Презентация к уроку биологии в 6 классе. Условия прорастания семян
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Cубботина Ольга Николаевна

Презентация предназначена для проведения урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель              Субботина Ольга Николаевна

Предмет             биология

Класс                  6 класс

Дата урока         ……

Тема урока        Условия прорастания семян

Тип урока          Урок «Открытия» нового знания, урок-исследование

Форма урока     4индивидуальная, фронтальная, в группах

Информационно - методическое обеспечение урока

1. Биология. 6класс. Учебник под редакцией Пономаревой И.Н. УМК  издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

2. Электронная поддержка к учебнику под редакцией И.Н.ПономаревойУМК. «Вентана–Граф»

3. Презентация в формате PoverPoint. Условия прорастания семян. Разработка урока учителя биологии. 2015 год.

Цель: изучение условий для прорастания семян.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

1)обраовательные - дать представление об условиях прорастания семян, зависимости прорастания от факторов окружающей среды(температуры, влажности, воздуха),о правильном посеве семян, о росте и питании проростков, о зависимости глубины заделки семян от их размера и свойств почвы;

2) развивающие – формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, работа с учебником, работа в парах, самоанализ и самооценка;

3)воспитательные – продолжить воспитание  в детях любви к природе, экологической  грамотности и интереса к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся получат представление об условиях прорастания семян, зависимости прорастания от факторов окружающей среды(температуры, влажности, воздуха),о правильном посеве семян, о росте и питании проростков, о зависимости глубины заделки семян от их размера и свойств почвы.

Метапредметные: раскрывается понятие «прорастание» как процессе перехода семян из состояния покоя  к росту зародыша и развитию из него проростка

Личностные: формируются знания о практическом значении  условий прорастания семян.

Этапы урока

Вопросы плана изучения материала урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний

Ребята, в чем мы убедились,

поставив опыт «Передвижение

воды и минеральных веществ

 по стеблю»?

Как можно доказать передвижение органических веществ?

Как используются питательные вещества в растениях?

Для чего нужны семенам питательные вещества?

У вас на кухне семена каких растений имеются?

Почему они лежат себе и не прорастают?

Мы увидели, что минеральные вещества и вода передвигаются снизу вверх по  сосудам древесины в листья.

Для этого нужно у комнатных растений сделать кольцевой надрез, обнажить древесину, т.е. убрать луб. Органические вещества, дойдя до вырезки, будут накапливаться сверху. Значит, органические вещества передвигаются по лубу.

Часть питательных веществ идет на рост растений, а часть откладывается в плодах, семенах и других органах

Они используют их при прорастании.

Семена гороха, фасоли, гречки.

Потому что нет условий

Коммуникативные:

Исследование средств языка и речи для получения и передачи информации.

Познавательные:  вывод,  следствия.

Личностные: опора на жизненный опыт

3. Цель урока

Значит, мы сегодня будем говорить о чем?

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян

Об условиях прорастания семян.

Формируют цели урока.

Регулятивные: определение темы урока.

Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные: формирование познавательной цели.

4. Изучение нового материала.

  • Личностная значимость изучаемого 

  • Постановка познавательной задачи и ее решение

  • Решение познавательной задачи.

Рассказ учителя

Рассказ учителя

Обсуждение гипотез учащихся

          Работа в группах.  

Физкультминутка

Сообщения учащихся

Рассказ учителя.

Беседа.

Обсуждение гипотез учащихся

Рассказ учителя.

Помогая быстрее прорасти семенам, мы сможем получить хороший урожай культурных растений

Семена растений приспособлены к тому, чтобы переживать неблагоприятные условия в состоянии покоя и прорастать при наступлении благоприятных условий.

Какие же это условия?

Давайте вспомним строение семени.

Что является главным в семени?

Почему зародыш является главным в семени?

Основная функция семян – распространение и размножение растений. Но семя –это прежде всего зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти.

Появившееся при прорастании семени молодое растение называют “проростком”. Для того , чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым.

Почему зародыш семени может погибнуть?

Значит, есть еще одно условие прорастания семян? Какое это условие.

Способность семян к прорастанию называется всхожестью. Семена с погибшим зародышем теряют всхожесть, Всхожесть семян можно просчитать.

До прорастания зародыш в семени находится в состоянии покоя, В этом состоянии семена могут находиться от нескольких суток до нескольких лет. Зародыши в семенах лимона остаются жизнеспособными в течение 9 месяцем после созревания, зародыши семян кофе 5 лет, тыквы и огурца — 10 лет, некоторых сорных растений — 50—80 лет. Известны случаи, когда семена прорастали и через сотни лет, пролежав в условиях, не приведших к гибели зародыша. Обнаруженные в торфяниках семена лотоса проросли спустя две тысячи лет! Л найденные в вечной мерзлоте на Аляске семена бобового растения Арктического люпина проросли спустя 10 000 лет! В период покоя зародыш защищен от неблагоприятных воздействий.

Что защищает зародыш в этот период?

Покой семян — приспособление, предохраняющее их от прорастания в неблагоприятные сезоны года.

Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло?

А теперь послушаем отчет о домашнем опыте по прорастанию семян.

Каждая группа заранее получила задание и с помощью опытов – экспериментов, получив определённый результат, сделала вывод о роли определённого фактора окружающей среды в прорастании семян.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Но семенам некоторых растений требуются особенные условия для прорастания.

На предыдущем уроке нескольким ученикам я давала задание найти информацию по особым условиям прорастания семян. Послушаем их сообщения.

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, для чего семенам такое приспособление?

Эта особенность защищает семена растений умеренного климата от прорастания осенью. Иначе растение могло бы погибнуть зимой. Семенам других растений, таких как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожура становится более тонкой и способной пропускать влагу внутрь семени.

А как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспособление?

Это приспособление для распространения семян.

Какими должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом?

Плоды этих растений должны быть сочными и аппетитными для этих животных.

Но есть еще более интересные приспособления семян для прорастания в определенных условиях. Например, в Северной Америке, существуют целые сообщества растений, семена которых прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары и семена растений прорастают только после того, как семенная кожура распадется под действием высоких температур. Это важно для этих растений, так как во время пожара освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Прочитав статью, посев семян заполните таблицу, на какую глубину необходимо погружать семена в почву?

Как прорастают семена? Вспомните лабораторную работу, которую мы делали при изучении строении семени.

Давайте составим схему прорастания семян.

Какие же три основных условия нужны для прорастания семян?

Но как происходит само прорастание семян?

Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы. Такой тип прорастания называется надземное прорастание семян.

Во втором случае, как например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве. В этом случае говорят о подземном прорастании семян.

Тепло, влажность, воздух.

Кожура, семядоли, зародыш.

Зародыш.

Потому что из него вырастает растение.

Слушают

Запоминают определение

От перегрева, переохлаждения, механической обработки, деятельности насекомых, а так же от длительного хранения.

Здоровый зародыш.

Практическая работа  (слайд  )

Слушают и обсуждают полученную информацию

Кожура, эндосперм

Условия

Ребята объясняют свои наблюдения.

Использовав источник дополнительной информации, учащиеся каждой группы объясняют с научной точки зрения значение определённого фактора в прорастании семян.

1 группа “Роль воды в прорастании семян”.

2 группа “Роль кислорода воздуха в прорастании семян”.

3 группа “Роль температуры в прорастании семян”.

Излагают сведения, которые им удалось найти.

Растут в разных климатических условиях

Для распространения семян.

Привлекательными, сочными.

Заполняют таблицу

1,5–2 мм

2–4 см

4–5 см

Мелкие семена

Средние семена

Крупные семена

Семена набухают. Появляется корешок, потом стебелек и надземный побег.  

Семя – корешок – стебелек – надземный побег.

Необходимы: вода, влажность, определенная температура.

Слушают и обсуждают полученную информацию

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные:  умение работать с дополнительными источниками,  поиск и выделение информации

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом

(Слайд-видео)

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

5. Закрепление знаний и умений

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

2.Что происходит с неживыми семенами при замачивании?

3.Почему не все набухшие семена всходят?

4.Для чего прорастающим семенам необходима вода?

5.Почему в переувлажненной почве семена не всходят?

6.Как рассчитать процент всхожести семян?

7.Какие семена прорастают при наиболее низких температурах?

8.Для чего семенам необходим период покоя?

9.Почему семена различных растений высевают в разные сроки?

Отвечают на вопросы

Познавательное: установление соответствия.

6. Рефлексия учебной деятельности

Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали?

Что было самым полезным?

Что порекомендуете своим мамам при проращивании семян?

Оцените свою работу на уроке

Отвечают

Дают самооценку

Познавательное: установление соответствия.

Регулятивные: самоанализ и самооценка

7. Задание на дом

Учебник И.Н. Пономаревой § 11.

Пользуясь материалами, изученными на уроке, а также текстом учебника, опишите наиболее благоприятные условия для хранения семян и обоснуйте их.

Творческое задание: сделать поделки из семян, картину.

Задание для учащихся

интересующихся биологией: провести опыт доказывающий необходимость наличия питательных веществ, содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноценного развития проростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии на тему: "Условия прорастания семян"

Презентацию выполнила учитель высшей категории Севостьянова Г.А.МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н.Куликова»Г. Семикаракорск...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Урок биологии в 6-ом классе Условия прорастания семян

Урок биологии в 6-ом классеУчитель биологи 1КК:  Огнева Татьяна Анатольевна Тема: Условия прорастания семян...

урок по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян"

урок соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по биологии по теме: "Условия прорастания семян" (6 класс)

Конспект урока с использовнием технологий ЛОО...

Исследовательский проект по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян" презентация

Отчетная презентация к проекту по биологии, выполненному учениками 6 класса....

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...