Рабочая программа кружка по биологии "Живая планета"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа кружка «Живая планета» составлена для учащихся 11-13 лет и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка по биологии "Живая планета" | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологический кружок « Живая Планета» Учитель Шатилова Л. М.
Программа кружка «Живая планета» составлена для учащихся 11-13 лет и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Введение
Актуальность программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли, определить творческие способности учащихся, сформировать понимание жизни как величайшей ценности.
Занятия строятся с учётом психологии и творческих особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия курса.
Формы занятий разнообразны: лекции, практические и творческие работы, опыты, викторины, праздники.
Пояснительная записка
Программа кружка «Живая природа» составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на учащихся 6 – 7 класса, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.
Эта программа выполняет несколько функций:
- Углубляет знания по биологии бактерий, грибов, ботанике и зоологии.
- Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.
- Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.
- Позволяет подготовить к олимпиадам, конкурсам и переводному экзамену по биологии
Цели данного курса:
- Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
- Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
- Познакомить с основными методами изучения биологии.
- Повысить экологическую культуру учащихся.
Задачи данного курса:
- Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
- Расширение и конкретизация знаний о растениях и животных.
- Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных.
- Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.
Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.
Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.
Учащиеся должны знать:
- что такое природа;
- особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;
- редкие и охраняемые растения и животные родного края;
- правила поведения в природе;
- этапы исследовательской и проектной деятельности;
- формы и виды исследовательских и проектных работ;
- требования к оформлению и презентации.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения явлений биологических;
- организовать и провести исследование, выполнить проектную работу;
- уметь определять биологические объекты в природе,
- оценивать экологическую ситуацию;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- участвовать в природоохранных акциях;
- работать с научной литературой;
- выполнять учебные рефераты, презентации;
Формы подведения итогов реализации программы:
- учебно-исследовательские конференции;
- соревнования, КВН;
- - демонстрация презентаций, творческих представлений;
- участие в конкурсах и олимпиадах.
Содержание программы:
1.Введение – 2 часа.
2. Царства живой природы. Растения-12 часов
3. Царства живой природы. Грибы - 6 часов
4. Царства живой природы. Животные -10 часов
5. Царства живой природы. Бактерии - 4 часа
Календарно – тематическое планирование
Название раздела и количество часов | Тема занятий | Практическая работа |
1.Введение -2 | Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты. | |
2. | Биология как наука. | Составление схемы- Биологические науки |
3. Царства живой природы. Растения-12 | Растения. Общая характеристика. | Определение видов растений по рисункам и гербарию |
4. | Значение растений в природе и жизни человека | Составление схемы. Оформление презентации. |
5. | Строение растительной клетки | Рисунок растительной клетки (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель) |
6. | Растительная клетка под микроскопом | Приготовление препарата из кожицы лука. |
7. | Особенности строения растительного организма | Определение частей растения по гербарию |
8. | Особенности строения растительного организма. Правила сбора и обработки растений для составления гербария. | Сбор природного материала для гербария. |
9. | Корень. | Определение и сравнение видов корней по гербариям. Работа с микроскопом |
10. | Побег. | Определение и сравнение видов побегов по гербариям. |
11. | Лист. Жилкование листьев. | Определение видов жилкования листьев по гербариям. Работа с микроскопом. |
12. | Строение цветка и виды соцветий. | Определение и сравнение видов соцветий по гербариям. |
13. | Строение, виды плодов и семян растений. | Рисунки цветов, соцветий и плодов (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель) |
14. | Растения на карте мира. Происхождение культурных растений. | Составление схемы и выполнение рисунков. Оформление презентации. |
15.Царства живой природы. Грибы-6. | Грибы. Общая характеристика. | Оформление презентации. |
16. | Значение грибов в природе и жизни человека. | Составление схемы |
17. | Низшие грибы. Строение и значение. | Плесневые грибы под микроскопом |
18. | Высшие грибы. Трубчатые шляпочные грибы. | Изготовление муляжей трубчатых грибов из соленого теста |
19. | Высшие грибы. Пластинчатые шляпочные грибы. | Изготовление муляжей пластинчатых грибов из соленого теста |
20. | Особенности жизнедеятельности грибов. | Изучение правил сбора грибов |
21.Царства живой природы. Животные-10 | Животные. Общая характеристика. | Определение видов животных по рисункам и фотографиям |
22. | Значение растений в природе и жизни человека | Составление схемы |
23. | Строение животной клетки | Рисунок животной клетки (формат А-4, карандаш, гуашь, акварель) |
24. | Строение животной клетки | Клетка животных под микроскопом. |
25. | Простейшие. Общая характеристика. | Определение видов простейших. Работа с микроскопом. Оформление презентации. |
26. | Кишечнополостные. Общая характеристика. | Определение видов кишечнополостных. Работа с микроскопом. Оформление презентации. |
27. | Черви. Общая характеристика. | Определение и сравнение видов червей. Работа с микроскопом. Оформление презентации. |
28. | Моллюски. Общая характеристика. | Определение видов моллюсков. Работа с микроскопом. Оформление презентации. |
29. | Паукообразные и насекомые. Общая характеристика. | Определение видов пауков и насекомых по коллекциям и рисункам. Работа с микроскопом. |
30. | Хордовые. Общая характеристика. | Определение видов хордовых по рисункам и фотографиям. Выполнение рисунков (формат А-4 карандаши, гуашь, акварель) |
31. Царства живой природы. Бактерии-4. | Бактерии. Общая характеристика. Значение бактерий в природе и жизни человека. | Составление схемы |
32. | Строение клетки бактерий. | Работа с микроскопом. |
33. | Виды и формы бактерий. | Выполнение рисунков (формат А-4 карандаши, гуашь, акварель). |
34. | Профилактика заболеваний. | Изучение правил профилактики бактериальных заболеваний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка" 4 класс Планета Знаний
основное содержание тематического плана, учебно-тематичсекий план, календарно-тематический план, пояснительная записка...
Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" математика 3 класс
Рабочая программа по математике по УМК "Планета знаний" 3 класс математика...
Рабочая программа кружка "Моя планета"
Программа кружка "Моя планета" предназначена для детей 5-7 классов. Работаем по ФГОСу. Программу я писала для своего состава, но думаю что она будет интересна коллегам....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка "Планета Земля"
рабочая программа составлена для учащихся 5-7 классов....
Рабочая программа кружка «Живая планета» по биологии для 7 класса
Рабочая программа кружковой работы носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на пл...