Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_prorastanie_semyan.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе

Учитель Безносова Е.А.

Тема урока: Прорастание семян .

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. 6 класс» (Пасечник В.В), презентация, плакаты.

Техническое оснащение:  компьютер, проектор, экран для проецирования

Основное содержание: Прорастание семян.

Цели урока:

1. Образовательные

Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева  семян в почву, световом режиме.

2. Развивающие

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Формировать навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие учебной мотивации и познавательного интереса к изучению живой природы;

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: умение формулировать познавательную цель, работать с текстом учебника, структурировать материал и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: оценивать свои учебные достижения;

Предметные: учащиеся должны иметь представление об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева  семян в почву, световом режиме.

Технологическая карта урока

Базовое содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Деятельность учителя

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

I. Организационно-мотивационный этап урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Формулирует биологическую задачу.

Формулирует тему урока, записывает тему на доске. Формулирует цель урока.

А на картинах на слайде  вы видите какое время года? А какие признаки весны вы можете назвать?

На столе у вас в пакетах лежат семена ржи, но они не проросли,  а в контейнерах проросли. Значит, мы сегодня будем говорить о чем?

Приветствуют учителя.

Образование спор

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы .

Записывают в тетрадь тему урока.

Анализ информации, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов.

II. Процессуально-содержательный этап урока (изучение нового материала)

Организация работы с учебником

Формулирует биологическую задачу.

Формулирует биологическую задачу.

Формирование экологического сознания учащихся.

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян

На доске пишем нужно узнать:

  1. условия прорастания семян (температура, вода, воздух, здоровый зародыш зародыш)
  2. глубина посева семян

Прежде чем приступить к условиям прорастания семян – мы с вами вспомним, а что называется семенем?

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Что общего в строении семян? Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений?

 Посмотрите на доску, я повесила модель семени фасоли и вдруг я нечаянно оторвала часть зародыша. Сможет ли такое семя прорасти?

А сейчас обратимся к проросшим семенам овса

Почему они проросли?

Значит следующее условие- вода

Обратимся к листу с таблицей и посмотрим одинаковое ли количество воды нужно разным растениям?

Всех больше?

Всех меньше?

Следующее задание в группах первый вариант берет линейку, а второй вариант берет ручку измеряем и записываем размеры семян. На какие группы можно разбить все семена:

У всех ли семян одинаковое количество  питательных веществ?

Давайте проверим на слайде.

А на какую глубину мы будем сеять семена на одинаковую или разную?

питательных веществ?

Проверим.

 Если семена нужно сеять в почву, то нужен им свет для прорастания?

Слушают учителя, ищут ответы на вопросы в учебнике

Работают с текстом учебника, формулируют определения, делают записи в тетради.

Слушают учителя, заполняют графы таблицы.

Записывают задание

Отвечают на вопросы

Слушают, делают записи в тетради.

Умение работать с учебником.

Работа с текстом, натуральными объектами, таблицей,  поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап первичного закрепления материала

Проводит фронтальный опрос.

Какие условия нужны для прорастания семян?

А если у семян удалить часть семядолей, то они прорастут?

А  растения будут одинаковые?

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщение и систематизация информации.

IV. Объяснение домашнего задания

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

V. Рефлексивный этап урока

Задает вопросы.

- Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели?

Подводят итоги урока.

Рефлексия.

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли: А) появление семядолей и стебелька с почечкой Б) появление зеленых листочков В) появление корешка Г) сбрасывание семядолей Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы: А 1-3; А 2 – 3; А 3 – 1; А 4 – 2; А 5 – 3; А 6 – 4; В 1 – ДВАБГ;

С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

\

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

                                    1.  Организационный момент

                                         2.Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята!

У нас сегодня на уроке гости, давайте повернемся к ним и поздороваемся. Спасибо. Садимся на свои места.

Здороваются, садятся.

Личностные уважительное отношение ко взрослым

Ребята, давайте послушаем музыку и ответьте на вопрос, с каким временем года она у вас ассоциируется?

Слушают музыку и отвечают на вопрос

Познавательные: следствие, вывод,

А на картинах на слайде  вы видите какое время года? А какие признаки весны вы можете назвать?

Отвечают – весна. Тает снег, распускаются почки, прорастают семена.

Личностные: опора на жизненный опыт

Посмотрите, у вас в контейнерах находятся семена, что с ними произошло?

Значит сегодня что мы будем с вами изучать?

Они проросли, называют тему урока

Прорастание семян

Личностные: опора на жизненный опыт

На столе у вас в пакетах лежат семена ржи, но они не проросли,  а в контейнерах проросли. Значит, мы сегодня будем говорить о чем?

Отвечают - Об условиях прорастания семян.

Регулятивные: определение темы урока.

Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с условиями прорастания семян

На доске пишем нужно узнать:

  1. условия прорастания семян (температура, вода, воздух, здоровый зародыш зародыш)
  2. глубина посева семян

Формируют цели урока.

        

Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные: формирование познавательной цели.

               Изучение нового материала.

1. Образовательная цель

Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева  семян в почву, световом режиме.

Прежде чем приступить к условиям прорастания семян – мы с вами вспомним, а что называется семенем?

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Что общего в строении семян? Чем отличаются семена двудольных и однодольных растений?

 Посмотрите на доску, я повесила модель семени фасоли и вдруг я нечаянно оторвала часть зародыша. Сможет ли такое семя прорасти?

Ответы -  это  образование содержащее зародыш, кожуру и питательные вещества

Рассматривают слайд делают выводы о строении семян  двудольных и однодольных растений, сходства и различия.

Для прорастания нужен целый, здоровый зародыш

(Повесить на доску)

Познавательные: давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, условия прорастания условия;

Регулятивные: правильное изложение своих мыслей Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать.

А сейчас обратимся к проросшим семенам овса

Почему они проросли?

Значит следующее условие- вода

Обратимся к листу с таблицей и посмотрим одинаковое ли количество воды нужно разным растениям?

Всех больше?

Всех меньше?

Прочитайте опыт на карточке с №1

Прочитайте опыт на карточке № 2. Какое условие можно посмотреть на этом опыте?

Обращаемся к таблице, всем ли одинаковые температуры нужны для прорастания (самые высокие, самые низкие)

Значит здоровый зародыш, и вода

(Повесить на доску)

Воздуха

Температура

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом

Следующее задание в группах первый вариант берет линейку, а второй вариант берет ручку измеряем и записываем размеры семян. На какие группы можно разбить все семена:

У всех ли семян одинаковое количество питательных веществ?

Давайте проверим на слайде.

А на какую глубину мы будем сеять семена на одинаковую или разную?

Слайд с глубиной заделки семян.

Проверим.

 Если семена нужно сеять в почву, то нужен им свет для прорастания?

Давайте подведем итог:

Какие условия нужны для прорастания семян?

А если у семян удалить часть семядолей, то они прорастут?

А  растения будут одинаковые?

Записывают размеры.

Мелкие, средние, крупные

Разное

На разную, чем мельче семена, тем ближе к поверхности.

Ответы учащихся.

Нет

Ответы

Работа со слайдом.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом

Коммуникативные: работа в парах

  Рефлексия учебной деятельности

Работа с тестом, проверка теста

Если есть неправильные ответы проговариваем, почему ошиблись.

Ответ в группах

Коммуникативные: работа в парах

Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали?

Что было самым полезным?

Что порекомендуете своим мамам при проращивании семян?

Отвечают.

Регулятивные: установление соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока "Распространение плодов и семян"

Материал содержит целеполагание урока,структуру урока по ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Прорастание семян"

Урок "открытия" нового знания (урок-исследование). Урок построен с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции ЦОР....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...