Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Cубботина Ольга Николаевна

Рабочая программа по билогии составлена на основе авторской Программы Пономарёвой И.Н.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologiya.rar189.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН  1023600847269, ИНН  3612005709, ОКПО 49759251

«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО учителей естественнонаучных дисциплин №_____от «______»________2015 г

Руководитель ШМО _________ Яицкая М.Н..

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР_____   Зябкина Е.П.

«______»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Смаглеевской СОШ________Квитко О.О

                       Приказ № ____ от «_______»______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6 класс

       

                                                                                Составлена учителем

биологии и химии, 1 КК

Субботиной О.О.

                                                           

2015  г.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
  •  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • учебный план МКОУ Смаглеевской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования, на основе авторской   Программы Пономаревой И.Н  , соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. /. Пономарева И.Н, Сухова Т.С , Строганова В. И.  и др. /Природоведение. Биология. Экология: Программы: 5-11 классы/ - М.: Вентана-Граф, 2009 и Программы для 6-го класса авторов И.Н. Пономаревой, B.C. Кучменко /Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники./

Место предмета в учебном плане школы

Согласно действующему  учебному плану МКОУ Смаглеевской СОШ программа по биологии для 6-го класса  предусматривает обучение  в объеме 1 часов в неделю (всего 35 часов). Экскурсий – 2, практических работ – 4, лабораторных – 10, контрольных – 2.

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений

    Цели: 

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и созидательных способностей
  • воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе,  культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

    Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • Использование приобретенных   знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,  оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей  среде, профилактики  заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек;
  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности.

Предполагаемые результаты

Называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;
  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых  растений; причины
  • и  результаты эволюции;
  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Жизнедеятельность клетки, строение, функции и  состав клеток бактерий, грибов, растений;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного,, лишайника как комплексного организма;
  • особенности питания автотрофных организмов ;
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, приспособленность растений к жизни в сообществе;

Обосновывать (объяснять,  составлять,  применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и  функций  клеток,  органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к растениям организмам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, органы и системы органов растений;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона, растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;      
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений ;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений и ухода за ними.

Владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно   изучать   отдельные   вопросы   школьной   программы по учебнику.

     Используемый УМК:

для учителя:

  • Программа Пономаревой И.Н, Т.С. Суховой, В. И. Строганова и др. /Природоведение. Биология. Экология: Программы: 5-11 классы/ - М.: Вентана-Граф, 2009 и Программа для 6-го класса авторов И.Н. Пономаревой, B.C. Кучменко /Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники./

для учащихся:

  • учебник, допущенн Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко  /Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой.  М.: Вентана – Граф, 2011.)
  •  рабочая тетрадь:..И.Н. Пономарева, О. А. Корнилова , B.C. Кучменко  /Рабочая тетрадь. Биология  .Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл/ –М.: «Вентана-Граф» 2015.

Общая характеристика учебного предмета

    Данный курс является вводным в систему биологических знаний и знакомит учащихся с систематикой, признаками и разнообразием живого мира и дает представление об основных царствах живых организмов: животных, растениях, грибах, бактериях; формирует навыки выполнения практических работ, закладывает основы формирования межпредметных связей.

     Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства.

Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировозрения, гуманности, экологической культуры,  также привитие самостоятельности,  трудолюбия  и  заботливого  отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития  основных биологических понятий,  рассмотрением "логических явлении от клеточного уровня строения растений: к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления. ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

    Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование кучной картины мира, понимания биологического разнооб-тазия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности

Содержание программы

курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

(35 часов. 1 час в неделю)

  1. Введение (2 ч)

Растения - царство живой природы.   Общие  сведения  об  их многообразии, значении и охране

Экскурсия.

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в  жизни растений.

   Тема 2.  Химический состав и клеточное строение растений (3 ч)

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы  Правила работы с микроскопом. Строение клетки Растительная клетка: химический состав и строение. кожицы лука:  оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл.

Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы Жизнедеятельность клетки.  Растительные ткани  Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Лабораторные работы.

1.  Строение клетки кожицы чешуи лука.  

2. Особенности строения различных видов растительных тканей

   Тема 3.. Цветковые растения (1 6 ч)  

Органы  цветкового растения.  Корень. Корневая система: главный, боковые; стержневая, мочковатая. Зона деления, растяжения, роста, всасывания, поглощения, проведения  Побег и почки. Побеги: вегетативные, генеративные(цветковые).  Лист. Простой, сложный. Строение. Фотосинтез Синтезирование, испарение, газообмен.    Стебель. Функции стебля: опорная, проводящая. Сердцевина, древесина, кора, камбий. Годичные кольца. Розеточные, прямостоячие, лианы, суккуленты. Вегетативные органы и их значение в жизни цветкового растения (урок обобщения и систематизации знаний). Вегетативное размножение цветковых растений. Черенкование комнатных  растений   Цветок и соцветие Главные части цветка Цветок, его строение. Соцветия. Опыление.. Самоопыляемые, ветроопыляемые   Оплодотворение. Образование плодов и семян. Бесполое, вегетативное. Зигота.

Семена и плоды. Плоды: сухие, сочные; одно- и многосеменные: раскрывающиеся и   нераскрывающиеся. Распространение   плодов   и  семян. Прорастание семян. Однодольные, двудольные  Прорастание. Теплолюбивые, холодостойкие. Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения.

Понятие о систематике. Деление цветковых на классы и семейства. Вид, род, семейство, порядок, класс.

Семейства  покрытосеменных (цветковых). Определение принадлежности цветковых растений к семействам. Цветковые   (покрытосеменные): общие признаки и значение

Лабораторные работы.

1.Органы цветкового растения.

2. Главные части цветка  

3. Изучение строения  семени фасоли.

Практические работы.

1. Черенкование комнатных  растений  

2.Определение принадлежности цветковых растений к семействам.

Экскурсия 2. Жизнь растений зимой

   Тема 4. Многообразие и историческое развитие растительного мира (6 ч)

Водоросли. Строение водорослей. Таллом. Красные, бурые водоросли

Отдел Моховидные. Внешнее строение мха. Печеночники и листостебельные мхи. Спорофит, гаметофит

Папоротникообразные. Внешнее строение папоротника. Плауновидные, хвощевидные

Отдел Голосеменные. Многообразие    голосеменных (на примере хвойных

Многообразие       растительного мира. Понятие о его эволюции

Человек и растения: культурные растения и их происхождение. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур. Селекция.

Практическая работа

1. Распознавание важнейших сельскохозяйственных  культур.

   Тема 5. Бактерии. Грибы. Лишайники (4 ч)

Бактерии. Строение, размножение бактерии   Кокки, стрептококки, стафилококки, диплококки, бациллы, спириллы, вибрионы.  Способы питания: сапрофиты, симбионты, паразиты. Биосфера Патогенные бактерии.

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности. Строение плесневых грибов. Сапрофитные грибы, грибы- паразиты, грибы- хищники, грибы- симбионты.. Многообразие и значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Микориза, Симбиоз. Лишайники

Лабораторные работы.

1 Строение плесневых грибов.

2. Съедобные и ядовитые грибы

   Тема 6. Природные сообщества (фитоценозы) (2 ч) Жизнь   растений  в  фитоценозе (экскурсия). Фитоценозы. Взаимное влияние фитоценозов и человека друг на друга. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

Практическая  работа.  

1. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

7. Заключение (2ч)

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические

работы

Экскурсии

1.

Введение

2 ч

+

2.

Химический состав и клеточное строение растений

3 ч

+ +

3.

Цветковые растения

17 ч

+ + +

+ +

+

4.

Многообразие и историческое развитие растительного мира

6 ч

+

5.

Бактерии. Грибы. Лишайники.

4 ч

+ +

6.

Природные сообщества (фитоценозы)

2 ч

7.

Заключение

1 ч

+

Итого:

35 ч

10

4

2

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

      В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток  организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

    уметь

  •    объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность  происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Перечень учебно–методических средств обучения

 литература для учителя:

1. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. /Биология в основной школе: Программы/. М.: Вентана-Граф, 2010. - 72с.

2. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, О. А. Корнилова, В. М. Константинов, В. С. Кучменко, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш, Н. М. Чернова, Л. В. Симонова и др /Природоведение. Биология. Экология. Программы. 5-11/ – М.: Вентана – Граф, 2009. – 166 с.

3. .И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Методическое пособие для учителя./ Биология  .Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл/ –М.: «Вентана-Граф» 2011. 144 с.

4. Г. А. Воронина./ Школьные олимпиады. Биология. 6-9 кл/.- М.: Айрис-пресс, 2007. – 170 с.

5. Л. М. Кудинова. /Олимпиадные задания по биологии. 6-11 кл/.-Волгоград:Учитель. 2007. – 119 с.

6. С. Н. Березина. /Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 кл/.- М.: ВАКО. 2011. 112 с.

7. М. Е. Аспиз. /Энциклопедический словарь юного биолога./ – М.: Педагогика. 1986 –ь352 с.

8. А.М. Колосов. /Охрана и обогащение фауны СССР/. -М., Лесная промышленность. 1995. – 89 с.

9. Л. Илишенецкая. /Мир растений. -М., Просвещение. 1998. – 104 с.

10. К Тимирязев. /Жизнь растения/.- М. – 1957

11. В. Петров /Лес и его жизнь/ -М.: Дет. литература.  1983. – 74 с

12. В. Петров /Рассказы о лесных растениях/. -М.: Дет. литература.  1997. – 63 с.

13. Л. Парамонов /Бодяги и гидры./- М.: Дет. литература. 1987. – 67 с.

14. Большая книга /Почему/ – М.: РОСМЭН. 2004. 464 с.

 литература для учащихся:

1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Учебник /Биология  .Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл –М.: «Вентана-Граф» 2011

2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Рабочая тетрадь. Биология  .Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл –М.: «Вентана-Граф» 2011

3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Дидактические карточки. Биология  .Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл –М.: «Вентана-Граф» 2011

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.
  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 1998-2001.
  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  6. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

 6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://www.floranimal.ru/ - Сайт – энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.
  3. http://plant.geoman.ru/ - Растения
  4. www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем
  5.  www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах
  6. www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема урока

К-во  ч

Лабораторные и практические

работы

Тип урока

Элементы содержания

Формируемые компетенции

Вид контроля

                                   Дата

план

факт

I. Введение. Общее знакомство с растениями (2 ч)

1.

Растения - царство живой природы.   Общие  сведения  об  их многообразии, значении и охране

1

Урок-

актуализация

Биология.

Царства растений.

Культурные и дикорастущие растения.

Приводить примеры значение ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение термину ботаника

Устный текущий

2.

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений (экскурсия)

1

Урок-

актуализация

Многолетние, двулетние растения. Жизненная форма

Распознавать и описывать: жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Устный текущий

II. Химический состав и клеточное строение растений                     3часа

     

3.

Растительная   клетка:    химический состав и строение

1

Л. р. Строение клетки кожицы чешуи  лука

Урок  изучения нового материала

Микроскоп. Лупа.

Клетка.

Оболочка, вакуоли, ядро, пластиды, цитоплазма

Распознавать и описывать:

- клеточное строение  кожицы лука;

Называть клеточные структуры и их значение.

Самостоя

тельная работа

4.

Жизнедеятельность клетки

1

Урок  изучения нового материала

Обмен веществ.

Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности

Устный текущий.

Тест

5.

Растительные ткани

1

Л .р.

Особенности строения различных  видов   раститель

ных тканей

Урок  изучения нового материала

Ткани: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.

Межклеточное пространство.

Распознавать и описывать  строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань.

Объяснять последствия для растения  нарушения человеком покровной

Устный текущий.

Тест

III. Цветковые растения - 17 ч      

6.

Органы  цветкового растения

1

Л. р.

 Органы цветкового растения

Урок  изучения нового материала

Распознавать и описывать:

органы цветкового растения .

Объяснять роль органов для жизнедеятельности цветкового растения.

Устный текущий.

Тестирование

7.

Корень

1

Урок  изучения нового материала

Корневая система:

главный, боковые; стержневая, мочковатая. Зона деления, растяжения, роста, всасывания, поглощения, проведения

Распознавать и описывать:

- виды корней,

- зоны корня,.

Устанавливать соответствие

между видоизменениями корня и его функциями

Сравнить по заданным критериям типы корневых систем.

Устный текущий.

8.

Побег и почки

1

Урок  изучения нового материала

Побеги: вегетативные, генеративные(цветковые)  Почка.

Распознавать и описывать на живых объектах строение:

- побега;

- почки.

Доказывать, что почка – видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

Устный текущий.

Тестирование

9.

Лист

1

Урок  изучения нового материала

Простой, сложный. Строение. Фотосинтез Синтезирование, испарение, газообмен.

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев

Устный текущий.

Тест

10.

Стебель

1

Урок  изучения нового материала

Функции стебля: опорная, проводящая. Сердцевина, древесина, кора, камбий. Годичные кольца. Розеточные, прямостоячие, лианы, суккуленты.

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

Устный текущий.

Тестирование.

11.

Вегетативные органы и их значение в жизни цветкового растения (урок обобщения и систематизации знаний)

1

Урок обобщения

и систематизации знаний

Называть вегетативные органы и их значение в жизни цветкового растения

Объяснять взаимосвязь вегетативных органов.

Тестирование

12.

Вегетативное          размножение цветковых растений

1

Пр. р. Черенкование комнатных  растений

Комбинированный урок

Вегетативное размножение

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения.

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

Самостоя

тельная работа

13.

Цветок и соцветие

1

Л. р.

Главные части цветка

Урок  изучения нового материала

Цветок, его строение. Соцветия. Опыление.

Распознавать и описывать по рисункам:

- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений;

- типы соцветий.

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

Устный текущий.

Тестирование

14.

Опыление.

1

Урок  изучения нового материала

Опыление. Самоопыляемые, ветроопыляемые

Уметь объяснять  понятие «опыление»,  называть признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, распознавать способы опыления растений на основании особенностей строения их цветков;

Устный текущий.

Тестирование

15.

Оплодотворение.     Образование плодов и семян

1

Урок  изучения нового материала

Бесполое, вегетативное. Зигота. Оплодотворение.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Объяснять процесс двойного оплодотворения у цветковых; характерные признаки основных типов плодов.

 Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.

Отличать оплодотворение от опыления

Устный текущий.

Тестирование

16.

Резервный урок

1

Урок контроля знаний

Тестирование

17.

Семена и плоды

1

Л. р. 

 Изучение строения семени фасоли

Плоды: сухие, сочные; одно и многосеменные: раскрывающиеся и   нераскрывающиеся

Знать строение семени и плода и выполняемые ими функции.  

Уметь распознавать и описывать семена и плоды на гербарных и живых образцах растений, иллюстрациях в учебнике и таблицах, сравнивать семена и плоды разных видов растений

Самостоя

тельная работа

18.

Распространение   плодов   и  семян. Прорастание семян

1

Комбинированный урок

Плоды: сухие, сочные; одно и многосеменные: раскрывающиеся и  нераскрывающиеся Однодольные, двудольные  Прорастание. Теплолюбивые, холодостойкие.

Знать способы распространения плодов и семян ; условия, необходимые для прорастания семян

Уметь выявлять черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения, описывать биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Устный текущий.

Тестирование

19.

Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения (урок обобщения и систематизации)

1

Урок обобщения

и систематизации знаний

Генеративные органы

Знать генеративные органы цветкового растения

Уметь объяснить значение

генеративных органов в жизни цветкового растения

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.

Тематический контроль

20.

Понятие о систематике. Деление цветковых на классы и семейства

1

Урок  изучения нового материала

Вид, род, семейство, порядок, класс.

Давать определение термину «систематика»

Знать основные таксономические группы растений; отличительные признаки класса Однодольные и Двудольные; основные признаки, по которым отличаются друг от друга семейства покрытосеменных.

Уметь объяснить правила образования названий видов.

Устный текущий.

21.

Семейства      

покрытосеменных (цветковых)

Цветковые   (покрытосеменные): общие признаки и значение

1

Пр. р. Определение

принадлеж

ности цвет-ковых расте-ний к семействам

Урок  изучения нового материала

Покрытосеменные, общие признаки и значение

Давать определение термину  покрытосеменные растения.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные

Распознавать и описывать строение цветкового растения.

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений

Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы:

- покрытосеменные и голосеменные растения;

- однодольные и двудольные растения

Уметь объяснить роль покрытосемен-ных в природе и жизни человека.

Тематический контроль

22.

Жизнь растений зимой (экскурсия)

Урок-

актуализация

Знать отличительные черты растений в разные времена года. Объяснять причины; роль растений в природе и жизни человека.

Отчёт об экскурсии

IV.  Многообразие и историческое   разви-тие растительного  мира - 6 ч

23.

Водоросли

1

Урок  изучения нового материала

Таллом. Красные, бурые водоросли.

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Самостоя

тельная работа

24.

Отдел Моховидные

1

Урок  изучения нового материала

Печеночники и листостебельные мхи. Спорофит, гаметофит

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение мхов,

- растения отдела Мохообразные.

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Тестирование

25

Папоротникообразные

1

Урок  изучения нового материала

Плауновидные, хвощевидные

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение папоротников;

- растения отдела Папоротникообразные.

Устный текущий.

26.

Отдел Голосеменные

1

Урок  изучения нового материала

Голосеменные.

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размножение сосны.

Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных.

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Устный текущий.

27.

Многообразие       растительного мира. Понятие о его эволюции

1

Комбинированный урок

Эволюция.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений.

Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений, взаимосвязи организмов и окружающей среды, выявлять приспособление организмов к среде обитания; сравнивать представителей отдельных систематических групп растений и делать выводы на основе сравнения

Тестирование

28.

Человек и растения: культурные растения и их происхождение

1

Пр. р. -Распознава

ние важней-ших сельскохозяйственных культур

Комбинированный урок

Селекция.

Объяснять понятия «культурные растения», «сорт»..

Приводить примеры культурных и дикорастущих растений.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

Называть центры происхождения культурных растений

Описывать происхождение и значение растений на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений

Тематический контроль

V.  Бактерии.  Грибы. Лишайники.

4 ч

29.

Бактерии

1

Урок изучения нового материала

Бактерии. Строение, размножение бактерии   Кокки, стрептококки, стафилококки, диплококки, бациллы, спириллы, вибрионы.  Способы питания: сапрофиты, симбионты, паразиты. Биосфера Патогенные бактерии.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Выделять особенности строения

бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

Устный текущий.

30

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

1

Л. р -Строение плесневых грибов

Урок изучения нового материала

Сапрофитные грибы, грибы- паразиты, грибы- хищники, грибы- симбионты.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Устный текущий.

Тест

31.

Многообразие и значение грибов

1

Л. р. -Съедобные и ядовитые грибы

Урок

обобщения и систематизации знаний

Микориза, Симбиоз.

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Воронежской области.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Тематический контроль

32.

Лишайники

1

Урок изучения нового материала

Лишайники. Строение

Распознавать и описывать строение лишайника

Объяснять понятие «симбиоз»,

возможность роста лишайников в бесплодных местах; значение в природе и жизни человека

Тематический контроль

VI. Природные сообщества (фитоценозы) -2 ч

33-

34

Фитоценозы. Взаимное влияние фитоценозов и человека друг на друга

2

Пр. р. -Распознавание наиблее распростра-ненных растений своей местности

Урок изучения нового материала

Фитоценоз.

Взаимное влияние фитоценозов и человека друг на друга. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

Объяснять понятие "растительное сообщество".

Уметь распознавать и описывать наиболее распространенные растения своей местности; выявлять приспособление организмов к среде обитания, типы взаимоотношений между растениями в фитоценозе, анализировать и оценивать влияние последствий деятельности человека на фитоценозы, собственных поступков на растительные сообщества, использовать приобретенные знания для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Устный текущий.

Тематический контроль

VII. Заключение

            1 ч

35.

Итоговый контроль

Урок контроля знаний

Итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...