Конспект урока по теме: « Рациональное использование природы и ее охрана»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Подшибякина Елена Владимировна

Конспект урока по биолгии для 9 класса.

Изучение причин основных глобальных экологических проблем.  Пути развития челеовеческой цивилизации. Законы Б.Коммонера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ratsionalnoe_isp_prir_9_kl.docx107.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

 « Рациональное использование природы и ее охрана».

Дата проведения урока: 12.05.2015 год.    Класс: 9.  

Учитель: Подшибякина Е.В.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Сформировать понятия:

 - Рациональное природопользование;

 -Биотехнология.

2. Продолжать формирование бережного отношения к окружающему миру.

3. Воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
4. Развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

Ход урока.

1. Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания: письменный опрос по п. 59.

3. Изучение нового материала. Работа ведется с использованием ЦОР платформы 1С-Образование. Биология. 9 класс.

3.1. Учитель задает классу вопросы:

 1.    Какие глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, вам известны?
2.    Какие природные ресурсы вы знаете?
3.    В чем причина экологического кризиса на нашей планете?


      В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять сбои потребности с теми возможностями, которые дает ему природа.

       Для разумного управления биосферой и перехода на уровень ноосферы необходимо не только знать устройство и принцип «работы» этой огромной и сложной системы, но и уметь влиять на происходящие в ней процессы в желаемом направлении.

       И все же даже совершенное знание биосферных механизмов и ясное понимание того, что надо делать, не дадут реальных плодов при отсутствии определенного уровня зрелости и культуры общества. Здесь важнейшей задачей является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам типа «Человек — царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы существуем, к нашему общему и единственному дому — планете Земля.

       Необходимо сформировать такую стратегию развития человеческого общества, которая позволила бы гармонично сочетать его потребности с возможностями нормального функционирования биосферы. Это означает не только широкое распространение производственных способов (технологий) сбережения энергии и ресурсов, но и (в первую очередь!) изменение характера потребностей людей.

     Сейчас мы живем в обществе, которое называют «обществом одноразового потребления». Для него характерна нерациональная расточительная эксплуатация природных ресурсов. Для сохранения человеческой цивилизации необходимо построить природосберегающее общество, разумно использующее природные ресурсы.

       Природные ресурсы — важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения всевозможных материальных и культурных потребностей общества. Они весьма разнообразны (рис. 112),
    Ограниченность ресурсов Земли становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. Поиск путей рационального управления природными ресурсами — одна из важнейших задач современности.

    Ограниченность природных ресурсов, несовершенство технологии их добычи и переработки часто приводят к разрушению биогеоценозов, загрязнению окружающей среды, нарушениям климата и круговорота веществ в экосистеме.

    Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших (по определенным критериям), или оптимальных, способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем.
    Создание новых технологий должно сочетаться с компетентной, грамотной экологической экспертизой всех, особенно широкомасштабных, проектов в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности. Проводимая специальными независимыми органами, такая экспертиза позволит избежать многих просчетов и непредсказуемых последствий реализации этих проектов для биосферы.

    В целом охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать следующие виды деятельности:

- локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;
- восстановление и охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней;
- расширение и увеличение числа заповедных зон, уникальных природных комплексов;
- охрану и разведение редких видов растений и животных;
- широкое просвещение и экологическое образование населения;
- международное сотрудничество в деле охраны среды.

     Только активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой.

      Разработка совершенного экологического законодательства и создание эффективных механизмов его реализации — непременный элемент построения общества, живущего в гармонии с природой.

    Осознание общих целей и трудностей, стоящих на пути, неизбежно будет рождать ощущение общепланетарного единства людей. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Осознание единства человечества — одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

1.    Почему мы не можем утверждать, что человеческое общество уже вступило в эпоху ноосферы?
2.    Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?
3.    Как вы считаете, сможет ли человечество преодолеть экологический кризис?
 

3.2. Учитель дает определение науки под запись:

 Биотехнология - совокупность промышленных методов, в которых употребляют живые организмы или биологические процессы. Человек издревле применяет биотехнологические процессы для производства Различных веществ и пищевых продуктов (кефир, вино, пиво, кофе имеют свою древнюю история, когда биологии как науки ещё не было). «Биотехнология» ( от греч . Биос - жизнь , Технос - искусство и логос - учение) термин введен  в 70 - х. годах XX века.

    Сегодня различные виды бактерий и грибов употребляют в микробиологической промышленности. В пищевой промышленности высокопроизводительные штаммы микроорганизмов позволяют увеличить выпуск высококачественных продуктов питания (кисломолочных, сыров, пива), кормов для животных и другие. Биотехнологические процессы применяют и для очистки окружающей среды. Метод биологической очистки, основанный на способности некоторых видов бактерий разлагать органические соединения, которые попадают в окружающую среду. Благодаря селекционной работе созданы штаммы микроорганизмов, способных разлагать те соединения, которые природные виды не могут минерализовать. Для очистки сточных вод , природных водоемов и почвы применяют их обновлённые свойства.

Задание №1. Подготовьте справку о методах озонирования воды в процессе очистки. Является ли он биотехнологическим методом. Обоснуй ответ.

Jhs.jpg

Jhs1.jpg

Биотехнологические процессы учитывают и при разработке биологических методов борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйств, а также паразитическими и кровососущих видами. Необходимым условием использования биологических препаратов в биологическом методе борьбы является их безопасность для полезных видов. Биологический метод борьбы с вредителями путем расселения яйцееда Trichogramma evanescens представлен на иллюстрации ниже.

Jhs2.jpg

В последнее время в разработке биотехнологических процессов все шире применяют методы генетической и клеточной инженерии, которые дают возможность получить разнообразные соединения и препараты.

3.3. Изучение законов Б. Коммонера

      В 60-е годы при обозначившихся негативных экологических тенденциях в окружающей среде сформировалось некое научное направление – «новая экология». Типичным представителем «новой» экологии является видный американский ученый Барри Коммонер. Именно им были сформулированы ставшие знаменитыми четыре «простых» правила «новой» экологии.

- «все связано со всем»;

- «все должно куда-то деваться»;

- «природа знает лучше»;

- «ничто не дается даром».

     Внешняя простота и яркая форма этих правил снискали заслуженную популярность среди экологов и специалистов других направлений научного знания, но следует заметить, что не это является главным в «правилах Коммонера», а чрезвычайно высокая их содержательность и глубина.

    1. «Все связано со всем», как первое из них фиксирует большую сложность структурных и функциональных связей экологических систем любого ранга: локального, регионального, глобального. В частности, следует упомянуть о трансграничности переносов загрязнений в атмосфере, кислотные дожди редко выпадают над местом выброса диоксида серы, то есть котельными и ТЭЦ. При преобладающем северо-восточном атмосферном переносе в европейской части России промышленных загрязнений атмосферы из индустриальных центральных регионов «перебрасываются» на тундровые сенсибильные в экологическом отношении районы.

    2. «Все должно куда-то деваться», как второе правило, является по своей сути иным изложением фундаментального физического закона сохранения материи. Это правило определяет предельно допустимые границы загрязнения биосферы, которые заключают в себе ее гомеостазис. Собственно, это правило является теоретическим обоснованием для разработки и установления системы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ). При существующих возражениях против ПДК и ПД – они пока что являются одними из немногих количественных экологических законодательно установленных показателей, позволяющих вести конкретную практическую природоохранную деятельность.

    3. «Природа знает лучше» — третье правило – призывает к внимательному, бережному отношению к природе. Это относится, в частности, к реализации строительных проектов и является, по существу, обоснованием системы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), и определяет необходимость обязательной подготовки заявления об экологических последствиях (ЗЭП) при реализации проекта, в том числе и строительного.

В значительной мере это правило определяет необходимость тщательного изучения природной и техногенно-природной обстановки в местах реконструкции зданий и сооружений и в еще большей степени при их ликвидации, а в особенности при рекультивационных работах. При ошибках в последних негативные экологические последствия могут быть значительно большими, чем если бы рекультивация вообще не проводилась.

     4. «Ничто не дается даром» — четвертое правило – описывает единство биосферы, ее целостность, закладывает основы понимания компенсаторных биосферных механизмов. В рамках этого ничего не может быть выиграно или потеряно, а сама биосфера не может служить объектом всеобщего улучшения. Все, что извлечено из биосферы человеческой деятельностью, должно быть возмещено. Биосфера потребует оплаты, может быть, после некоторой отсрочки.

4. Закрепление изученного материала.

5. Выставление оценок за урок.

6. Запись домашнего задания: п.60, записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Рациональные числа". Урок на основе технологии модерации

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  6 классПредмет(ы):  МатематикаЦель урока:...

План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

краткий конспект урока по теме"Рациональные числа"

краткий конспект урока по теме"Рациональные числа" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

План-конспект урока на тему "Рациональные уравнения"

Тема урока предназначена для изучения  в рамках учебной дисциплины "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия" студентами 1 курса специальности Программирование в компь...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Конспект урока по теме «Рациональные числа»

Конспект урока по математике на тему «Рациональные числа». Класс 6. Учебник Математика. 6 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Просвещение 2015....