Урок-дискуссия.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Калакуцкая Ольга Юрьевна

Урок по теме "Экология питания",8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-diskussiya.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок – дискуссия.

Современное общество ставит перед школой новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Учителю постоянно приходится задумываться о том, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать познавательный интерес ученика к своему предмету. Перед педагогом возникают новые задачи по организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть направлена не только на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и на возможность реализации в рамках процесса обучения делового общения между школьниками, что соответствует по характеру « ведущей деятельности» подросткового возраста. Вопросы и задания педагогов требуют от ребят активного общения, коллективной работы одноклассников, совместного творчества учителя и ученика. Групповая дискуссия способствует реализации познания на разных уровнях сложности, настраивает школьников на соперничество, вносит необходимый для процесса познания элемент соревнования.

Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе, классе высокой дисциплины. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умения спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность. Существуют различные формы дискуссионного диалога:

- круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

- экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы);

- симпозиум (формализованное  представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

- дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

Искусство дискутировать, отстаивать свою точку зрения у учащихся развито слабо.  Над этой проблемой ещё предстоит работать. Элементы дискуссии необходимо  включать на разных этапах урока.

 

Урок биологии с элементами дискуссии.

8 класс.

Тема: «Экология питания»

Цель: сформировать гигиенические знания учащихся о питании человека, умение их обосновывать и применять.

Задачи:

  1. Раскрыть  значение белков, жиров, углеводов и минеральных солей  в организме человека.
  2. Показать необходимость соблюдения правил гигиены для предупреждения заболеваний органов пищеварения.
  3. Выявить зависимость здоровья человека от его питания.
  4. Развивать у учащихся наблюдательность, память, творческое мышление, речь, умственные способности, навыки коллективной учебной деятельности.
  5. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Методы и приемы:

     - речевые (словесные): беседа, объяснение, рассказ, доклад, дискуссия;

     - наглядные: схемы, плакаты, иллюстрации, видеофрагменты;

     - практические: наблюдение;

     - контрольные: опрос.

План урока:

  1. Организационный момент: объявление темы, постановка цели и задач, объявление плана.
  2. Проверка знаний учащихся: устный опрос.
  3. Формы дискуссионного диалога: круглый стол, экспертные группы, симпозиум.
  4. Подведение итогов.

Вступление учителя.

Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. На уроках биологии вы узнали, что в течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды, в основном с пищей.

Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о доброкачественности употребляемых продуктов. Врачи утверждают, что полноценное, рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей ещё и необходимое условие роста и развития.

Внимание на экран (фрагмент фильма о значении питательных веществ).

Вопрос:

Какие вещества необходимы для нормального роста и развития?

Ответ:

Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве.

Вопрос:

Белки, жиры, углеводы – необходимые организму вещества. Каково их значение?

Примерные ответы учащихся:

Белки.

А) Белки содержатся в растительных и животных продуктах. Белки, поступающие с пищей, под влиянием пищеварительных соков расщепляются на отдельные аминокислоты. Аминокислоты всасываются ворсинками тонкой кишки и с кровью доставляются клеткам организма. В клетках из аминокислот синтезируются белки, свойственные организму. Белки организма человека по структуре отличаются от белков животных и растений. Недостаток белков в рационе может вызвать опасное состояние – белковую недостаточность.

Б) Функции белков в организме многообразны.

- строительный материал (белки входят в состав всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур);

- транспортная (гемоглобин – белок эритроцитов, переносит кислород и углекислый газ);

- защитная (антитела – это особые белки, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ);

- каталитическая (ферментативная) – (ферменты – это вещества белковой природы, ускоряющие химические реакции в десятки и сотни раз);

- двигательная (в мышцах есть сократительные белки – актин и миозин);

- гормональная (гормон инсулин регулирует уровень сахара в крови);

- энергетическая (белки служат источником энергии в клетке, при расщеплении 1 грамма белка выделяется 17,6 кДж энергии).

Углеводы.

А) Углеводов много в растительных продуктах, богатых крахмалом и сахаром (злаки, крупы, корнеплоды, сахар, конфеты, картофель, хлеб, ягоды, фрукты). Сложные углеводы расщепляются в пищеварительном канале до более простых, например до глюкозы и всасываются в кровь.

Б) Функции углеводов разнообразны.

- источник энергии (углеводы окисляются до углекислого газа и воды, выделяя энергию, необходимую организму. 1 грамм глюкозы дает при расщеплении 17,6 кДж энергии);

- глюкоза – источник воды;

- структурная (рибоза и дезоксирибоза входят в состав нуклеотидов – носителей генетической информации, а также в состав АТФ – энергоносителя; сахарные спирты и кислоты являются важными компонентами соединительных тканей, хрящей, костей);

- глюкоза в крови участвует в регуляции осмотического давления.

Жиры.

А) Жиры пищи расщепляются в пищеварительном тракте до глицерина и жирных кислот, которые попадают в лимфу, а затем в кровь. С пищей необходимо потреблять жиры как животного, так и растительного происхождения. Большая часть жиров откладывается в запас, который используется в организме при недостатке пищи и затратах энергии.

Б) Жиры выполняют важные функции в организме.

- жир в соединительнотканных оболочках выполняет функцию механической защиты организма, жиры препятствуют смещению и механическому повреждению органов;

- слой жира в подкожно-жировой клетчатке служит для теплоизоляции;

- жиры используются организмом как энергетический запас , 1 грамм жира дает 38,9 кДж энергии;

- жиры содержат незаменимые вещества, например, жирорастворимые витамины и жирные кислоты, необходимые для правильного функционирования организма.

Внимание на экран (видеофрагмент о правильном питании).

За круглым столом присутствуют диетологи, которые предлагают рекомендации о правильном питании).

Доклады учащихся.

1.Пища должна быть разнообразной. При рациональном питании одним из главных показателей является состав и количество пищевых продуктов, которые могут удовлетворять потребности организма. Рациональным называют достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание. Основа рационального питания – сбалансированность, т.е. оптимальное соотношение компонентов пищи. Пища должна быть разнообразной для того, чтобы организм получал всё необходимое для нормальной работы: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Однообразное питание, приводящее к исключению отдельных компонентов пищевого рациона, вызывает нарушение обмена веществ. При сбалансированном питании соотношение по массе белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4.

2.Пища должна быть свежей. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать пищевое отравление. Чаще всего оно возникает после употребления колбасных изделий, консервов, особенно продуктов домашнего консервирования. Несвежая пища может содержать микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, которые могут быть ядовитыми. Наиболее опасным для человека является токсин («колбасный яд»), который вырабатывается бактерией клостридиум ботулинум, поселяющейся внутри больших кусков рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 минут. Признаками отравления являются: боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, обморочное состояние. При признаках пищевого отравления необходимо удалить недоброкачественную пищу из желудка: промыть желудок (выпить 1 литр теплой воды, вызвать рвоту, раздражая «корень языка», можно дать слабительное), затем необходимо положить грелку к рукам и ногам, давать обильное горячее питье, вызвать врача.

3.Пища должна быть калорийной для того, чтобы человек мог восполнять энергетические потери после совершения какой-либо работы. Для жизнедеятельности организма необходима энергия 10500 кДж (2500 ккал) в сутки. Источник энергии – химические связи в органических молекулах пищи. Расход энергии у человека зависит от вида труда. Чем больше доля физического труда в деятельности человека, тем больше он тратит энергии. Умственный труд требует затраты 3500 кДж в сутки, механизированный труд 15000 кДж в сутки, немеханизированный 17000 кДж, тяжелый немеханизированный 20000 кДж. Знание суточного расхода энергии позволяет установить нормы питания. Установлено, что в суточном рационе белки должны составлять 13-15%, жиры 17-20%, остальное -  углеводы. Основные энергетические затраты организма покрываются за счет углеводов, суточная потребность в которых 400-600 грамм.

Вывод: систематические нарушения сбалансированного питания, недостаток или избыток каких-либо веществ пищи ( белков, жиров, углеводов) вызывают нарушение обмена веществ. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации диетологов о том, что пища должна быть разнообразной, свежей и калорийной.

Экспертные группы.

Класс делится на группы, которые перед штурмом инструктируются:

Решение творческой задачи происходит в три этапа:

  1. Выдвижение идей (никакой критики), в каждой группе выбрать ведущего, обязанность которого следить за выполнением группой правил штурма. Группа выбирает секретаря, его обязанность – фиксировать возникающие идеи ключевыми словами, рисунками, знаками;
  2. Все высказанные идеи рассматриваются критически. Основное правило: в каждой идее желательно найти что-то полезное;
  3. Выбрать самые интересные решения. Выбрать спикера, который расскажет о них всему классу.

Совет спикеров.

В это время класс отбирает одно самое практичное предложение и одно самое «дикое».

Задача.

Известно, что в южных странах, в тропиках и субтропиках, национальные блюда чрезвычайно сильно сдобрены острыми специями, продукты обычно жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более «спокойные», по сравнению с южными, блюда. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком острые и жирные. Но на юге никогда не думали перейти на «спокойную» пищу. Предложите несколько объяснений этому.

Возможный ответ.

На юге больше кишечных паразитов и инфекций, их активность и жизнестойкость выше, чем у «родственников» в умеренных широтах, условия для распространения инфекций, в том числе кишечных, и передающихся с пищей, лучше по сравнению с умеренными и северными широтами. Чтобы случайно не заразиться, людям приходится обрабатывать пищу соответствующим образом: температура кипения масла более 250 градусов, а воды 100. Острота южной пищи может иметь несколько объяснений. С одной стороны, отмечается торможение желудочной секреции в жару. Чтобы ее повысить, в пищу добавляют острые приправы – это стимулирует выделение желудочного сока. С другой стороны, чем обильнее выделяется желудочный сок, тем выше его кислотность, повышается  содержание соляной кислоты. А соляная кислота, в свою очередь, оказывает антибактериальное воздействие.

На симпозиуме присутствуют:

  1. Диетологи.
  2. Представители фирм, производящих продукты питания.
  3. Фермеры и другие представители сырья для пищевой промышленности.
  4. Врачи.
  5. «Акулы пера» - журналисты, подготовившие каверзные вопросы.

Демонстрируется реклама о питании.

Производители пищевых продуктов:

- Мы производим то, что нравится потребителю, в нужном количестве и в нужные сроки. Мы не виноваты в том, что они употребляют слишком много сладостей и спиртного, равно как и в том, что их тянет на жирную ветчину с яичницей. Шоколад и ветчина – продукты весьма полезные и вкусные, если употреблять их в разумных количествах; риск настолько мал, что не может считаться определенным; в конце концов, никто не отказывается от автомобиля, хотя аварии случаются каждый день. Все топ-модели съедают по 2-3 плитки шоколада в день и мы рекомендуем не отказывать себе в столь невинном удовольствии.

Журналисты:

- Почему даже после появления надёжных сведений о канцерогенности нитритов, производители копченостей, колбас, мясных консервов не в состоянии отказаться от применения нитритных добавок в пищевой промышленности?

Производители пищевых продуктов:

- Нитритные добавки – пока единственный и хорошо освоенный производителями способ подкрашивания (подрумянивания), консервирования и улучшения вкуса мясопродуктов. Главной целью добавления нитрита является предотвращение роста клостридиум ботулинум, вырабатывающего ботулический токсин, который является смертельно ядовитым для человека, даже в самых ничтожных дозах.

Врачи:

- Таким образом, решив проблему борьбы с возбудителями ботулизма и научившись придавать продуктам питания товарный вид, мы создаем новую проблему – проблему образования нитрозаминов (канцерогенных веществ).

Журналисты – фермерам:

- В последнее время в прессе нередко появляются статьи, авторы которых выражают озабоченность по поводу высокого содержания в мясных продуктах (особенно импортных) разнообразных препаратов: антибиотиков, гормонов роста, транквилизаторов. Каким образом эти вещества оказываются в мясе, полуфабрикатах и конечных продуктах пищевой промышленности?

Фермеры:

- Мы будем производить сырье, используя все современные методы защиты растений и стимулирования привеса животных; любые замены и разговоры о запрете химикатов в конце концов приведут к подорожанию конечной продукции – опять удар по потребителю, кроме того, многие фермеры разоряются от этих постоянных нововведений в технологии производства и обработке товаров. Антибиотики традиционно применяются при массовом содержании скота для уменьшения риска заболеваний, борьбы с инфекциями и улучшения усвоения корма. Гормональные препараты используются при откорме животных в качестве стимуляторов роста. Свиньи получают так называемые «блокаторы бета рецепторов», которые должны снимать симптомы перегрузки сердечно-сосудистой системы, возникающие у животных при содержании в тесных помещениях. Перед отправкой на бойню животные получают транквилизаторы (успокоительные). Распространенным медикаментозным средством при откорме скота служат тиреостатики (ингибиторы щитовидной железы) – лекарственные препараты, которые подавляют включение йода в гормоны щитовидной железы, в результате привесы возрастают, т.к. уменьшается выведение воды из организма.

Врачи:

Высказывают негодование.

- Лекарственные препараты попадают в пищевые цепи, на конце которых находится человек. Даже остаточное количество препаратов (антибиотиков), попадая в молоко или мясные продукты, способны вызвать аллергию и другие расстройства у человека. Хорошо известна история с эстрогеном (женским половым гормоном), который применялся столь активно, что в начале 80-х годов в ФРГ эстроген был обнаружен в детском питании. Законодательное запрещение применения таких препаратов заставило фирмы-производители проверять поступающее сырьё. Медикаментозные остатки, найденные при проверке свинины, с молоком матери,  употреблявшей в пищу такое мясо, попадают в организм ребенка и могут вызвать образование зоба.

Вывод: все вышеперечисленные препараты являются небезопасными для здоровья человека, мы призываем быть внимательными при покупке продуктов питания.

Журналисты:

- Заходя в современный супермаркет и приобретая продукты питания в красивых упаковках, мы редко отдаём себе отчёт в том, что вместе с продуктами  несём на свой стол и целый ряд других веществ, не имеющих никакой пищевой ценности, однако входящих в состав приобретенных нами товаров (и нами даже оплаченных). Что это за вещества и какова их функция?

Производители пищевых продуктов:

- Современные методы производства пищевых продуктов так же, как и стратегия их доставки потребителю и торговле, потребовали применения целого ряда так называемых пищевых добавок: консервантов (например, антиоксидантов), красителей, ароматических компонентов и заменителей. История употребления пищевых красителей не нова: еще в прошлом веке леденцы подкрашивали хромовокислым свинцом, а для окрашивания сыра употребляли свинцовый сурик. Часть современных красителей имеет вполне естественное происхождение (каротин – из моркови), часть неестественное, но безобидное (жженый сахар в минеральной кока-коле).

Журналисты:

- Получается, что подобно кожзаменителям, человечество создало заменители продуктов питания, например, дорогостоящий настоящий фруктовый сок часто отсутствует в искусственно окрашенных ароматизированных напитках. Пищевики используют огромную группу веществ, чтобы придать «настоящий вид» миллионам банок апельсинового минерального напитка (рядом с которым апельсины, возможно, даже и «не ночевали») или чтобы заставить аппетитно светиться красным цветом ветчину.

Врачи:

- К сожалению, безвредность многих пищевых добавок весьма сомнительна. Кроме красителей естественного происхождения, есть и другая группа веществ, которые синтезированы из нерастительных материалов – они то и представляют опасность для здоровья человека. Выяснилось, что многие синтетические красители способны вызвать рак. Большая группа подобных синтетиков была запрещена к применению, но и оставшиеся вызывают сомнения, не случайно, производителей обязали указывать  на упаковке индекс применяемых красителей. Именно в 20 веке, особенно после 2-ой Мировой войны, в странах Европы и Америки стали потреблять огромное количество сладостей в виде конфет, пирожных и т.д. Однако вред обычного сахара стал быстро очевиден – он отразился в увеличившихся цифрах заболеваний сахарным диабетом и быстром распространении кариеса зубов, как одной из болезней века. Эти обстоятельства вызвали к жизни появление целой отрасли пищевой промышленности, занимающейся синтезированием заменителей сахара – сахарина, ксилита, вошедших в состав диетических напитков, кондитерских изделий и жевательных резинок. Но вскоре выяснилось, что беззаботно жующий свою ежедневную порцию любитель «орбита без сахара» подвергает себя не меньшему риску, поскольку, синтетические заменители сахара могут выступать в качестве канцерогенов (так был запрещен сахарин).

Журналисты:

- Диетологи давно уже призывают потребителей ограничить в своем рационе употребление консервированных мясных продуктов. Однако в последнее время к их призывам присоединили свои голоса и экологи. В чем причина такого экологического вегетарианства?

Диетологи:

-  Для консервирования и окраски мясных продуктов в пищевой промышленности применяют нитриты и нитраты, которые позволяют достичь  сразу тройного эффекта (предотвращение роста бактерий, вызывающих пищевое отравление, окрашивание мяса в розовый «свежий» цвет и придание ему характерного солоноватого вкуса), однако нитриты инактивируют гемоглобин крови, образуя метгемоглобин; накопление последнего в организме человека вызывает одышку, иногда острое отравление. Кроме того, нитриты, взаимодействуя с некоторыми аминами, образуют нитрозамины, последние могут выступать в роли канцерогенов.

 По современным представлениям пищевой рацион человека должен ориентироваться на следующие принципы:

1. Употребление жиров должно быть сокращено наполовину.

2. Фрукты, овощи должны составлять основу ежедневного пищевого рациона ( особенно богатые витамином «А» и каротином).

3. Следует отдавать предпочтение крупяным продуктам из цельного зерна (хлеб из муки грубого помола предпочтительнее белой булки).

4. Потребление консервированных продуктов, особенно мясных должно быть сведено к минимуму.

5. Человеку вполне достаточно соли, которая уже содержится во многих продуктах, как  сырых так и прошедших обработку и приготовление, поэтому нет никакой необходимости солить пищу.

6. Чем меньше сладкого в рационе, тем лучше; уж если нельзя вовсе отказаться от конфет и пирожных, то они по крайней мере, должны занять свое изначальное место на праздничном столе в качестве редкого кушанья – деликатеса.

7. Спиртные напитки должны употребляться только в меру.

Вывод:

В любом случае окончательный выбор: «есть или не есть» остается за нами.

Рубрика:  знаете ли вы?

- Белки рыбы не менее ценны, чем белки мяса, они легче перевариваются и усваиваются организмом.

- Низкий рост ряда народов тропических стран – это не особая расовая черта, а следствие недостатка белков в пище.

- Организм взрослого человека в сутки нуждается в среднем в 100 граммах белков, половина из которых животного происхождения.

- Избыточная масса тела значительно сокращает среднюю продолжительность человеческой жизни.

- В бруснике и клюкве много бензойной кислоты. Она убивает гнилостные бактерии в кишечнике.

- Для изучения голодания некоторые здоровые люди добровольно подвергались в интересах науки лишению пищи на 40 и даже более дней, иногда врачи назначали некоторым больным голодание до 24-х дней.

- За 70 лет жизни человек съедает и выпивает (в тоннах) воды – более 50, белков – более 2,5, жиров – более 2-х, углеводов – 10, поваренной соли – 0,2 – 0,3.

- Грудной ребенок нормально развивается без добавки соли в пищу, он получает ее с молоком матери, в литре которого содержится до 0,1 грамма поваренной соли.

-  В некоторых странах Африки отдельные народности не знают поваренной соли, они довольствуются той солью, которая входит в состав пищи, солить пищу – непозволительная роскошь для многих африканцев, выражение «он солит пищу» - означает «он богат».

- Японцы больше всего потребляют соли и они же имеют самый высокий уровень кровяного давления, т.е. страдают гипертонией.

- Овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов, суточная норма овощей не менее 300-400 грамм.

- История Древнего Рима сохранила для потомков имя некоего Виттелия, славного  тем, что он четырежды в день съедал в виде закуски по сто дюжин устриц, что составляло  всего 4800 штук.

- Тонкость восприятия вкуса зависит от температуры пищи, острее всего вкус воспринимается при температуре 24 градуса.

- Женщины предпочитают сладкие блюда, а мужчины соленые.

- Самый продолжительный  период выживания без твердой пищи равен 382 дня, этот рекорд принадлежит Ангусу Барбиери из Великобритании. Он прожил на чае, кофе, содовой воде и витаминах в клинике с июня 1965 по июль 1966, его вес снизился с 214 кг до 80 кг

- Самый продолжительный период выживания без пищи и воды – 18 дней зарегистрирован у 18-летнего Андреса Михавеча из Австралии, его задержали как пассажира, попавшей в аварию машины, посадили в камеру местного полицейского участка и забыли там. Через 18 дней он был случайно обнаружен в камере, в состоянии, близком к смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

урок-дискуссия "Споры о Петре I"

Личность Петре I  всегда вызывает интерес учащихся. Споры о Петре I не утихают и в наше время. На занятии факультатива мною была организована дискуссия «Споры о Петре. Цена и итоги преобраз...

Интернет-общение. Урок-дискуссия

Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и...

Урок-дискуссия "Русский мат. За и против"

Проблема экологии русского языка на уроках 9-11 классов....

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....