Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Исакова Татьяна Анатольевна

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_embrion_i_postemb_razvitie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

 Класс: 10

Тема: Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп. Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства»

Цель  урока: формирование у  учащихся   понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».

Задачи: Обучающие

-Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития  в жизни живых организмов;

- Систематизировать знания особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;

- Познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;

- Продолжить формировать познавательный интерес.

Развивающие:

- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;

- Способствовать развитию умения работатьв группе и с  источниками информации.

Воспитательные:

- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.

- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человекаи живой природы.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

Научиться выделять отличительные признаки эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов

Метапредметные: Познавательные:

научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;

Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.

Учащийся  должен знать: особенности эмбрионального и  постэмбрионального развития, виды , этапы.

Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и  обобщать теоретический материал данной темы.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

2

Проверка знаний учащихся

Для всех «Вставьте пропущенные слова»

Для одаренных – ответ у доски с анимацией «Двойное оплодотворение растений»

Работа у доски «Составь схему»

Выполняют работу.

Взаимопроверка.

Оценивание. Заполняют лист оценивания.

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

3

Мотивация и стимулирование

Обращает внимание учащихся на эпиграф на слайде.

Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки происходящий процесс совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, данный процесс начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.

У тех видов, которые размножаются половым путем, этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.

 Подводит к формулировке   темы урока.

«Развитие живых организмов» 

 На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить  и попытаться достичь  ее на уроке.

Высказывают свое мнение.

1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить о каком процессе идет речь.

2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Ставят перед собой цели и задачи:

- Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития  в жизни живых организмов;

-Познакомиться с основными понятиями.

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

4

Актуализация знаний

-Онтогене́з— индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Онтогенез делится на два периода: эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;  постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.  (схема на доске)

Работа в группах: 

1 группа- изучает  стадию «Дробление», видео-сюжет

2 группа- изучает стадию «Гаструляция», видео-сюжет

3 группа- изучает  стадию «Органогенез», видео-сюжет

4 группа- изучает «Прямое развитие», видео-сюжет

5 группа- изучает «Непрямое развитие», видео-сюжет

Слушают объяснения учителя, записывают схему в тетрадь.

Работают в группе с видео-сюжетом, текстом учебника и дополнительными источниками, делают записи в тетради, выступают защищая свою работу.

Заполняют лист оценивания

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

5

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

Выполняют упражнения

6

Закрепление новых знаний

1.Практическая работа №2  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». Работа выполняется  на сайте «Решу ЕГЭ»

 2.Выполнение задания на соответствие.

Выполнение задания на сайте. Заполняют лист оценивания

Выполняют задание, взаимопроверка.

Познавательные:  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделенияособенностей.

7

Подведение итогов урока, рефлексия.

Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока цели.

Вывод: Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.

Рефлексия.

Возвращается к  эпиграфу

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2. Записывают в тетради особенностипостэмбрионального периода.

3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний в листе оценивания.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

8

Информация о домашнем задании.

Всем: параграф 22, вопросы стр. 160

По  женланию: учебник стр. 160 рубрика «Повторите и вспомните»

Записывают дом.зад.

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...