урок по биологии в 6 классе "Условия прорастания семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

урок соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_v_6_klasse_na_temu.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 6 классе на тему " Условия прорастания семян"

Тема урока: Условия прорастания семян.

Цели урока:

1. Образовательные

  • Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  • Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

2. Развивающие

  • Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
  • Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Задачи :1) развивать понятие о значении зародыша семян; 2) формировать у детей умения анализировать результаты опытов на примере опытов, выясняющих условия прорастания семян , зависимость процесса то факторов окружающей среды; 3) способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о правилах посева семян, о росте и питании проростков;4) развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Оборудование:

Опыты заложенные во внеурочное время по выяснению условий, необходимых для прорастания семян; презентация «Условия прорастания семян» , карточки с заданиями для самостоятельной работы, тестовые задания, семена.

                           ХОД УРОКА                 

      1. Организация учащихся на работу . Ребята, сегодня мы будем работать в минигруппах, по два человека, и оценивать свою работу вы будете сами. На столе у вас есть оценочный лист, после выполнения очередного задания не забывайте себе выставлять баллы. Мы начали изучать тему «Размножение живых организмов». На том занятии познакомились с видами бесполого размножения организмов. Давайте повторим домашний материал. Найдите на столе карточку «Домашнее задание». Работаем каждый самостоятельно. (2 мин)

      2. Проверка домашнего задания .  Предлагается самостоятельная работа по карточкам (2 мин)

После выполнения вместе с классом проверяем, дети работают с оценочным листом. (1мин)

     3. Переход к изучению нового материала .

Ребята, у вас на столе находятся семена. Скажите, какую роль они играют для растений? А что нужно сделать с семенем, чтобы из него выросло новое растение? Давайте с вами сформулируем тему нашего урока: «Условия прорастания семян»

     Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности в нем протекают вяло и их трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает. На сегодняшнем уроке наша задача выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Кроме того, мы должны сформулировать правила посева. Тема урока... ( запись в тетрадь). (2мин)

     4. Изучение нового материала.

Начинаем работу в минигруппах. Какие условия необходимы для прорастания семян, а затем мы с вами обсудим вместе. Ребята называют условия. На доске записывает учитель.

За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.

  • группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян
  • группа: влияние температурных условий на прорастание семян
  • группа: влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян
  • группа: влияние света на прорастание семян

Ребята, работаем в группе, делаем соответствующие выводы и отчитываемся. (3мин)

Выступление первой группы экспертов. (2мин)

Влияние воды и воздуха на прорастание семян

Мы изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, подсолнечника, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Выступление второй группы.

Влияние температурных условий на прорастание семян  (2 мин)

Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Выступление третьей группы.

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян(2мин).

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан – проросток, полученный из полноценного семени, во второй – проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй – маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

.

Выступление четвертой  группы.

Влияние света на прорастание семян).(2 мин)

Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Скажите, а глубина заделки семян будет влиять на развитие проростка?

Влияние глубины заделки семян в почву (учитель)(2 мин)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Выводы по экспериментальной работе делает учитель. Учащиеся фиксируют их в тетрадях.(2 мин)

Ребята, скажите зачем нужно знать условия прорастания семян, и где это можно применить. Сначала работаем в группах, затем обсуждаем. (2 мин)

В заключении урока составляются правила посева семян:

1. Использовать крупные семена с живым зародышем.

2. Сеять при соответствующей температуре.

3. Сеять на определенную глубину в соответствии с размерами семян и свойствами почвы.

4. Сеять на участке без сорняков.

5. Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

        5. Задание на дом. (1 мин)

- Всем учащимся используя текст параграфа 21 составить рассказ об условиях необходимых для прорастания семян.

        6. Закрепление изученного материала. (5 мин)

Просмотр презентации «Условия прорастания семян»

  (Работа с тестами с последующим обсуждением и рекомендациями учителя.)

                       ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (3мин)

1. Каково значение семядолей фасоли в развитии проростка?

     А) защищают зародыш от повреждения;

     Б) обеспечивают зародыш питательными веществами;

     В) увеличивают поверхность соприкосновения семян с почвой;

     Г) улучшают снабжение растений водой;

2. Какие условия необходимы для прорастания большинства семян?

     А) наличие света;

     Б) наличие минеральных солей;

     В) наличие органических веществ;

     Г) наличие влаги, воздуха, тепла.

3. Может ли вырасти новое растение пшеницы, если у него удалить весь эндосперм?

      А) да;

      Б) нет.

4. " На дороге грязь, так и овес князь" - эта пословица свидетельствует о том, что овес значительно нуждается в :

       А) тепле;

       Б) воздухе;

       В) влаге.

5. Более высокая температура необходима для прорастания семян:

        А) моркови;

        Б) ржи;

        В) огурца;

         Г) редиса.

6. Семена гороха необходимо посеять на глубину:

        А) 1-2 см.

        Б) 2-4 см.

        В) 4-5 см.

                       Правильные ответы   

1-б

2-г

3-б

4-в

5-в

6-в

                    Рекомендации учителя.

Если учащиеся допустили ошибки в вопросах 1 и 3 , то им необходимо более подробно остановиться на изучении материала статьи " Как прорастают семена", если в 2, 4, 5 вопросах , то- статьи " Условия необходимые для прорастания семян", если в 6 вопросе- статьи " Посев семян".                                                                                                                                         

Работа с оценочными листами, выставление оценок. (3 мин)

Спасибо за работу на уроке.


«Домашнее задание»

Название организма

Форма бесполого размножения

амеба

гидра

гриб

картофель

клубника

«Домашнее задание»

Название организма

Форма бесполого размножения

амеба

гидра

гриб

картофель

клубника

«Домашнее задание»

Название организма

Форма бесполого размножения

амеба

гидра

гриб

картофель

клубника

«Домашнее задание»

Название организма

Форма бесполого размножения

амеба

гидра

гриб

картофель

клубника

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка

Оценочный лист

Работа на уроке

баллы

Домашнее задание

Работа при обсуждении материала

Работа в группе

оценка


                       ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Каково значение семядолей фасоли в развитии проростка?

     А) защищают зародыш от повреждения;

     Б) обеспечивают зародыш питательными веществами;

     В) увеличивают поверхность соприкосновения семян с почвой;

     Г) улучшают снабжение растений водой;

2. Какие условия необходимы для прорастания большинства семян?

     А) наличие света;

     Б) наличие минеральных солей;

     В) наличие органических веществ;

     Г) наличие влаги, воздуха, тепла.

3. Может ли вырасти новое растение пшеницы, если у него удалить весь эндосперм?

      А) да;

      Б) нет.

4. " На дороге грязь, так и овес князь" - эта пословица свидетельствует о том, что овес значительно нуждается в :

       А) тепле;

       Б) воздухе;

       В) влаге.

5. Более высокая температура необходима для прорастания семян:

        А) моркови;

        Б) ржи;

        В) огурца;

         Г) редиса.

6. Семена гороха необходимо посеять на глубину:

        А) 1-2 см.

        Б) 2-4 см.

        В) 4-5 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"

Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...

Урок по биологии "Распространение плодов и семян"

На уроке-исследовании создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе....

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе...

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС. УМК В.В. Пасечник

Технологическая карта урока по биологии на тему: "Прорастание семени" 6 класс. ФГОС....

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...