подготовка к ОГЭ по биологии. Животные - общая характеристика, простейшие.
учебно-методический материал по биологии (9, 11 класс) на тему
Данный материал в содержит основную информацию по общей характеристике организмов царства Животные по вопросам:
1. черты сходства и различия между животными и растениями
2. роль животных в природе
3. жизненные функции животных
4. классификация царства Животные - одноклеточные и многоклеточные, колониальные формы
5. полости тела, симметрии, типы кровеносной системы
6. развитие животных, поведение
7. характеристика животных подцарства Одноклеточные или простейшие.
В тексте содержатся рисунки, наглядно характеризующие строение животных - представителей подцарства Простейшие. Материал одинаково полезен как ученику, так и учителю при подготовке к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 835.25 КБ |
Предварительный просмотр:
А6 – А7 Царство Животные . Теория
Черты сходства между растениями и животными.
1. общность происхождения одноклеточных форм
2. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение)
3. клеточное строение
4. рост и способы размножения
5. раздражимость
Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия между ними – результат расхождения по признакам, возникающим в ходе эволюции.
Основные черты различия между растениями и животными
признаки | Зеленые растения | животные |
Способ питания | Автотрофное (фототрофы) | гетеротрофное |
Обмен веществ | За счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических | За счет расщепления органических веществ, получаемых с пищей |
Целлюлозная клеточная стенка | Имеется на поверхности клеточной мембраны | Отсутствует |
Запасающее вещество | крахмал | Чаще всего гликоген |
пластиды | Лейко-, хлоро-, хромопласты | отсутствуют |
вакуоли | Содержат клеточный сок | У высокоорганизованных отсутствуют, у низкоорганизованных пищеварительные и сократительные |
Способность к росту | На протяжении всей жизни | У большинства животных рост только в молодом возрасте |
Способность к передвижению | Активные движения отсутствуют, имеются только ростовые движения, тропизмы | Активное перемещение в пространстве |
Активность в поисках пищи | Не активны, «сидят» на месте | Активны в поисках добычи |
Роль в цепи питания | продуценты | консументы |
Высшая нервная деятельность | отсутствует | Развита у высокоорганизованных форм; у низкоорганизованных отсутствует |
Цикл развития | Зигота-зародыш-проросток-молодое растение-цветущее растение-плодоносящее растение-стареющее- отмершее растение | Зигота-зародыш-детеныш (личинка)-молодое животное-взрослое-половозрелое активное-стареющее животное-умершее. |
Системы органов | Вегетативные: корневая, побеговая; генеративные: цветок, семя, плод | Соматические: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная, кровеносная, органы чувств. Репродуктивная: половая |
ткани | Образовательная, покровная, проводящая, механическая. основная | Эпителиальная, нервная, мышечная, соединительная |
Основные жизненные функции животного организма
Обмен веществ – совокупность процессов поступления веществ в организм, их химического и физического преобразования, использования и выделения продуктов жизнедеятельности (распада).
Питание – поступление питательных веществ в организм
Дыхание – поступление в организм кислорода и его использование клеткой на процессы окисления.
Выделение – удаление из организма продуктов жизнедеятельности.
Размножение – увеличение числа особей:
- бесполое – деление, почкование;
- половое - с участием половых клеток.
Рост – увеличение размеров тела, массы, объема.
Развитие – закономерно направленный процесс взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (созревание, дифференцировка) изменений особи с момента её рождения до смерти: - прямое; - непрямое.
Раздражимость – свойство организма отвечать на воздействия внешней и внутренней среды изменениями своего состояния.
Роль животных в природе и жизни человека
1. Биологическая очистка воды, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.
2. Образование осадочных пород (минеральные скелеты – основа известняков и сланцев).
3. Потребление продуктов жизнедеятельности растений (кислород и органические вещества) и выделение углекислого газа, необходимого для фотосинтеза.
4. Участие в почвообразовании путем переработки и минерализации органических веществ. Особенно важны беспозвоночные – клещи, насекомые, моллюски и дождевые черви. Именно там, где много почвообразователей - беспозвоночных, хорошо развивается растительный слой Земли.
5. Санитарное значение животных — использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы.
6. Контроль популяции. Паразитические и хищные животные сдерживают размножение растительноядных. В противном случае последние всего за несколько лет могли бы полностью уничтожить определенные виды растений. Особенно важны насекомоядные птицы (значение птиц в природе велико: они сдерживают чрезмерное размножение насекомых и других животных), хищные птицы, жабы и лягушки, ящерицы, летучие мыши, мухи, жужелицы, муравьи, осы и другие группы беспозвоночных и позвоночных животных.
7. Перекрестное опыление практически всех видов покрытосеменных растений, распространение семян кустарников и деревьев. В опылении принимают участие десятки тысяч пчел, которые живут в саваннах, пустынях, степях, на высокогорных лугах. Даже на севере Гренландии есть популяция шмелей. В роли разносчиков семян деревьев, трав и кустарников выступают высшие позвоночные животные – зерноядные и плотоядные птицы, грызуны и копытные.
8. Животные могут наносить вред человеку, поедая растения, промысловых и сельскохозяйственных животных, нападая на человека, будучи паразитами человека, переносчиками гельминтов, возбудителей инфекционных заболеваний. Животные приносят пользу: объекты промысла: пушные звери (соболь, лисица), добываемые ради мяса (копытные, водоплавающая дичь); регулируя численность вредителей сельского хозяйства и паразитов: насекомоядные птицы, жужелицы, муравьи, наездники уничтожают растительноядных насекомых, божья коровка – тлю, рыбы – личинок комаров и т.д.
Царство Животные
Клетки ткани органы системы органов организм
Животные организмы |
Симметрия тела животных
Полости тела
Опорный аппарат
Внутренний скелет | Наружный скелет (раковина, панцирь, хитиновый покров) | Гидроскелет |
Кровеносная система
Развитие животных
1. Количественные изменения – рост
2. Качественные изменения – созревание, дифференцировка
3. Прямое развитие – молодые особи похожи на взрослых
4. Непрямое развитие – имеется личиночная стадия (молодой организм не похож на взрослый ни строением, ни образом жизни):
А) с полным превращением – есть стадия куколки
Б) с неполным превращением – нет стадии куколки
Поведение
А- врождённое Б- приобретённое
1. Безусловные рефлексы 1. Условные рефлексы
2. Инстинкты
Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды при участии нервной системы
Безусловные рефлексы – характерные для всех особей данного вида врождённые реакции организма на воздействия со стороны внешней или внутренней среды
Условные реакции – индивидуально приобретённые в процессе жизни реакции, выработка которых связана с определёнными условиями.
Инстинкт – совокупность сложных, наследственных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях
Подцарство Одноклеточные или Простейшие
1. Эукариоты
2. Движение за счет ложноножек или специальных органоидов
3. Свободноживущие – аэробы; паразитические - анаэробы
4. В основном гетеротрофы, некоторые – миксотрофы (эвглена зеленая), т.к. имеют в цитоплазме хлоропласты
5. Поддерживают гомеостаз
6. Размножение бесполое (деление надвое) и половое
7. Реагируют на воздействие окружающей среды- таксисы положительные на свет, отрицательные на химические вещества
8. Свободноживущие, паразитические
9. Пищей могут служить бактерии, детрит, соки и кровь организма хозяина (для паразитов).
Классификация Простейших
Тип Саркожгутиковые
Класс Саркодовые: амеба протей (обыкновенная), дизентерийная амеба
Класс Жгутиковые: эвглена зеленая
2. Тип Споровики:
Класс Споровики: грегарина, кокцидии, токсоплазма. кровяные споровики.
Малярийный плазмодиум, мясные споровики. Саркоспоридии.
3. Тип Ресничные: инфузория туфелька, балантидум, инфузории из желудка жвачных
Тип Саркожгутиковые. Класс Саркодовые
1. Форма тела непостоянная, т.к. отсутствует клеточная стенка, а клеточная мембрана очень эластична
2. Одноядерные
3. Передвижение и захват пищи при помощи ложноножек (псевдоподии)
4. Гетеротрофный способ питания
5. Жидкие продукты обмена веществ выделяются через сократительную вакуоль
6. Размножение – деление клетки на две части
7. Раздражимость в виде таксисов
8. Пищеварительная вакуоль – органоид временный
9. Для перенесения неблагоприятных условий - циста
Класс Жгутиковые
1. Форма тела постоянная, овальная, задний конец заострен. Наружный слой цитоплазмы уплотнён, выпячивания не образуются.
Тело, помимо цитоплазматической мембраны, покрыто снаружи пелликулой – специальной периферической пленкой (производной эктоплазмы). Она и обеспечивает постоянство формы клетки.
2. Имеется светочувствительный глазок, сократительная вакуоль, зеленые хлоропласты, одно ядро.
3. Передвижение при помощи жгутика.
4. Способ питания – смешанный: на свету – фотосинтез; в темноте – поглощение растворённых в воде органических веществ.
5. Выделение жидких продуктов распада (обмена веществ) через сократительную вакуоль
6. Дыхание – через всю поверхность тела
7. Размножение бесполое - путем деления клетки надвое
8. Раздражимость в виде фототаксиса.
9. Характерная особенность всех представителей – наличие одного или более жгутиков, которые служат для передвижения. Расположены они преимущественно на переднем конце клетки и представляют собой нитевидные выросты эктоплазмы
10. Среда обитания - загрязненные пруды и лужи
11. Колониальные жгутиковые – вольвокс и др.
12. Эвглена запасает углеводы в виде вещества, близкого по строению к крахмалу (парамил)
Тип Ресничные или Инфузории
1. Форма тела постоянная, цитоскелет - клеточный каркас или скелет, находящийся в цитоплазме живой клетки, выполняет три главные функции: а) служит клетке механическим каркасом, который придает клетке типическую форму и обеспечивает связь между мембраной и органеллами, б) действует как «мотор» для клеточного движения, в) служит в качестве «рельсов» для транспорта органелл и других крупных комплексов внутри клетки.
2. В клетке два ядра: большое – обеспечивает клетке жизнедеятельность; малое – участвует в половом размножении
3. Органоиды движения – реснички по всей поверхности тела, плавает, ввинчиваясь в воду
4. Способ питания – гетеротрофный. Захват пищи и направление её в «предротовое углубление» благодаря сокращению ресничек
5. Дыхание всей поверхностью тела
6. Размножение – бесполое: поперечное деление клетки - сначала делятся их ядра, после это родительская клетка перетягивается в поперечном направлении, и образуются две дочерние клетки.; половой процесс – две клетки временно сближаются, обмениваются ядрами (коньюгация), а затем расходятся без увеличения числа клеток.
7. Фототаксис, хемотаксис, реакция на температуру.
8. Большинство живет в пресной воде в ее толще или на дне и питается органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Ряд инфузорий могут образовывать колонии.
9. Цисты имеют округлую форму, могут распространяться с помощью ветра и живых организмов.
Значение простейших
В природе | В жизни человека |
1. Источник питания для обитателей водоёмов 2. Обогащение воды кислородом 3. раковинные простейшие образуют осадочные породы 4. Раковинные образуют осадочные породы (фотосинтезирующие) 5. Улучшают переваривание пищи у животных (жвачных) | 1. Индикаторы чистоты водоемов 2. Искусственное разведение для питания молоди прудовых и аквариумных рыб 3. Паразиты вызывают опасные заболевания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/11/picture-3245.jpg)
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/11/picture-3245.jpg)
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
урок по теме "Общая характеристика Простейших"
Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344472-1384436060.jpg)
БОЛЬШОЙ ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЖИВОТНЫХ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ)
Урок-художественная мастерская дляусвоения и закрепления новых знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-449932-1400599898.jpg)
Интегрированный урок (химия + биология): Витамины – общая характеристика.
Идея урока: создать условия для интеграции знаний о втаминах как незаменимых компонентах обменных процессов в организме человека на основе межпредметных связей между биологией и химией;на основе межпр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578987-1422892495.jpg)
Презентация к уроку по биологии "ПАПОРОТНИКИ. Общая характеристика" 6 класс
ОТДЕЛПапоротникообразные•Папоротникообразные – большая группа высших растений.•В нее входят плауны, хвощи и папоротники.•В большинстве своем они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных мес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1244528-1587839368.jpg)
Методическое пособие по биологии. Урок. "Общая характеристика. Внешнее строение птиц"
Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме«Класс Птицы: общая характеристика. Внешнее строение птиц». Учитель биологии: Куликова И.В.ГБОУ школа № 469 Выборгского района...