредственно всасываются в кровь в тонком кишечнике?
  1. Клетчатка
  2. Жирные кислоты
  3. Аминокислоты
  4. Белки

  1. Фермент пепсин вырабатывается железистыми клетками, расположенными в стенках
  1. Желудка
  2. Тонкого кишечника
  3. Печени
  4. Пищевода
  1. Механизм глотания запускается в тот момент, когда пища попадает на
  1. Кончик языка
  2. Корень языка
  3.  Резцы
  4. Коренные зубы
  1. В процессе пищеварения белки расщепляются до
  1. Простых сахаров
  2. Глицерина и жирных кислот
  3. Аминокислот
  1. В процессе пищеварения жиры расщепляются до
  1. Простых сахаров
  2. Глицерина и жирных кислот
  3. Аминокислот
  1. Где происходит запасание гликогена у человека?
  1. В селезенке
  2. В печени
  3. В тонком кишечнике

Тема урока: «Обменные процессы в организме»

Вариант 1

  1. Обмен органических веществ –
  1. Уничтожение чужеродных веществ и микроорганизмов
  2. Совокупность процессов, происходящих в организме от усвоения пищи до выделения продуктов биологического окисления
  3. Превращение энергии в организме из одного вида в другой
  4. Поступление в организм питательных веществ и кислорода
  1. Окисление органических веществ, обеспечивающих организм энергией происходит в
  1. Легких
  2. Крови
  3. Печени
  4. Клетках тела
  1. В процессе энергетического обмена в организме человека
  1. Питательные вещества из кишечника всасываются в кровь и лимфу
  2. Одни органические вещества превращаются в другие
  3. Более сложные органические вещества синтезируются из менее сложных
  4. Органические вещества окисляются с освобождением энергии
  1. Строительный материал и энергию, необходимые для жизнедеятельности организм получает в процессе
  1. Поступления кислорода
  2. Обмена веществ
  3. Транспорта веществ
  4. Выделения
  1. При понижении температуры окружающей среды у человека
  1. Дыхание становится менее глубоким
  2. Количество лейкоцитов в крови увеличивается
  3. Выделение пота усиливается
  4. Энергетический обмен становится более интенсивным

Тема урока: «Обменные процессы в организме»

Вариант 2

  1. Обмен веществ и превращения энергии включают в себя процессы питания, дыхания, транспорта веществ, их преобразования и
  1. Выделение продуктов жизнедеятельности
  2. Передачи признаков по наследству
  3. Деления клеток
  4. Увеличения числа особей
  1. Окисление органических веществ в клетках тела приводит к
  1. Поглощению энергии органическими веществами
  2. Освобождению энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности
  3. Образованию более сложных органических веществ из менее сложных
  4. Перемещению органических веществ в организме человека
  1. В каких органоидах клетки происходит окисление глюкозы до воды и углекислого газа?
  1. Рибосомах
  2. Ядрышке
  3. Хромосомах
  4. Митохондриях
  1. Энергия для процесса жизнедеятельности освобождается при
  1. Переваривании пищи
  2. Поступлении кислорода в кровь
  3. Окислении органических веществ в клетках
  4. Удалении продуктов распада через почки и легкие
  1. Уровень обмена веществ на морозе у человека
  1. Резко понижается
  2. Не изменяется
  3. Становится более интенсивным
  4. Периодически то повышается, то понижается

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе по теме "Обменные процессы в организме"

Разработка урока биологии в 8 классе по программе И.Н.Пономаревой "Биология. 8 класс". На уроке проводится практическая работа. Проверка домашнего задания в форме тестирования....

Разработка урока по биологии для 8 класса на тему: "Обменные процессы в организме" (с использованием ИКТ).

                       Тема урока: Обменные процессы в организме Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: ...

Методическая разработка урока по теме "Обменные процессы в организме". 8 класс

На данном  уроке    обучающиеся знакомятся  с видами обмена веществ: пластическим обменом и энергетическим обменом; со стадиями обмена и превращением в организме одних соединений в...

Обмен веществ в организме 6 класс

Презентация с использованием ссылок на ресурс в сети интернет....

Контрольная работа "Движение и обмен веществ в организме человека"

Контрольная работа в четырех вариантах включает тестовые задания по темам: опора и движение, пищеварение и дыхание, обмен веществ, задания на умения обосновывать необходимость рационального и здоровог...

Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"

развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмен...

Обменные процессы в организме

Презентация по биологии для 8 класса по теме: Обменные процессы в организме. Создан как сопроводитепльные материал для объяснения материала по теме занятия....