Методическое пособие по биологии. Урок. "Общая характеристика. Внешнее строение птиц"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Куликова Ирина Викторовна

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме

«Класс Птицы: общая характеристика. Внешнее строение птиц».

 

Учитель биологии: Куликова И.В.

ГБОУ школа № 469 Выборгского района Санкт –Петербурга

 

Биология. 7 класс, авторы учебника В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

 

Тип урока: открытия нового знания.

 

Цель:  формирование знаний учащихся о особенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

 

Проблемы урока:

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с их способностью к полету.

Какую роль играют различные типы перьев в жизни птиц.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Соблюдать правила поведения в кабинете биологии; правила обращения с лабораторным оборудованием.

.Метапредметные:

  • Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы.
  • Умение   самостоятельно   планировать   пути  достижения   целей, осознанно   выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками;  работать индивидуально и в группе.
  • Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

  • формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материал

 

Методы: проблемного, развивающего обучения,частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование: чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

 

Ход урока

I. Орг. момент. Целеполагания.

Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления. 

Проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?
  4. Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
  5. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
  6.  Назовите отличительные признаки отряда клювоголовых, чешуйчатых, крокодилов.

 

3. Объяснение новых знаний

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

«Боги дали нам птиц,

чтобы мы видели каждый день,

                                                                       что такое красота».

Конфуций


Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”
К концу урока мы будем уметь:

  • отличать класс птиц от других классов животных;   
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.

Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы.

– Ребята, кто такие птицы? (Ответы детей)

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону.  Жил он около 150 млн лет назад. 

 Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы.

 - Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья)

 Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

 Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды.

Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое отличие  внешнего строения является  главным? (Крылья, перьевой покров)

– Задумывались ли вы, почему птицы летают?  Ваши предположения.

        1. Скелет птиц облегчен. Кости полые,  в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ –  киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.

          2. У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.

           3. У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.

            4. К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья  придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий

          Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

 Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.

             В толковом словаре сказано, что опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.

              В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.
Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с пером).
– Чем похожи все перья? (Ответы)

Полет в жизни птиц играет необычно важную роль. Полет – это поиск пищи и мест для гнездования, способ охоты и бегства.
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.

Лабораторная работа "Внешнее строение птицы. Строение перьев"

 Прошу соблюдать технику безопасности 

Внешнее строение птицы.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с.198 учебника.

Используя рисунки, учащиеся заполняют таблицу:

Внешнее строение птиц.

Отделы тела

Новые образования

Значение

Голова

 

 

Кожа

 

 

Передние конечности

 

 

Форма тела

 

 

Задние конечности

 

 

 

 

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

_____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

 

         Перед вами лежат различные перья, лупы и как я уже говорила препаровальные иглы. Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.

Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1. Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

 

2. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите.

Строение перьев птиц.

Тип

Особенности строения

Расположение на теле

Значение

Контурные

 

 

 

Маховые

 

 

 

Рулевые

 

 

 

Пуховые

 

 

 

Волосовидные

 

 

 

Вывод:

 

– А могут ли все эти перья принадлежать одной птице? (Ответы)

- Почему, они же все разные? (Ответы)

Верно, у каждого пера своя функция. Но все вместе они образуют покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия. Но есть у пера еще два главных свойства

           Перья птицы обладают теплоизоляцией. Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья.

– Как вы думаете, чей пух является самым теплым? (Ответы).

Самым теплым пухом обладает северная водоплавающая утка – гага. Своим пухом, который она выщипывает из своей груди, она утепляет  гнездо. И из-за этого пуха она и страдает.

             Перо птицы обладает аэродинамикой. При полете птица меняет угол наклона своего крыла, достигая максимально выгодного. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх. Люди всегда хотели летать как птицы.
Вспомнить хотя бы миф о Дедале и сыне его Икаре. “…Находясь в плену Дедал собирал перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам…. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел…Научившись летать, он стал учить летать своего сына – Икара…”  Именно образ летящей птицы помог людям  на создать летательные аппараты.
 

 4.. Подведение итогов

– Вы сегодня многое узнали, теперь вы можете продолжить предложение:

 Птицы – это… (ответы)

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Выберите правильные утверждения:

1. Все птицы способны к полету.

2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

5Домашнее задание:

- Прочитать: параграф 43, повторить основные термины.

- Изготовить карточки с вопросами (или в формате «вопрос – ответ»).

- нарисовать представителя птиц (на выбор), записать классификацию.

– Создать проект, который называется “Птицы-рекордсмены” (по желанию

 

6. Рефлексия: Почему же люди не летают?

На доске карточки, поставить магниты.

 

Многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений. Наш урок закончен, спасибо за внимание…

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме

«Класс Птицы: общая характеристика. Внешнее строение птиц».

Учитель биологии: Куликова И.В.

ГБОУ школа № 469 Выборгского района Санкт –Петербурга

Биология. 7 класс, авторы учебника В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Тип урока: открытия нового знания.

Цель:  формирование знаний учащихся о особенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Проблемы урока:

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с их способностью к полету.

Какую роль играют различные типы перьев в жизни птиц.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Соблюдать правила поведения в кабинете биологии; правила обращения с лабораторным оборудованием.

.Метапредметные:

  • Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы.
  • Умение   самостоятельно   планировать   пути  достижения   целей, осознанно   выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками;  работать индивидуально и в группе.
  • Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

  • формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материал

Методы: проблемного, развивающего обучения,частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование: чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

Ход урока

I. Орг. момент. Целеполагания.

Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления.  

Проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?
  4. Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
  5. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
  6.  Назовите отличительные признаки отряда клювоголовых, чешуйчатых, крокодилов.

3. Объяснение новых знаний

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

«Боги дали нам птиц,

чтобы мы видели каждый день,

                                                                       что такое красота».

Конфуций


Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”
К концу урока мы будем уметь:

  • отличать класс птиц от других классов животных;   
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.

Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы.

– Ребята, кто такие птицы? (Ответы детей)

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону.  Жил он около 150 млн лет назад. 

 Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы.

 - Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья)

 Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

 Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды.

Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое отличие  внешнего строения является  главным? (Крылья, перьевой покров)

– Задумывались ли вы, почему птицы летают?  Ваши предположения.

        1. Скелет птиц облегчен. Кости полые,  в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ –  киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.

          2. У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.

           3. У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.

            4. К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья  придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий

          Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

 Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.

             В толковом словаре сказано, что опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.

              В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.
Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – 
бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? 
(Ответы детей – соединить названия с пером).
– Чем похожи все перья? 
(Ответы)

Полет в жизни птиц играет необычно важную роль. Полет – это поиск пищи и мест для гнездования, способ охоты и бегства.
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.

Лабораторная работа "Внешнее строение птицы. Строение перьев"

 Прошу соблюдать технику безопасности 

Внешнее строение птицы.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с.198 учебника.

Используя рисунки, учащиеся заполняют таблицу:

Внешнее строение птиц.

Отделы тела

Новые образования

Значение

Голова

Кожа

Передние конечности

Форма тела

Задние конечности

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

_____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

         Перед вами лежат различные перья, лупы и как я уже говорила препаровальные иглы. Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.

Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1. Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

2. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите.

Строение перьев птиц.

Тип

Особенности строения

Расположение на теле

Значение

Контурные

Маховые

Рулевые

Пуховые

Волосовидные

Вывод:

– А могут ли все эти перья принадлежать одной птице? (Ответы) 

- Почему, они же все разные? (Ответы) 

Верно, у каждого пера своя функция. Но все вместе они образуют покров тела птицы, способный защитить ее от механического воздействия. Но есть у пера еще два главных свойства

           Перья птицы обладают теплоизоляцией. Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья.

– Как вы думаете, чей пух является самым теплым? (Ответы).

Самым теплым пухом обладает северная водоплавающая утка – гага. Своим пухом, который она выщипывает из своей груди, она утепляет  гнездо. И из-за этого пуха она и страдает.

             Перо птицы обладает аэродинамикой. При полете птица меняет угол наклона своего крыла, достигая максимально выгодного. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх. Люди всегда хотели летать как птицы.
Вспомнить хотя бы миф о Дедале и сыне его Икаре. “…Находясь в плену Дедал собирал перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам…. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел…Научившись летать, он стал учить летать своего сына – Икара…”  Именно образ летящей птицы помог людям  на создать летательные аппараты.

 4.. Подведение итогов

– Вы сегодня многое узнали, теперь вы можете продолжить предложение:

 Птицы – это… (ответы)

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Выберите правильные утверждения:

1. Все птицы способны к полету.

2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

5Домашнее задание:

- Прочитать: параграф 43, повторить основные термины.

- Изготовить карточки с вопросами (или в формате «вопрос – ответ»).

- нарисовать представителя птиц (на выбор), записать классификацию.

– Создать проект, который называется “Птицы-рекордсмены” (по желанию

6. Рефлексия: Почему же люди не летают?

На доске карточки, поставить магниты.

Многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений. Наш урок закончен, спасибо за внимание…

Приложение 1.

Среди птиц тоже есть свои рекордсмены:

  • Самый высокий полет. Обладатель этого рекорда — гриф Рюппеля. Зафиксирован случай столкновения с  самолетом на высоте 11 274 метра.
  • Самая летающая птица. Черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест.
  • Самый долгий перелет. Обыкновенная крачка покинула свое гнездо на берегу озера в Финляндии и приземлилась вблизи озер в Австралия. Она пролетела 25750 км.
  • Самая тяжелая из летающих птиц. Самая тяжелая летающая птица  – африканская большая дрофа, вес ее около 18 кг. Еще одна тяжелая хищная птица – это андский кондор. Самцы в среднем весят 9-12 кг при размахе крыльев 3 м и более.
  • Самый большой размах крыльев отмечен у странствующего альбатроса, размах его крыльев составляет около 4 метров.
  • Птица – самый быстрый летун. Сапсан. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

Урок биологии с использованием ЗОР по теме: "Внешнее строение птиц".

Задания по биологии при подготовке к ГИА" в 9 классе....

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"

Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

«Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Открытый урок по биологии в 7 классе составленный с учетом требований ФГОС ООО...