Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Прорастание семян"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Урок "открытия" нового знания (урок-исследование). Урок построен с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_prorastanie_semyan.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дрокова Людмила Васильевна

учитель биологии филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Большая Дорога

Староюрьевского района Тамбовской области

Технологическая карта урока по учебному предмету  «Биология» в 6-ом классе на тему: « Прорастание семян».

Тип урока:

Урок открытия нового знания (урок – исследование).

Авторы УМК:

Пасечник В. В. Биология. Строение покрытосеменных растений.

6 класс. М.: Дрофа, 2016г.

Цель урока:

Задачи урока:

изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды

Образовательные: - сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

- установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты обучения: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.

Предметные результаты обучения: –  смогут объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (условия и этапы прорастания семян);

–  учащиеся должны понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, семядоли, семенная кожура, эндосперм, период покоя, прорастание.

Метапредметные результаты обучения: Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Регулятивные УУД: уметь оценивать других и давать самооценку

своим действиям, соотносить известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнять схематические модели  разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и обучающимися, осуществлять совместную познавательную деятельность в паре, освоить разные способы коммуникаций.

Познавательные УУД: Работа с информационным текстом; обрабатывать полученную из различных источников информацию; давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, условия прорастания; описывать влияние факторов на прорастание семян; классифицировать факторы.

Обеспечение урока:

учебник, рабочая тетрадь, доска, экран, компьютер, проектор, видеофрагмент «Прорастание семян», мультимедийная презентация, микроскоп, лупа, чашки Петри, набухшие семена фасоли.

Образовательные ресурсы:

ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД

 Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем.

  Создание положительной мотивации.

II.Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам с использованием ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e1d8-0a01-022a-0027-0fc4c697db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8879a10c-31c2-4184-90cf-90500eeceac1/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_02%5D.swf

     1.Что такое семя?

     2.Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?

     3.Какие вещества входят в состав семян?

Вывод: семя-это растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

Слушают учителя, формулируют ответы

Познавательные УУД

 Умение вычитывать все уровни текстовой информации. 

Регулятивные УУД

 Умение преобразовывать информацию

Коммуникативные УУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

III. Целеполагание

Семена могут долго находится в зернохранилищах, в пакетах, емкостях. Знаете ли вы какова продолжительность жизни семян? Максимальная продолжительность жизни семян у лимона - 20 месяцев, кофе - 22 месяца, дуба - 3 года, тыквы – 10 лет, у капусты - 19 лет, у злаковых - 32 года, картофеля - 200 лет.

Постановка проблемы. Наблюдения показали, что семена далеко не всегда прорастают. Почему не прорастают семена?  

         Очевидно, что для прорастания семян нео   необходимы определенные условия.

         Ребята, помогите мне сформулировать тему урока и цель урока.  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий.

Формулируют тему урока «Прорастание семян».

Познавательные УУД

Определение  понятий: «семя», «зародыш», «семядоли», «проросток», «условия прорастания

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

IV.Создание проблемной ситуации

       Что такое прорастание семян? Что такое проросток? Что необходимо

        для   прорастания семян?

        Выдвижение гипотез. Обсуждение эксперимента « Прорастание семян»

( проводится         при  подготовке к уроку).

Выдвигают гипотезы:

- питательные вещества

- вода;

- кислород;

- свет;

- тепло.

Регулятивные УУД

Умение вести диалог с учителем Коммуникативные УУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью

V. Этап. «Открытие» нового знания

  Групповая работа по заданиям (класс делится на группы)

   Цель: выяснить зависимость прорастания  семян от факторов внешней среды.

1группа. Лаборатория изучения условий прорастания семян.

1.Изучите результаты опыта с семенами фасоли.

2.Прочитайте статью « Условия, необходимые для прорастания семян»   ( стр.108-109).

3.Выполните интерактивное задание из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf

4.Подготовьте выступление перед одноклассниками, используя результаты опыта и материалы статьи.

2 группа. Лаборатория исследования процессов прорастания семян.

Поисковая задача. «Пароход был разломан… нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях… Трюмы были нагружены горохом, туда просочилась вода. – Ты гляди, какая сила в семенах- океанские пароходы рвет пополам..»

1.Прочитайте в п. 20 стр.108-109

2.Рассмотрите рисунок 85

3.Подготовьте рассказ для одноклассников и сделайте вывод о потребности в воде у семян разных растений.

4.Ответьте на вопросы: 1) почему не прорастают сухие семена? 2)  если семя набухло, можно ли считать что оно обязательно прорастет? 3) приведите примеры влаголюбивых, умеренных и засухоустойчивых растений.

3 группа. Агрономическая лаборатория № 1.

Народная мудрость гласит: « Каждое семя знает свое время». Почему семена разных растений высеивают в разные сроки?

1.Прочитайте статью « Посев семян» абзацы 1-4 на стр.112

2.Рассмотрите рис. 86.

3.Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в нашей местности?

4.Известны ли вам приемы получения урожая раньше обычного?

5.Подготовьте рассказ о сроках посева семян.

Выполняют задание, читают статью, выполняют интерактивное задание, готовят выступление

Читают статью, рассматривают рисунок, готовят рассказ для одноклассников о потребности в воде у семян разных растений.

Читают статью, рассматривают рисунок, готовят рассказ для одноклассников о сроках посева семян.

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- формирование умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД:

- формирование жизненного самоопределения.

VI. Первичное закрепление

Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него.

Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?

Формулируют ответ:

- Для развития растения необходимо,  что бы семя проросло - наличие воды, кислорода и тепла.

Коммуникативные УУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью

Регулятивные УУД

Умение оценивать себя, свою работу  с использованием разработанных критериев.

Осознание уровня  качества сформированных знаний

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверь свои знания, выполнив следующие тесты:

Описание: img2 На рисунке отметьте точками правильные ответы, соедините точки.

1.Какие условия необходимы для прорастания семян:

А) вода, тепло, воздух, целый зародыш

Б) вода, тепло, свет;

В) Вода, почва, свет;

Г)  вода, тепло, воздух.

 2. Какой орган при прорастании семени появляется первым:

А) листья;

Б) корень;

В) стебель.

3.Чем питается зародыш прорастающего семени растения в первое время:

А) водой и минеральными веществами, отложенными в эндосперме;

Б) запасными питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях;

В) водой, воздухом и органическими веществами, содержащимися в почве.

4. От чего зависит глубина заделки семян:

А) от размеров семян и структуры почвы;

Б) от структуры почвы;

В) от размеров семян.        

Выполняют задание, делают самопроверку со слайда

Познавательные УУД Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.

Регулятивные УУД

Формирование умения  самостоятельно оценивать свою деятельность.

VIII. Рефлексия деятельности.

Ребята, давайте сочиним небольшой отзыв об уроке. Я читаю вопросы, а вы дружно, хором мне отвечаете.

  1. На уроке я работал                                      активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я                           доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался                            коротким / длинным
  4. За урок я                                                            не устал / устал
  5. Материал на уроке мне был                       понятен / не понятен                                                                   интересен / скучен

Дружно отвечают на задаваемые вопросы. Формулируют  собственное мнение и позицию

Личностные УУД

 понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные УУД

 оценивают свою работу, на уроке.

VIII. Домашнее задание.

1.Параграф 20.

2.Творческое задание. 

Сделайте аппликацию «Глубина посева семян». Для этого наклейте семена разных растений, которые можно высевать на разную глубину. Глубину посева семян условно отобразите на  своей работе.

Записывают задание

                                                   


Используемая литература: 

1.Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений .6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.В. пасечник.- М.: Дрофа, 2016.-207, 1 е

2.В.В. Пасечник биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая терадь к учебнику В.В. Пасечника « биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/ В.В. пасечник. М.: Дрофа, 2016

Интернет-ресурсы

http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/fgos/DocLib204/урок%20Модуль%204.doc

http://www.teacherjournal.ru/

http://gucshino.umi.ru/filemanager/download/119/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...