Урок Одноклеточные организмы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_odnokletochnye_organizmy_5_klass.rar44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Биология

Класс: 5 «1,2,3» класс

Тема урока: «Одноклеточные организмы».

Тип урока: получение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Технология проблемного обучения, исследовательская.

Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся смогли сделать вывод об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов

Задачи: Формировать УУД:

Личностные:                                                                                                                                                              

- способность  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Регулятивные УУД:                                                                                                                                 

- умение определять и формулировать цель на уроке;                                                                                  

- оценивать правильность выполнения задания;                                                                                        

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;                                                        

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  оценки и учёта характера сделанных ошибок;                                                                                                                                  - высказывать своё предположение.

-Коммуникативные УУД:                                                                                                                                            

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД:                                                                                                                             

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;                      

 - добывать новые знания;    

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                                                                                                                          

Основные термины и понятия: одноклеточные организмы, хроматофор, простейшие; пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль; органоиды движения: реснички, жгутики, ложноножки.

Межпредметные связи

Ресурсы:

  - основные: учебник стр. 50-51, электронное приложение «Одноклеточные организмы» (19), тетрадь-тренажер стр. 40 (4)

             - дополнительные: презентация, раздаточный материал, тетрадь.

        

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

II.Создание проблемной ситуации.

Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы.

В начале урока предлагаю посмотреть мультфильм.

  Беседа с учащимися.

  • Делали ли вы в своей жизни какие-то открытия?
  • Чтобы сделать открытие, нужно провести исследование. С чего начинается исследование?
  • Какие этапы можно выделить в научном исследовании?

 Я предлагаю вам сегодня на уроке побывать в роли исследователей и решить  проблему.

Знаете ли вы, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике?

Итак, вы можете сказать, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?

Организует проблемную ситуацию

Выслушивает учащихся, записывает гипотезы на доске.

Выслушивает ответы и корректирует их.

Смотрят фрагмент мультфильма «Коля, Оля и Архимед» об открытии закона Архимеда.

Высказывают свои предположения, обобщив которые делают вывод о плане исследования:

Проблема

Гипотеза

Поиск путей решения

Открытие

Слушают учителя, думают над проблемой, выдвигают свои предположения для решения озвученных проблем.

Называют цель урока.

Познавательные УУД: предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение выражать в ответах свои мысли

III.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания по теме «Строение клетки», «Признаки живого»

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

– Давайте вспомним, из каких основных частей состоит клетка?

 – Как называют клеточные структуры, выполняющие определенные функции?

 – Какие органоиды имеют клетки растений, в отличие от клеток животных?

 – Почему мы можем утверждать, что клетки живые?

Показывает схему клетки.

Ученики называют части клетки. Отвечают на вопросы.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

IV. Открытие нового знания.

Цель: Способствовать усвоению нового материала.

Хватит ли нам этих знаний для решения поставленных проблем? Чем ещё можно воспользоваться, чтобы выполнить эту задачу?

Для решения нашей проблемы вам надо разделиться на группы

I группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 50 «Одноклеточные растения» (7-10 минут). Ответить на вопросы:

  1. Где обитают водоросли? Приведите примеры одноклеточных водорослей.
  2. Строение водоросли хлорелла.
  3. Найти в интернете информацию об использовании хлореллы.
  4. Что вы узнали о водоросли хлорококк?
  5. Что вы узнали о водоросли хламидомонада?

Выполнить лабораторную работу «Форма клеток и строение одноклеточной водоросли» (индивидуально, 5 минут):

  1. Рассмотреть предложенный образец воды невооруженным взглядом, сделать вывод о том видно ли водоросли.
  2. На предметное стекло нанести каплю исследуемой воды.
  3. Накрыть покровным стеклом.
  4. Рассмотреть при малом увеличении, при большом увеличении.
  5. Сделать вывод о форме и строении клеток.

Биологические задачи (слайд)

II группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 50-51 «Одноклеточные грибы». Ответить на вопросы:

  1. О каких одноклеточных грибах вы узнали?
  2. Что вы узнали о грибе мукор?
  3. Найти информацию в дополнительной литературе о фитофторе и заболевании фитофтороз?
  4. Кто такие дрожжи и где они используются?
  5. Почему одноклеточные грибы не содержат хлоропластов?

Выполнить виртуальную лабораторную работу «Строение дрожжей» (индивидуально). Сделать вывод о форме клеток дрожжей.

III группа. Прочитать текст учебника и рассмотреть рисунки на стр. 51 «Одноклеточные животные». Ответить на вопросы:

  1. Где обитают простейшие?
  2. Назовите представителей простейших.
  3. Что общего в строении клетки амебы и инфузории?
  4. Какие различия существуют в строении клетки амебы и инфузории.
  5. Какие органоиды движения есть у простейших?
  6. Найти в интернете информацию о фораминиферах и радиоляриях.

Выполнить виртуальную лабораторную работу «Питание инфузории-туфельки» (индивидуально). Сделать вывод:

  1. Чем питаются инфузории?
  2. Какие органоиды есть для пищеварения?

Ребята, с какими группами организмов мы сегодня познакомились? А что их объединяет? Мы теперь можем с вами сформулировать тему нашего урока.

Подводит учащихся к планированию своих действий.

Помогает, консультирует учащихся.

Делают вывод, что знаний недостаточно, нужно воспользоваться дополнительной информацией, которую можно почерпнуть из учебника,  интернета, поработав  с микроскопом, проведя эксперимент.

Работают в группах по инструктивным карточкам  с текстом учебника.

Выполняют индивидуально лабораторную работу, делают выводы. Один ученик выполняет виртуальную лабораторную работу у доски.

По итогам работы каждая группа докладывает о своих выводах, объясняя их.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение находить информацию в интернете;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; приводить примеры одноклеточных организмов; определять общие черты одноклеточных организмов; устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, грибами и животными; применять практические умения в процессе лабораторной работы; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Проводит творческую физкультминутку на координацию движений и психологическую разгрузку.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. (Повторить 10 раз.)

Следит за выполнением физкультминутки.

Проводит ученик.

V.Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Задание 1. Укажите название организмов представленных на рисунках. (на интерактивной доске)

Укажите органоиды инфузории туфельки.

Укажите, какой из организмов является одноклеточным животным.

Задание 2. Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль - ……  В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт -…….. В нём содержится хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы, например - ………Органом её движения служат - …..-тонкие выросты цитоплазмы.

Задание 3. Найди лишнее слово.

Кто справился с заданием без ошибок поднимите руки. Кто с одной ошибкой? Кто справился с двумя ошибками?

Задание 4. (резервное)

Разгадайте кроссворд.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Работают самостоятельно, затем обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. Один человек у доски.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; 

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; работать по предложенному плану

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

VI. Итог урока.

Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы.

А сейчас давайте вернемся к цели наших исследований.

 – Можем ли мы теперь ответить на вопрос, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике? (Все эти объекты появились благодаря деятельности одноклеточных организмов: египетские пирамиды – из остатков раковин фораминифер; остров Гаити – из скелетов радиолярий; сдобная выпечка – с помощью дрожжей; полосатые айсберги – благодаря размножению на снегу одноклеточных водорослей)

 Мы достигли поставленных целей? (Да)

Организует деятельность обучающихся

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

VII.Домашнее задание.

Обязательное:

§19.

По выбору:

-  рабочая тетрадь стр. 40  №4;

-  сообщение о необычных одноклеточных организмах;

- сделать из цветной бумаги модель инфузории, хламидомонады, амебы;

- кроссворд.

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.    

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

До урока: 

  • Не знал…
  • Не понимал…
  • Не мог представить…
  • Не мог выразить…
  • Не мог выполнить…

 Сейчас:

  • Выяснил…
  • Выучил…
  • Познакомился…
  • Запомнил…

 (выбрать и закончить предложение) (слайд)

Организует рефлексию

Делают самооценку своей деятельности.

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной, (неуспешной) деятельности,

оценивать их влияние на настроение человека.

Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одноклеточные организмы

Одноклеточные организмы (растения, животные, грибы)...

Презентация к уроку Одноклеточные организмы 5 кл

Презентация оспользуется как сопроводительный материал к уроку...

Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс

Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, рабо...

Урок Одноклеточные организмы

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»

Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»

Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...

Маршрутная карта урока «Одноклеточные организмы»

Маршрутная карта урока«Одноклеточные организмы»Урок - самостоятельная работа по учебнику Л.Н.Сухоруковой...