Самостоятельные работы по темам "Закономерности наследственности" и "Закономерности изменчивости"
тест по биологии (10 класс) на тему

Подвигина Наталья Марсиловна

Материал для промежуточного контроля при изучении генетики в профильном классе (биология, 10 класс). Содержит тестовые задания и вопросы с развернутым ответом, в том числе задачи на дигибридное скрещивание. Каждая из работ включает два варианта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Закономерности изменчивости»

1 вариант

1. Синдром Дауна является результатом мутации

1) геномной                      2) цитоплазматической

3) хромосомной               4) рецессивной

2. У горностаевого кролика на выбритом участке тела под действием согревающего компресса вырастает белая шерсть – это изменчивость

1) геномная                                        2) мутационная

3) комбинативная                              4) модификационная

3. Рождение ребенка с синдромом Дауна – это пример проявления изменчивости

1) модификационной                      2) комбинативной

3) цитоплазматической                  4) геномной

4. Причина хромосомных мутаций

1) удвоение нуклеотидов в хромосоме

2) изменение структуры хромосом

3) выпадение отдельных нуклеотидов

4) включение новых нуклеотидов в ДНК

5. Причиной комбинативной изменчивости может быть

1) изменение генов при репликации ДНК

2) хромосомная мутация

3) матричный синтез ДНК

4) случайная встреча гамет при оплодотворении

6. Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют

о возникновении у них изменчивости −

1) модификационной                         2) мутационной

3) комбинативной                              4) соотносительной

7. Поворот участка хромосомы на 180º относится к мутациям

1) геномным                                      2) полиплоидным

3) хромосомным                               4) точковым

8. Какая изменчивость проявится у черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в разных условиях?

1) модификационная                      2) комбинативная

3) генетическая                               4) мутационная

8. Значение модификационной изменчивости состоит в том, что она

1) возникает у отдельных особей

2) передаётся по наследству

3) носит случайный характер

4) носит приспособительный характер

9. Новые сочетания генов, которые возникают в процессе мейоза и оплодотворения, служат причиной изменчивости

1) хромосомной                                2) модификационной

3) комбинативной                             4) мутационной

10. Геномные мутации возникают у растений в результате воздействия веществ, которые

1) уменьшают время интерфазы

2) ускоряют образование гамет

3) нарушают образование нитей веретена деления

4) приводят к хромосомным перестройкам

11. В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на его основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие

1) изменения нормы реакции                2) цитоплазматической мутации

3) хромосомных перестроек                  4) геномной мутации

12. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости» – это закон

1) биогенетический                            2) сцепленного наследования

3) гомологических рядов                   4) независимого наследования

13. Вариации в пределах нормы реакции характерны для изменчивости

1) генной             2) геномной              3) хромосомной           4) модификационной

14. Наследственная изменчивость не может быть вызвана

1) изменением генов (мутациями)

2) сочетанием генов в потомстве

3) усилением радиационного фона

4) сезонными колебаниями температуры

15. Сезонное изменение окраски перьев белой куропатки – это пример изменчивости

1) комбинативной                     2) цитоплазматической

3) соотносительной                  4) модификационной

16. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение

1) структуры цитоплазмы                         2) числа хромосом

3) числа нуклеотидов в ДНК                    4) структуры хромосом

17. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и интенсивности тренировок – пример изменчивости

1) соотносительной           2) комбинативной    3) модификационной     4) неопределённой

18. Что такое генные мутации?

1) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК

2) утрата небольшого участка хромосомы

3) уменьшение числа хромосом

4) поворот участка молекулы ДНК на 180°

19. Причина модификационной изменчивости признаков – изменение

1) структуры генов                                              2) условий среды

3) количества нуклеотидов в ДНК                    4) механизма конъюгации

20. Изменчивость признаков организма, не связанную с изменениями генотипа, называют

1) модификационной              2) мутационной            3) комбинативной       4) соматической

21. Из семян одного растения пастушьей сумки вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения размерами, числом цветков и листьев на побеге. Объясните возможные причины этого явления.

22. При серповидно-клеточной анемии у человека в эритроцитах синтезируется дефектный гемоглобин, в молекулах которого одна глутаминовая кислота в определенном месте заменена на валин. С каким видом мутации это может быть связано?

Самостоятельная работа по теме «Закономерности изменчивости»

2 вариант

1. Степень развития мускулатуры у тяжелоатлета – пример

1) генных мутаций                                        2) хромосомных мутаций

3) модификационной изменчивости          4) цитоплазматической изменчивости

2. Полиплоидия – это

1) кратное увеличение числа хромосом               2) спиpализация хромосом

3) генная мутация                                                   4) изменение структуры хромосом

3. Какой способ размножения увеличивает генотипическую изменчивость?

1) почкование                    2) вегетативное          3) бесполое                        4) половое

4. У горностаевого кролика на выбритом участке тела под действием согревающего компресса вырастает белая шерсть – это изменчивость

1) геномная           2) мутационная            3) комбинативная     4) модификационная

5. Разнообразие размеров плодов на одной яблоне – это пример проявления

изменчивости

1) мутационной          2) комбинативной      3) наследственной          4) модификационной

6. Различия по фенотипу у особей с одинаковым генотипом свидетельствуют

о возникновении у них изменчивости −

1) модификационной       2) мутационной    3) комбинативной         4) соотносительной

7. Модификационная изменчивость

1) обеспечивает приспособленность к изменениям условий среды

2) приводит к нарушениям обмена веществ у организмов

3) понижает интенсивность процессов жизнедеятельности

4) ведёт к появлению новых комбинаций генов

8. Мутации – это

1) направленные изменения генотипа и фенотипа

2) случайные (спонтанные) изменения генотипа особи

3) приспособительные изменения фенотипа, не затрагивающие генотип

4) изменение фенотипа под влиянием внешних факторов

9. Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК относят к мутациям

1) хромосомным      2) геномным              3) полиплоидным       4) генным

10. Согласно закону гомологических рядов наследственной изменчивости, генетически близкородственные виды

1) имеют широкий диапазон изменчивости

2) способны к полиплоидии

3) мутируют чаще, чем неродственные

4) имеют сходные ряды наследственной изменчивости

11. Изменение массы тела домашней свиньи в зависимости от количества и вида кормов свидетельствует о

1) широкой норме реакции этого признака

2) проявлении доминантных генов

3) появлении рецессивной мутации

4) комбинативной изменчивости признака

12. Различная величина листовых пластинок кроны одного дерева – это пример проявления изменчивости

1) генетической                                  2) комбинативной

3) модификационной                         4) цитоплазматической

13. Изменение фенотипа организма, которое связано с разным рационом питания, обусловлено

1) нормой реакции признака                                          2) наличием мутаций в гаметах

3) цитоплазматической наследственностью                 4) комбинативной изменчивостью

14. Комбинативная изменчивость основана на

1) включении дублирующего участка молекулы ДНК

2) увеличении диплоидного числа хромосом

3) независимом расхождении хромосом во время мейоза

4) сокращении числа генов в генотипе особи

15. Какой фактор среды оказывает наиболее сильное влияние на изменение генетического аппарата клетки?

1) недостаток кислорода в атмосфере               2) парниковый эффект

3) кислотные дожди                                            4) повышение уровня радиации

16. Загрязнение окружающей среды мутагенами вызывает у людей

1) увеличение простудных заболеваний

2) увеличение массы тела

3) рост числа наследственных заболеваний

4) распространение инфекционных заболеваний

17. Изменение окраски зайца-беляка летом – пример изменчивости

1) модификационной                2) комбинативной

3) мутационной                        4) генотипической

18. Согласно закону гомологических рядов наследственной изменчивости, сходные мутации встречаются у пшеницы и

1) картофеля             2) фасоли           3) кукурузы            4) гороха

19. Комбинативная изменчивость является результатом

1) геномных мутаций

2) сочетания генов при оплодотворении

3) цитоплазматической наследственности

4) изменения процессов обмена веществ и энергии

20. Мутации накапливаются в генофонде популяции, но не проявляются в фенотипе, так как

1) многие из них являются доминантными

2) численность особей с полезными мутациями колеблется

3) значительная часть их носит рецессивный характер

4) многие мутации не передаются потомству

21. Из семян одного растения гороха посевного вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения числом цветков и листьев, размерами побегов и корней. Объясните возможные причины этого явления.

22. Окраска шерсти зайца – беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Закономерности наследственности»

1 вариант

1. Генетической картой хромосомы называют

1) взаимное расположение хромосом в диплоидной клетке

2) порядок обмена информацией при кроссинговере

3) схему взаимного расположения генов в одной группе сцепления

4) распределение хромосом при митозе клетки

2. Растения томатов с округлыми (А) плодами скрестили с растениями, обладающими грушевидными (а) плодами. В потомстве получено 50% растений с округлыми плодами и 50% – c грушевидными плодами. Укажите генотипы родителей.

1) АA x аа               2) Аa x Aa                   3) А x а                  4) Аa x аа

3. По закону расщепления соотношение фенотипов в F2 (при полном доминировании) равно

1) 1:1           2) 3:1                  3) 1:2:1                   4) 1:1:1:1

4. У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (b). Растение с круглыми красными плодами скрестили с растением, имеющим грушевидные желтые плоды. В потомстве 25% растений дали круглые красные плоды, 25% – грушевидные красные плоды, 25% – круглые желтые плоды, 25% – грушевидные желтые плоды. Укажите генотипы родителей.

1) ААBb и ааbb                                  2) ААBB и ааbb

3) АаBB и ааbb                                  4) АаBb и ааbb

5. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у

родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1              2) 1:1:1:1            3) 3:1           4) 1:1

6. Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении

1) 1:1                2) 3:1                     3) 1:2:1                  4) 1:1:1:1

7. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании?

1) 1 : 1                2) 3 : 1               3) 1 : 2 : 1                     4) 9 : 3 : 3 : 1

8. Какой генотип у дальтоника?

1) XDY           2) XDXd                  3) XdY            4) XDXD

9. Определите соотношение генотипов в F1 при скрещивании гомозиготных

организмов с альтернативными признаками.

1) 100%                                      2) 50% : 50%

3) 75% : 25%                              4) 25% : 25% : 25% : 25%

10. При самоопылении дигетерозиготного растения гороха в F1 соотношение по фенотипу будет равно (кроссинговер отсутствует)

1) 1 : 1                 2) 3 : 1                  3) 1 : 1 : 1 : 1              4) 9 : 3 : 3 : 1

11. Определите процентное соотношение фенотипов в F1 при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветками(промежуточное наследование).

1) 25% (красный) : 50% (розовый) : 25% (белый)

2) 50% (красный) : 50% (розовый)

3) 50% (белый) : 50% (красный)

4) 25% (розовый) : 50% (красный) : 25% (белый)

12. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

1) структуры хромосомы

2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления

4) доминантности или рецессивности генов

13.  При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветков и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

14. У овец серая окраска шерсти (А) доминирует над черной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по генотипу и фенотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае.

Самостоятельная работа по теме «Закономерности наследственности»

2 вариант

1. При скрещивании гибридов (F1), полученных от скрещивания гомозиготного растения томата с красными (А) круглыми (В) плодами и растения с жёлтыми (а) грушевидными (b) плодами, в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом) –

1) 9:3:3:1                 2) 3:1               3) 1:2:1                   4) 1:1

2. У жены с большими глазами и прямым носом и мужа с маленькими глазами и римским носом родились дети, некоторые из которых имели большие глаза и римский нос. Определите генотип отца, если большие глаза и римский нос – доминантные признаки.

1) Aabb                 2) aaBb              3) aabb                 4) AaBb

3. При скрещивании особи, гомозиготной по доминантному признаку, с особью, обладающей рецессивным признаком, в первом гибридном поколении проявляется

1) независимое наследование признаков

2) правило единообразия

3) закон сцепленного наследования

4) мутационная изменчивость

4. При скрещивании кролика с гладкой шерстью (аа) и кролика с мохнатой шерстью (АА) в поколении F1 получится кроликов

1) 100% с гладкой шерстью

2) 100% с мохнатой шерстью

3) 75% с гладкой, 25% с мохнатой шерстью

4) 50% с мохнатой, 50% с гладкой шерстью

5. У здоровых родителей здоровая дочь и сын-гемофилик (ген гемофилии – рецессивный). Определите генотипы родителей.

1) XhY × XHXh                                                   2) XHY × XHXh

3) XHY × XHXH                                                4) XHY × XhXh

6. Какое явление нарушает сцепление генов, локализованных в одной хромосоме?

1) кpоссинговеp                      2) комбинативная изменчивость

3) конъюгация                        4) модификационная изменчивость

7. Определите, какие генотипы могут иметь дети, если у гетерозиготной матери курчавые волосы, а у отца – прямые. Курчавость – доминантный признак.

1) Bb, bb                     2) BB, Bb

3) BB, bb                    4) BB, Bb, bb

8. Черноволосый и кареглазый мужчина (оба признака доминантные) болен гемофилией (признак рецессивный, сцеплен с полом). Определите его генотип, если он гетерозиготен по аутосомным признакам.

1) AABbХHХh                                           2) AABBХhХh

3) AaBbХhY                             4) AaBbХHY

9. При проведении анализирующего скрещивания самца с дигетерозиготной

самкой соотношение по генотипу F1 составляет

1) 1 : 1             2) 3 : 1             3) 1 : 1 : 1 : 1             4) 9 : 3 : 3 : 1

10. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами АаBb и ААВВ число моногетерозиготных особей в потомстве составляет

1) 25%               2) 50%              3) 75%              4) 100%

11. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении 1/4 часть потомства имеет рецессивные признаки, то проявляется закон

1) доминирования                  2) независимого наследования

3) расщепления                      4) сцепленного наследования

12. Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами и гомозиготное растение с желтыми овальными плодами (красный цвет и круглая форма плода – доминантные признаки). Определите соотношение генотипов F1.

1) 9 : 3 : 3 : 1                                            2) 1 : 1 : 1 : 1

3) 3 : 1                                                      4) 1 : 2 : 1

13.  Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.

14. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b)  находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, все потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Работа учителя по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы по выполнению тестов в рамках подготовки к ЕГЭ и самостоятельного анализа ошибок.

В этой презентации говорится о том, что самостоятельная работа учеников при подготовке к ЕГЭ даёт положительные результаты. Для этого рассматривается урок, на котором ребята вспоминают материал, прора...

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Самостоятельная работа 5 класс. Распределительные свойства. (с самооценкой)

Самостоятельная работа 5 класс. Отрезок, луч, прямая. Распределительные свойства. (с самооценкой)...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...