Технологическая карта урока по ФГОС "Одноклеточные организмы". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Одноклеточные организмы", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, работающим по УМК "Сферы". Кроме технологической карты, разработка содержит приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качестве раздаточного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
- О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
- Предмет – Биология
- Класс – 5
- Тема урока – «Одноклеточные организмы»
- Цель: узнать об общих чертах строения одноклеточных организмов, об отличиях и представителях одноклеточных растений, грибов и животных.
- Задачи:
- Образовательные:
- познакомить обучающихся со строением клеток одноклеточных растений, животных, грибов; с представителями этих групп организмов;
- выявить общие черты в строении одноклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.
- Развивающие:
- развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
- развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
- развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
- развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
- продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
- Планируемые образовательные результаты:
- предметные – формирование целостных представлений об одноклеточных организмах; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности одноклеточных растений, грибов и животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: хроматофор, вакуоль, ядро, светочувствительный глазок, органеллы, простейшие; анализировать полученную информацию об одноклеточных организмах;
- метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
- личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- УУД:
- Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
- Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
- Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
- Основные понятия: одноклеточные водоросли, одноклеточные грибы, одноклеточные животные, плесневые грибы, простейшие, хроматофор, органеллы движения, ложноножки, реснички, жгутики, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль.
- Тип урока: комбинированный урок.
- План изучения нового материала:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.
- Домашнее задание: §19 – читать, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 51), подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»
Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки. Поднимают руки, кто готов отвечать на «5» | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
Актуализация знаний Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | А. Индивидуальная работа.
Текст Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они _______. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра ________. Хромосомы располагаются _______ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ________ к частям хромосом. В результате части хромосом _______ к разным концам клеток. Вокруг них образуется ________. В средней части клетки образуется _______, которая равномерно делит _______ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ________ число хромосом. Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся.
| Выполняют индивидуальные задания по карточкам. Самостоятельно выполняют тестовые задания. Самостоятельно работают с текстом. Осуществляют взаимооценивание. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | Учитель:
Доска: Организмы Одноклеточные Многоклеточные Бактерии Простейшие Растения Грибы Животные Учитель:
| Внимательно слушают. С помощью учителя составляют схему. Отвечают: С одноклеточных организмов. Формулируют тему, цели и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку. |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
РАСТЕНИЯ Учитель:
Водоросли — низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами — ризоидами. Демонстрация: Рисунок «Примеры одноклеточных водорослей», интерактивная схема «Места обитания водорослей». Учитель:
Учитель:
Демонстрация: Рисунок 1 «Внутреннее строение хлореллы» (приложение), рисунок 2.17(а) на стр. 50 учебника.
Хроматофор — органоид водорослей, который содержит пигменты, необходимые для фотосинтеза. Это интересно: Использование хлореллы человеком.
Учитель:
Демонстрация: Рисунок 2.17(б) на стр. 50 учебника.
Учитель:
Демонстрация: Рисунок 2.18 на стр. 50 учебника, рисунок 2 «Внутреннее строение хламидомонады» (приложение). Это интересно: Цветение воды. ГРИБЫ Учитель:
Учитель:
Демонстрация: Рисунок 3 и 4 «Одноклеточный гриб – мукор» (приложение).
Учитель:
Демонстрация: рисунок 3 «Одноклеточный гриб – дрожжи» (приложение). Это интересно: Дрожжи и комары.
Учитель:
Демонстрация: Рисунок 2.19 на стр. 50 учебника, рисунок 5 «Одноклеточный гриб - фитофтора» (приложение). ЖИВОТНЫЕ Учитель:
ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:
| На странице 50 учебника находят информацию об одноклеточных организмах и читают вслух. Используя «Словарь», дают определение термину «Водоросли». (Приложение) Рассматривают рисунки. (Приложение) Рассматривают схему. На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорелла и читают вслух. Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник) Используя «Словарь», дают определение термину «Хроматофор». (Приложение) Записывают определение «Хроматофор». Внимательно слушают. На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорококк и читают вслух. Рассматривают рисунок. (Учебник) На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хламидомонада и читают вслух. Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник) Внимательно слушают. На странице 50 учебника находят информацию о плесневых грибах и читают вслух. Используя «Словарь», дают определение термину «Плесневые грибы». (Приложение) Записывают определение «Плесневые грибы». На странице 50 учебника находят информацию о плесневом грибе мукор и читают вслух. Рассматривают рисунок. (Приложение) Отвечают: В хлебопечении. Рассматривают рисунок. (Приложение) Внимательно слушают. На странице 50 учебника находят информацию о фитофторе и читают вслух. Используя «Словарь», дают определение термину «Фитофтора». (Приложение) Рассматривают рисунки. Самостоятельно работают с приложением и учебником. Выполняют лабораторную работу согласно инструкции. | Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | А. Индивидуальная работа.
Б. Устный опрос.
В. Организация взаимопомощи между учащимися. | Выполняют индивидуальное задание. (Приложение) Устно отвечают на вопросы. Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция. Логические: анализ и синтез информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |
Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. Наш урок подходит к логическому завершению. Давайте вспомним:
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Учитель:
| Заполнение листов самооценки. Обсуждают с учителем результаты самооценивания. | Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). Личностные: осмысление своих действий; самооценка. Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:
- Прочитайте текст §19 (стр. 51).
- Изучите таблицы 1 и 2 (приложение).
- Рассмотрите в учебнике рисунки 2.20 и 2.21 (стр. 51)
- Выполните лабораторную работу №5 (приложение).
Таблица 1. Значение одноклеточных животных
Таблица 2. Строение тела одноклеточных животных
В. Закрепление изученного материала
- Дайте краткие ответы на вопросы.
- Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?
- Какие органеллы в отличие от одноклеточных животных отсутствуют у одноклеточных растений?
- Что такое фитофтора?
- Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?
- Благодаря чему клетки простейших могут выполнять все функции живого организма?
- Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
- Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например, хламидомонада.
- Продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это спрессованные одноклеточные животные – простейшие.
- Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов.
- Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.
- Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы и их влияние на живые организмы", с использованием ЭОР
урок разработан с применением ЭОР...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Среды обитания организмов»
Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов;познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить ч...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Особенности химического состава организмов: неогрганические и органические вещества, их роль в организме"
Технологическая карта составлена для учеников 5 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника....
Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Раздражимость - свойство живых организмов"
Разработка урока биологии на тему: «Раздражимость – свойство живых организмов» для обучающихся 6 класса. УМК серии «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Предста...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для УМК Агафонова В.Г И формирует у учащихся понимания понятий и яв...