Рабочая программа учебного курса "Основы экологической культуры"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Программа разработана для учащихся 7-х классов. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osn.ekol_kult.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Петропавловский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Петропавловская общеобразовательная школа

УТВЕРЖДЕНО:

приказ № 54

от «31» августа 2015 года

                                                                                                                                                                     Директор школы:

      /_______/    Коржов Е.И.

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«Основы экологической культуры»

Ступень обучения -  основное общее образование (7 класс)

Количество часов: 17

Составитель: Алёшина Ирина Анатольевна

Петропавловка 2015год.

 Содержание.

Пояснительная записка.

1. Содержание учебного предмета.

2.1.  Распределение учебного времени на различные виды программного материала.

2. Содержание программного материала.

3. Тематическое планирование.

4.Результаты освоения учебного предмета.

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список литературы.

 

                                                                        Пояснительная записка

Цель программы ««Основы экологической культуры» – формирование основ экологической грамотности учащихся 7 классов.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

                                                                 1. Содержание учебного предмета.

2.1.  Распределение учебного времени на различные виды программного материала.

Программа « Основы экологической культуры» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7 классов. Количество часов: 17

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

                                                                  2.Содержание программного материала.

  1. Введение в экологию (1 час)

Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Актуальность изучения экологии. Специфика экологических отношений в живой природе и городской среде. Проблема исчерпаемости экологических ресурсов. Экологическое мышление как один из элементов культуры современного человека.

  1.  История взаимоотношений человека и природы (1 час)

Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу.

     3. Основные понятия экологии  (11 часов)

 Общая характеристика понятия «экосистема», основные компоненты экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Взаимосвязь компонентов экосистем: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

Группы организмов в природном сообществе:

Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Пищевые цепи.

Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм.

   4. Сообщества и экосистемы (3 часа)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Различия видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Экосистемы Воронежской области,  общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы. Население  и его деятельность как главный компонент  экосистемы. Влияние деятельности людей на окружающую среду: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние окружающей среды на здоровье людей.

                                                                             3. Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы «Биология 5-9 класс» с учетом содержания программного материала данной рабочей программы.

 В данном разделе излагаются темы из содержания учебного курса и приводятся характеристики деятельности учащихся.

 В соответствии с Примерной программой по биологии ФГОС и внесёнными изменениями в базисный учебный план, в 7 классе основной школы на преподавание учебного курса «Основы экологической культуры» предусматривается 17 ч.  Этот учебный курс является вариативной частью учебного плана МКОУ Петропавловской СОШ, которая определяется образовательным учреждением исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы.

                                                                             Учебно – тематический план

занятия

Тема

занятия

Количество часов

УУД

                          Результаты деятельности

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

метапредметные

предметные

1

Введение в экологию

1

Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия

Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия

Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 знать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

 уметь реализовывать теоретические познания на практике

Уметь планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме.

Знать о таких естественно-научных методах и приемах, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы».

2

История взаимоотношений человека и природы

1

Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия

Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия

Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

 Уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе

 Уметь: получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать о влиянии природных условий на расселение и занятия древних людей.

Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу.

3-13

Основные понятия экологии  

11

Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия

Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия

Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 знать правила поведения в природе;

 понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 уметь: получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать понятие «экосистема», основные компоненты экосистем. Взаимосвязь компонентов экосистем. Группы организмов в природном сообществе:

Производители (продуценты), потребители (консументы), разрушители (редуценты).

Пищевые цепи.

Биосфера Земли. Биологическое разнообразие биосферы. Роль живых организмов в биосфере.

Положительное и отрицательное воздействие  человека на биосферу.

Среда обитания. Экологические факторы.

14-15

Сообщества и экосистемы

2

Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия

Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия

Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе;

уметь: получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Различия видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Экосистемы Воронежской области,  общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы. Население  и его деятельность как главный компонент  экосистемы. Влияние деятельности людей на окружающую среду: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние окружающей среды на здоровье людей.

16

Защита проектов.

1

Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия

Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия

Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 признавать право каждого на собственное мнение;

 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 уметь отстаивать свою точку зрения


                                                                        Календарно-тематический план.

занятия

Тема

занятия

Количество часов

Планируемые результаты деятельности

Дата

личностные

метапредметные

предметные

План

Факт

1

Введение в экологию

1

 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 знать правила поведения в природе;

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

 уметь реализовывать теоретические познания на практике

Уметь планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме.

Знать о таких естественно-научных методах и приемах, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы».

2

История взаимоотношений человека и природы

1

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе

 Уметь  получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать о влиянии природных условий на расселение и занятия древних людей. Характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Стихийное природопользование.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу.

3-4

Экосистема.  Основные компоненты экосистем.

2

Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

 знать правила поведения в природе;

 понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике

Уметь получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать понятие «экосистема», основные компоненты экосистем, взаимосвязь компонентов экосистем, естественные и искусственные экосистемы. Взаимосвязь компонентов экосистем: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

5-6

Взаимоотношения живых организмов.

2

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе

Уметь выявлять суть отношений, давать оценку экологических групп животных, получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

 

Знать определение понятий «симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция», основные типы взаимоотношений живых организмов.

7

Группы организмов в природном сообществе:

1

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе.

Уметь получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Группы организмов в природном сообществе:

Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

8

Пищевые цепи.

1

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе;

Уметь составлять пищевые цепи

Знать понятие «пищевая цепь», виды пищевых цепей, передача веществ и энергии в пищевой цепи.

9

Биосфера Земли. Биологическое разнообразие биосферы.

1

 признавать право каждого на собственное мнение;

 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 уметь отстаивать свою точку зрения

Уметь получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать о биосфере Земли как самой крупной природной экосистеме. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу.

.

10

Положительное и отрицательное воздействие  человека на биосферу.

1

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе. 

Уметь получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать о месте человека в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.

11-12

Среда обитания.

Лабораторная работа «Почва и ее состав»

2

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе.

 Уметь выявлять приспособления живых организмов к средам в тексте, предложенном учителем, давать характеристику среды, проводить исследование и делать выводы.

Знать понятие «среда обитания». Виды сред обитания. Условия существования организмов и их приспособленность к той или иной среде.

13

Экологические факторы.

1

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе.

уметь анализировать и сравнивать экологические факторы, извлекать необходимую информацию.

Знать понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм

14-15

Сообщества и экосистемы

2

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

испытывать любовь к природе.

уметь: получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами.

Знать о сообществе живых организмов как важнейшем компоненте экосистемы. Различия видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Экосистемы Воронежской области,  общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы. Население  и его деятельность как главный компонент  экосистемы. Влияние деятельности людей на окружающую среду: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние окружающей среды на здоровье людей.

16

Защита проектов.

1 час

 уметь реализовывать теоретические познания на практике;

 признавать право каждого на собственное мнение;

 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 уметь отстаивать свою точку зрения

Резервное время – 1 час


                              4.Результаты освоения учебного курса.

По окончании изучения курса «Биология» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Результаты освоения программного материала оцениваются как метапредметные, предметные и личностные.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологическисообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

                                                                     

 5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Для полной реализации содержания настоящей программы руководство школы постоянно укрепляет материально-техническую и учебно-методическую базу.

 Учебное оборудование  соответствует педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.

Подбор оборудования определяется программными задачами  обучения    биологии учащихся основной школы.  

 

Оборудование для уроков    биологии  МКОУ Петропавловской СОШ:

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения

1.

2.

Мультимедийный проектор и экран;

принтер цветной;

фотопринтер;

 цифровой фотоаппарат;

цифровая видеокамера;

 Беспроводной планшет комплекте с беспроводным адаптером Bluetooth

сканер;

микрофон;

 музыкальная клавиатура;

 оборудование компьютерной сети;

 конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом;

устройство глобального позиционирования;

цифровой микроскоп;

доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

1

1

1

1

5

1

20

1

20

20

1

1

2. Экранно-звуковые пособия

1.

3. Оборудование класса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Интерактивная доска со встроенным проектором

Приставные громкоговорители для интерактивной системы

Система для голосования: ресивер, 32 пульта управления

Интерактивный обучающий стол

Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели)

Интерактивный обучающий стол.

Персональный компьютер с монитором (с возможностью одновременного подключения проектора, интерактивного дисплея, плазменной панели).

МФУ лазерное А-4.

плазменная панель, 50", 16:9, 1920x1080, HDTV, 1080p (Full HD), 3D, мощность звука 20 Вт, HDMI x3, VGA

Программное обеспечение.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                        Список литературы:

http://festival.1september.ru/articles/211037/

http://standart.edu.ru/

Примерная программа по  биологии  в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», - М.: Просвещение, 2010;

Учебное издание из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования - в 2 частях, часть 2;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
  4. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  5. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  7. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  8. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст  / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  9. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  10. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  11. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 

12.Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.

                

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы  Федерального компонента ...

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"

Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...