Рабочая программа кружка по биологии "Живая планета"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шатилова Любовь Михайловна

 

Программа кружка «Живая планета» составлена для учащихся 11-13 лет и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биологический кружок  « Живая Планета»     Учитель Шатилова Л. М.

Программа кружка «Живая планета» составлена для учащихся 11-13 лет и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Введение

Актуальность программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе.

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли, определить творческие способности учащихся, сформировать понимание жизни как величайшей ценности.

Занятия строятся с учётом психологии и творческих особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия курса.

Формы занятий разнообразны: лекции, практические и творческие работы, опыты, викторины, праздники.

Пояснительная записка

Программа кружка «Живая природа» составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на учащихся 6 – 7 класса, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Эта программа выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по биологии бактерий, грибов, ботанике и зоологии.
  2. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.
  3. Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.
  4. Позволяет подготовить к олимпиадам, конкурсам и переводному экзамену по биологии

Цели данного курса:

  1. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
  2. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
  3. Познакомить с основными методами изучения биологии.
  4. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

  1. Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях и животных.
  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных.
  6. Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Учащиеся должны знать:

  • что такое природа;
  • особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края;
  • правила поведения в природе;
  • этапы исследовательской и проектной деятельности;
  • формы и виды исследовательских и проектных работ;
  • требования к оформлению и презентации.  

Учащиеся должны уметь: 

  • пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения явлений биологических;
  • организовать и провести исследование, выполнить проектную работу;
  • уметь определять биологические объекты в природе,
  •  оценивать экологическую ситуацию;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  •  участвовать в природоохранных акциях;
  • работать с научной литературой;
  • выполнять учебные рефераты, презентации;

Формы подведения итогов реализации программы:

  • учебно-исследовательские конференции;
  • соревнования, КВН;
  • - демонстрация презентаций, творческих представлений;
  •  участие в конкурсах и олимпиадах.

Содержание программы:

1.Введение – 2 часа.

2. Царства живой природы. Растения-12 часов

3. Царства живой природы. Грибы - 6 часов

4. Царства живой природы. Животные -10 часов

5. Царства живой природы. Бактерии - 4 часа

Календарно – тематическое планирование

 Название раздела и количество часов

          Тема занятий

 Практическая  работа

1.Введение -2

Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты.

2.

Биология как наука.

Составление схемы- Биологические науки

3. Царства   живой природы.

Растения-12

Растения.  Общая характеристика.

Определение видов растений по рисункам и гербарию

4.

Значение растений в природе и жизни человека

Составление схемы. Оформление презентации.

5.

Строение растительной клетки

Рисунок растительной клетки (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель)

6.

Растительная клетка под микроскопом

Приготовление препарата из кожицы лука.

7.

Особенности строения растительного организма

Определение частей растения по гербарию

8.

Особенности строения растительного организма. Правила сбора и обработки растений для составления гербария.

Сбор природного материала для гербария.

9.

Корень.

Определение и сравнение видов корней по гербариям. Работа с микроскопом

10.

Побег.

Определение и сравнение видов побегов по гербариям.

11.

Лист. Жилкование листьев.

Определение видов жилкования листьев по гербариям. Работа с микроскопом.

12.

Строение цветка и виды соцветий.

Определение и сравнение видов соцветий  по гербариям.

13.

Строение, виды плодов и семян растений.

Рисунки цветов, соцветий и плодов (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель)

14.

Растения на карте мира. Происхождение культурных растений.

Составление схемы и выполнение рисунков. Оформление презентации.

15.Царства живой природы. Грибы-6.

Грибы. Общая характеристика.

Оформление презентации.

16.

Значение грибов в природе и жизни человека.

Составление схемы

17.

Низшие грибы. Строение и значение.

Плесневые грибы под микроскопом

18.

Высшие грибы. Трубчатые шляпочные грибы.

Изготовление муляжей трубчатых грибов из соленого теста

19.

Высшие грибы. Пластинчатые шляпочные грибы.

Изготовление муляжей пластинчатых грибов из соленого теста

20.

Особенности жизнедеятельности грибов.

Изучение правил сбора грибов

21.Царства живой природы. Животные-10

Животные.  Общая характеристика.

Определение видов животных по рисункам и фотографиям

22.

Значение растений в природе и жизни человека

Составление схемы

23.

Строение животной клетки

Рисунок животной клетки (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель)

24.

Строение животной клетки

Клетка животных под микроскопом.

25.

Простейшие. Общая характеристика.

Определение видов простейших. Работа с микроскопом. Оформление презентации.

26.

Кишечнополостные. Общая характеристика.

Определение видов кишечнополостных. Работа с микроскопом. Оформление презентации.

27.

Черви.   Общая характеристика.

Определение и сравнение видов червей. Работа с микроскопом. Оформление презентации.

28.

Моллюски. Общая характеристика.

Определение видов моллюсков. Работа с микроскопом. Оформление презентации.

29.

Паукообразные и насекомые. Общая характеристика.

Определение видов пауков и насекомых по коллекциям и рисункам. Работа с микроскопом.

30.

Хордовые.  Общая характеристика.

Определение видов хордовых по рисункам и фотографиям. Выполнение рисунков (формат А-4 карандаши, гуашь, акварель)

31. Царства живой природы. Бактерии-4.

Бактерии.  Общая характеристика. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Составление схемы

32.

Строение клетки бактерий.

Работа с микроскопом.

33.

Виды и формы бактерий.

Выполнение рисунков (формат А-4 карандаши, гуашь, акварель).

34.

Профилактика заболеваний.

Изучение правил профилактики бактериальных заболеваний

Литература

1.Коровкин О.А. Анатомия и морфология высших растений. Дрофа 2010.

 2. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений.  Просвещение 2010.

3. Лернер Г.И.  Биология в вопросах и ответах. Москва. Аквариум 2011.

4. Д.Фердон, К.Хинсон, Ян Джеймс  Наш мир.  Перевод с немецкого АСТ Астрель 2012.

5. Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский  Биология животных. ООО Оникс 2010.

6. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6-7 классов / составитель   Просвещение АО Учебная литература, 2009.

7. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития  2011.

8. Энциклопедия для детей. Т.2. – М.: Аванта+ 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка" 4 класс Планета Знаний

основное содержание тематического плана, учебно-тематичсекий план, календарно-тематический план, пояснительная записка...

Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" математика 3 класс

Рабочая программа по математике по УМК "Планета знаний" 3 класс математика...

Рабочая программа кружка "Моя планета"

Программа кружка "Моя планета" предназначена для детей 5-7 классов. Работаем по ФГОСу. Программу я писала для своего состава, но думаю что она будет интересна коллегам....

Рабочая программа кружка "Планета Земля"

рабочая программа составлена для учащихся 5-7 классов....

Рабочая программа кружка «Живая планета» по биологии для 7 класса

Рабочая программа кружковой работы носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на пл...