Диагностическая контрольная работа по биологии 6 класс (ФГОС)
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Комарова Ирина Александровна

Авторы-составители данной диагностической контрольной работы: учителя биологии ГБОУ школы №258 Колпинского района СПб Комарова Ирина Александровна и Лапина Елена Владимировна

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-воспитательные и учебно-практические задачи.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы общего образования ФГОС. В связи с этими требованиями меняются подходы к составлению диагностических работ.

Нами была предпринята попытка составить итоговую диагностическую работу для учащихся 6 классов по программе И.В.Пономарёва "Биология. 6 класс", 2015 год, ФГОС. Для составления данной работы был использован универсальный конструктор и подобраны задания для диагностической контрольной работы.

Спецификация:

• Цель и задачи: Определение уровня подготовленности обучающихся по биологии 6 класс, по программе И.В.Пономарёва "Биология", 2015 год (ФГОС).

• В результате диагностической работы учащиеся должны показать основные виды учебной деятельности: объяснять смысл важнейших биологических терминов; определять основные органы цветкового растения; характеризовать строение цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа цветкового растения и объясняют их функции; сравнивать различные цветки, семена, плоды, корни, побеги, стебли, листья и определять их черты приспособленности к условиям окружающей среды.

• В проверочную работу включен учебный материал по биологии, который составлен на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по предмету «Биология».

• На выполнение работы отводится 45 минут.

Литература, использованная, для подготовки конструктора:

1. Крылова О.Н.,. Муштавинская И.В «Новая дидактика современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО» - СПб, КАРО, 2013

2. Под редакцией Муштавинской И.В., Лукичевой Е.Ю. «Современная оценка образовательных достижений учащихся» - СПб, КАРО, 2013

Литература, использованная при подборе заданий:

1. Пономарева И.Н. «Биология 6 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М., Вентана-Граф», 2015. ФГОС

2. Панина Г.Н. «Диагностические работы. Авторская линия Пономаревой И.Н.» 6-9 класс. СПб, «Паритет», 2006.

3. Сосновская Р.Л. «Биология: тренировочные варианты к экзамену. ГИА» 9 класс. Саратов, «Лицей», 2011 4. Илларионов Э.Ф. «Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники». 6 класс. М., «ВАКО», 2003 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyy_konstruktor_-_kopiya.docx281.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Матрица разработки диагностических контрольных работ

1 компонент

2 компонент

3 компонент

4 компонент

Предметные задания репродуктивного характера

( проверка знаний)

Задания на знания и понимание

Предметные или метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).

Задания на применение, анализ, синтез, сравнительную оценку

Метапредметные умения (регулятивные, часть коммуникативных и личностные УУД)

Рефлексивная оценка своей работы

Оценка и самооценка выполнения работы через (через регулятивные УУД)

30 баллов – не менее 3 заданий

30 баллов – не менее 3 заданий

30 баллов – не менее 3 заданий

10 баллов – 1 задание

Шкала перевода оценки в отметку:

менее 30 баллов – «2»

30 баллов – «3»

от 30 до 60 баллов – «4»

от 60 до 100 баллов – «5»


Компоненты ДКР

Что проверять/оценивать

Шаблоны  заданий из предметной области

Примеры  заданий

1-й компонент

Предметные задания репродуктивного характера (проверка знаний).

Задания на знание и понимание.

Воспроизведение и понимание знаний (информации)

30 баллов – не менее 3 заданий

Умение работать с учебным текстом

Прочитайте текст, выберите из него:

- ключевые термины и понятия;

- названия приборов;

- закономерности и законы

Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Семя фасоли покрыто плотной …(1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается  ... (2). Основной запас питательных веществ семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевой корешок, … и …(4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательный веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия и …(7).

Умение работать с рисунком, фотографией, иллюстрацией

Рассмотрите рисунок (фотографию, иллюстрацию):

- перечислите объекты;

- выскажите предположение о возможных явлениях;

- подтвердите предположение ссылкой на признаки явления;

- составьте рассказ по рисунку

На рисунке изображена схема строения цветка. Какой цифрой обозначена часть цветка, в которой происхдит  образование плода? 

Умение работать с таблицей, диаграммой, графиком

Рассмотрите таблицу (график, диаграмму):

- прочитайте названия столбцов, строк;

- какие объекты (величины, значения, единицы величин и т.п.) представлены в таблице;

- составьте несколько предложений, считывая информацию из таблицы по строкам и по столбцам;

- какие закономерности вы обнаружили, изучая таблицу

По данным таблицы  “Содержание питательных веществ в зерновых культурах” определите:

Почему зерновые культуры являются основным продуктом питания многих народов?

Растение

Белки

Углеводы

Жиры

Рис

5%

75%

1%

Просо

15%

50%

3%

Кукуруза

12%

70%

8%

Умение решать задачи базового уровня сложности по алгоритму

Решите задание:

- решите задание по образцу;

Заполните пробелы:

  1. Пестик, у которого нет столбика, называют _________
  2. Вишня имеет соцветие ______.
  3. Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого называется ______.
  4. Песик имеет плод _____.
  5. Способность семян к прорастанию называется ______________.

Умение проводить наблюдения в ходе эксперимента и выявлять используемые для него приборы и оборудование

- перечислите элементы установки для проведения эксперимента;

- опишите то, что наблюдали;

- дайте название прибора;

- опишите назначение прибора;

Процесс, показанный на рисунке, происходит с помощью:

  1. Хлоропластов
  2. Устьиц
  3. Чечевичек
  4. Хромопластов

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/127/126193/126193_html_21b82e0d.jpg

Умение воспроизводить фактический материал

При ответе на конкретный вопрос по изучаемой теме:

- назовите (перечислите) объекты, явления, свойства объекта, признаки явления, процесса;

- дайте описание объекта, явления, процесса, прибора, установки;

- заполните аналитико-синтетическую схему;

- нарисуйте строение объекта и подпишите его части (элементы);

- выберите правильный ответ (из текста, рисунка, схемы, таблицы, графика, диаграммы)

Дополните фразы:

1. Цветки покрытосеменных развиваются из ……почек.

2. Стебель злаковых называется ….. .

3. Водоросли относятся к  …….. растениям.

4. Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка называется ……  опылением.

5. Персик имеет плод …. .

2-й компонент

Предметные и метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).

Задания на применение, анализ, синтез, сравнительную оценку.

Вопросы различного типа.

Графические формы представления информации (схемы, таблицы и др.).

Логические задачи.

Эксперименты.

Проблемное обучение.

Творческие работы.

Исследовательские и проектные работы и др.

30 баллов – 3 задания

Умение извлекать информацию из знаковых способов представления и транслировать ее в вербальную форму

Составьте прямые вопросы по тексту.

Ответьте на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.

Составьте простой план текста.

Составьте вопросы к тексту. Составьте простой план текста.

Цветок – генеративная часть побега покрытосеменных растений.

Цветы чрезвычайно разнообразны, но есть набор структур, общий для всех цветков. Он включает завязь с пестиком и тычинками, окруженную чашелистиками и располагаемую на цветоложе. Цветы могут иметь нектарники для привлечения опылителей.

Цветки бывают обоеполыми, реже раздельнополыми. Если раздельнополые цветки располагаются на одном растении, то растение называется однодомным. У двудомных растений мужские цветы располагаются на одной особи, а женские – на другой.

Работа с рисунком, фотографией, иллюстрацией

Составьте рассказ по рисунку и приведите объяснение или обоснование его связей с изучаемым материалом

Какие признаки подорожника обыкновенного  можно выяснить, используя приведенный рисунок?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) Лист у подорожника – черешковый
2) У подорожника сочные плоды
3) Плоды подорожника – съедобные
4) Подорожник – лекарственное растение
5) Подорожник растет на обочинах дорог
6) Подорожник – цветковое растение
http://www.librius.net/i/11/70411/ris018.png

Работа с таблицей, диаграммой, графиком, формулой

Проведите анализ информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Определите характер изменения величин.

Установите вид зависимости между величинами.

Проведите вычисление неявного параметра (коэффициента) по графику зависимости и объясните его физический смысл.

Проведите сравнение неявных параметров при сравнении двух графиков, описывающих одну зависимость для разных объектов.

Определите по графику интервал температур, в котором процесс фотосинтеза наимение интенсивен. Обясните почему?

1) 0-10                                     3) 20-30
2) 10-20                                   4) 40-50

Умение самостоятельно воспроизводить фактический материал, необходимый для выполнения предложенного задания (базового уровня и повышенной степени сложности), умение выполнять задания творческого характера с незначительной помощью учителя

Найдите отличия объектов (А, В, С) по критерию или признаку.

Найдите сходство объектов (А, В, С) по критерию или признаку.

Заполните сравнительную таблицу.

Дайте определение термину (понятию).

Перечислите существенные признаки объекта (процесса, явления, прибора, установки).

Перечислите существенные свойства объекта, который участвует в данном явлении.

Определите, к какому понятию относятся термины (списки терминов).

Заполните схему сравнения.

Перечисленные организмы распределите по группам и каждой дайте название. Объясните, на основании какого признака вы их объединили. Предложите несколько вариантов группировки.

1. Ландыш майский

2. Рожь озимая

3. Капуста огородная

4. Клевер гибридный

5. Чеснок

6. Редис огородный

7. Пшеница

8. Роза садовая

9. Горох посевной

10. Яблоня домашняя

3-й компонент

Регулятивные УУД.

Задания и технологии метакогнитивного характера:

- создание условий для рефлексии, т.е. для обращения учащегося к внутреннему миру, своему опыту;

- применение частных дидактических приемов, способствующих созданию ситуации рефлексии;

Умение находить в жизненном опыте примеры использования изучаемой группы явлений

Приведите примеры таких, которые вам приходилось наблюдать в повседневной жизни

Посадите клубни картофеля правильно. Объясни почему?

А)Б)В)

Цели и конечный результат этих приемов и технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию, т.е. на развитие рефлексивных способностей

30 баллов – 3 задания

Умение проводить самооценку процесса получения результата обучения и самооценку собственно результата

Оцените свое выполнение этого задания:

- с точки зрения полученного результата.

Проанализируй результат своей работы с эталоном (проводится после проверки)

Какую коррекцию следует внести в планирование, чтобы полученный результат отвечал вашему целеполаганию?

4-й компонент

Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД).

10 баллов – 1 задание

Наблюдение.

Самооценка.

Сочетание внеурочных исследований (проектной деятельности и т.п.) с учебной урочной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая контрольная работа в 9 классе

Контрольная работа включает в себя тестовые задания и задания с развернутым ответом....

Диагностическая контрольная работа в 5 классе

Входная диагностика в 5 классе, предмет биология...

Диагностическая контрольная работа по биологии 6 класс (ФГОС)

Авторы-составители данной диагностической контрольной работы учителя биологии ГБОУ школы №258 Колпинского района СПб: Комарова Ирина Александровна и Лапина Елена ВладимировнаДостижение предметных резу...

Диагностические контрольные работы по биологии 5 класс

Стартовая, промежуточная, итоговая контрольные работы для определения уровня сформированности УУД для 5 класса в рамках изучения биологии...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Входная диагностика позволит выявить пробелы в знаниях и выработать траекторию дальнейшей работы над формированием УУД у учащихся 6 класса. Представленные варианты контрольной работы к учебнику И.Н. П...

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 11 класс

Данная работа предназначена для входного контроля в начале учебного года....

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 7 класс

Данная работа предназначена для входного тестирования в начале учабного года....