Диагностическая контрольная работа по биологии 6 класс (ФГОС)
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Лапина Елена Владимировна

Авторы-составители данной диагностической контрольной работы учителя биологии ГБОУ школы №258 Колпинского района СПб: Комарова Ирина Александровна и Лапина Елена Владимировна

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-воспитательные и учебно-практические задачи.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС.

В связи с этими требованиями меняются подходы к составлению диагностических работ. нами была предпринята попытка составить итоговую диагностическую работу для учащихся 6 классов по программе И.В.Пономарёва "Биология. 6 класс", 2015 год, ФГОС. Для составления данной работы был использован универсальный конструктор и подобраны задания для диагностической контрольной работы.

Спецификация:

• Цель и задачи: Определение уровня подготовленности обучающихся по биологии 6 класс, по программе И.В.Пономарёва "Биология", 2015 год (ФГОС).

• В результате диагностической работы учащиеся должны показать основные виды учебной деятельности: объяснять смысл важнейших биологических терминов; определять основные органы цветкового растения; характеризовать строение цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа цветкового растения и объясняют их функции; сравнивать различные цветки, семена, плоды, корни, побеги, стебли, листья и определять их черты приспособленности к условиям окружающей среды.

• В проверочную работу включен учебный материал по биологии, который составлен на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по предмету «Биология».

• На выполнение работы отводится 45 минут.

Литература, использованная, для подготовки конструктора:

1. Крылова О.Н.,. Муштавинская И.В «Новая дидактика современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО» - СПб, КАРО, 2013

2. Под редакцией Муштавинской И.В., Лукичевой Е.Ю. «Современная оценка образовательных достижений учащихся» - СПб, КАРО, 2013

Литература, использованная при подборе заданий:

1. Пономарева И.Н. «Биология 6 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., Вентана-Граф», 2015.

2. Панина Г.Н. «Диагностические работы. Авторская линия Пономаревой И.Н.» 6-9 класс. СПб, «Паритет», 2006.

3. Сосновская Р.Л. «Биология: тренировочные варианты к экзамену. ГИА» 9 класс. Саратов, «Лицей», 2011 4. Илларионов Э.Ф. «Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники». 6 класс. М., «ВАКО», 2003 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyy_konstruktor.docx231.17 КБ

Предварительный просмотр:

Матрица разработки диагностических контрольных работ

1 компонент

2 компонент

3 компонент

4 компонент

Предметные задания репродуктивного характера

( проверка знаний)

Задания на знания и понимание

Предметные или метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).

Задания на применение, анализ, синтез, сравнительную оценку

Метапредметные умения (регулятивные, часть коммуникативных и личностные УУД)

Рефлексивная оценка своей работы

Оценка и самооценка выполнения работы через (через регулятивные УУД)

30 баллов – не менее 3 заданий

30 баллов – не менее 3 заданий

30 баллов – не менее 3 заданий

10 баллов – 1 задание

Шкала перевода оценки в отметку:

менее 30 баллов – «2»

30 баллов – «3»

от 30 до 60 баллов – «4»

от 60 до 100 баллов – «5»


Компоненты ДКР

Что проверять/оценивать

Шаблоны  заданий из предметной области

Примеры  заданий

1-й компонент

Предметные задания репродуктивного характера (проверка знаний).

Задания на знание и понимание.

Воспроизведение и понимание знаний (информации)

30 баллов – не менее 3 заданий

Умение работать с учебным текстом

Прочитайте текст, выберите из него:

- ключевые термины и понятия;

- названия приборов;

- закономерности и законы

Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень, … и … (1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяются стебель, на котором расположены …(3) и …(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным веществом является …(5). Способ размножения картофеля принято считать …(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки.

Умение работать с рисунком, фотографией, иллюстрацией

Рассмотрите рисунок (фотографию, иллюстрацию):

- перечислите объекты;

- выскажите предположение о возможных явлениях;

- подтвердите предположение ссылкой на признаки явления;

- составьте рассказ по рисунку

На рисунке изображена схема строения цветка. Какой цифрой обозначена часть цветка, в которой может протекать фотосинтез? 

Умение работать с таблицей, диаграммой, графиком

Рассмотрите таблицу (график, диаграмму):

- прочитайте названия столбцов, строк;

- какие объекты (величины, значения, единицы величин и т.п.) представлены в таблице;

- составьте несколько предложений, считывая информацию из таблицы по строкам и по столбцам;

- какие закономерности вы обнаружили, изучая таблицу

По данным таблицы  “Содержание питательных веществ в зерновых культурах” определите:
В каком растении обрaзуется больше всего белка? К какому семейству оно относится?

Растение

Белки

Углеводы

Жиры

Рис

5%

75%

1%

Просо

15%

50%

3%

Кукуруза

12%

70%

8%

Умение решать задачи базового уровня сложности по алгоритму

Решите задание:

- решите задание по образцу;

Если вы согласны с приведенным ниже утвержденииями, Вы отвечаете <ДА>, если же не согласны – <НЕТ>

1) Пестик состоит из завязи и столбика.
2) У тыквы цветы обоеполые.
3) Облепиха – двудомное растение.
4) Желудь – сухой односеменный плод.
5) Яблоко – сочный многосеменный плод, который емеют яблоня, груша, айва.

Умение проводить наблюдения в ходе эксперимента и выявлять используемые для него приборы и оборудование

- перечислите элементы установки для проведения эксперимента;

- опишите то, что наблюдали;

- дайте название прибора;

- опишите назначение прибора;

Рисунок иллюстрирует опыт с растением. Что этот опыт демонстрирует?http://www.dvoyke.net/otcritie_uroki/ekolog.files/image002.jpg

  1. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа
  2. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода
  3. Поглощение органических веществ
  4. Образование органических веществ

Умение воспроизводить фактический материал

При ответе на конкретный вопрос по изучаемой теме:

- назовите (перечислите) объекты, явления, свойства объекта, признаки явления, процесса;

- дайте описание объекта, явления, процесса, прибора, установки;

- заполните аналитико-синтетическую схему;

- нарисуйте строение объекта и подпишите его части (элементы);

- выберите правильный ответ (из текста, рисунка, схемы, таблицы, графика, диаграммы)

Дополните фразы:

1. У кукурузы плод …. .

2. Вишня имеет соцветие …. .

3. Корень, стебель, лист – это  …… органы растения.

4. У лука и пшеницы  …..   корневая система.

5. Раствор органических веществ опускается по ….. .

2-й компонент

Предметные и метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).

Задания на применение, анализ, синтез, сравнительную оценку.

Вопросы различного типа.

Графические формы представления информации (схемы, таблицы и др.).

Логические задачи.

Эксперименты.

Проблемное обучение.

Творческие работы.

Исследовательские и проектные работы и др.

30 баллов – 3 задания

Умение извлекать информацию из знаковых способов представления и транслировать ее в вербальную форму

Составьте прямые вопросы по тексту.

Ответьте на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.

Составьте простой план текста.

Составьте прямые вопросы по тексту. Составьте простой план текста.

Лепестки – это преобразованные листья. Они образуют венчик. У ветроопыляемых растений лепестки невзрачные или отсутствуют. У насекомоопыляемых растений они часто ярко окрашены для привлечения опылителей.  Чашелистики в совокупности образуют чашечку зеленого цвета и защищают цветок снаружи. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник.

Работа с рисунком, фотографией, иллюстрацией

Составьте рассказ по рисунку и приведите объяснение или обоснование его связей с изучаемым материалом

Какие признаки красавки обыкновенной можно выяснить, используя приведенный рисунок?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) Лист у красавки – черешковый
2) У красавки сочные плоды
3) Плоды красавки – съедобные
4) Красавка – лекарственное растение
5) Красавка растет на лугах и полях
6) Красавка – цветковое растение
http://sornaks.ru/images/trava/klasif/41.gif

Работа с таблицей, диаграммой, графиком, формулой

Проведите анализ информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Определите характер изменения величин.

Установите вид зависимости между величинами.

Проведите вычисление неявного параметра (коэффициента) по графику зависимости и объясните его смысл.

Проведите сравнение неявных параметров при сравнении двух графиков, описывающих одну зависимость для разных объектов.

Определите по графику интервал температур, в котором процесс фотосинтеза наиболее интенсивен. Объясните почему?

1) 0-10                                     3) 20-30
2) 10-20                                   4) 40-50

Умение самостоятельно воспроизводить фактический материал, необходимый для выполнения предложенного задания (базового уровня и повышенной степени сложности), умение выполнять задания творческого характера с незначительной помощью учителя

Найдите отличия объектов (А, В, С) по критерию или признаку.

Найдите сходство объектов (А, В, С) по критерию или признаку.

Заполните сравнительную таблицу.

Дайте определение термину (понятию).

Перечислите существенные признаки объекта (процесса, явления, прибора, установки).

Перечислите существенные свойства объекта, который участвует в данном явлении.

Определите, к какому понятию относятся термины (списки терминов).

Заполните схему сравнения.

В предложенном перечне растений найдите одно лишнее. Аргументируйте  свой выбор. Укажите все возможные варианты отбора.

1.Одуванчик лекарственный

2.Крапива двудомная

3.Лопух Большой

4.Редька дикая

5.Береза бородавчатая

6.Яблоня домашняя

7.Ель обыкновенная

3-й компонент

Регулятивные УУД.

Задания и технологии метакогнитивного характера:

- создание условий для рефлексии, т.е. для обращения учащегося к внутреннему миру, своему опыту;

- применение частных дидактических приемов, способствующих созданию ситуации рефлексии;

- использование методик определенного характера, построенных на рефлексии и технологически ее обеспечивающие - метакогнитивные, рефлексивные технологии по «обучению мышлению».

Умение находить в жизненном опыте примеры использования изучаемой группы явлений

Приведите примеры таких-то (например, механических) явлений, которые вам приходилось наблюдать в повседневной жизни

Посади луковицу правильно. Объясни почему?

А)Б)В)

Цели и конечный результат этих приемов и технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию, т.е. на развитие рефлексивных способностей

30 баллов – 3 задания

Умение проводить самооценку процесса получения результата обучения и самооценку собственно результата

Оцените свое выполнение этого задания:

- с точки зрения полученного результата;

Проанализируйте результаты своей работы с эталоном (проводится после проверки)

Какую коррекцию следует внести в планирование, чтобы полученный результат отвечал вашему целеполаганию?

4-й компонент

Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД).

10 баллов – 1 задание

Наблюдение.

Самооценка

Сочетание внеурочных исследований (проектной деятельности и т.п.) с учебной урочной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая контрольная работа в 9 классе

Контрольная работа включает в себя тестовые задания и задания с развернутым ответом....

Диагностическая контрольная работа в 5 классе

Входная диагностика в 5 классе, предмет биология...

Диагностическая контрольная работа по биологии 6 класс (ФГОС)

Авторы-составители данной диагностической контрольной работы: учителя биологии ГБОУ школы №258 Колпинского района СПб Комарова Ирина Александровна и Лапина Елена Владимировна Достижение предметных рез...

Диагностические контрольные работы по биологии 5 класс

Стартовая, промежуточная, итоговая контрольные работы для определения уровня сформированности УУД для 5 класса в рамках изучения биологии...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Входная диагностика позволит выявить пробелы в знаниях и выработать траекторию дальнейшей работы над формированием УУД у учащихся 6 класса. Представленные варианты контрольной работы к учебнику И.Н. П...

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 11 класс

Данная работа предназначена для входного контроля в начале учебного года....

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 7 класс

Данная работа предназначена для входного тестирования в начале учабного года....