Передвижение веществ у растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Агапова Ольга Юрьевна
Тема « Передвижение веществ у растений» ЦЕЛИ УРОКА: 1. Систематизировать знания о строении клетки и функции корня растений 2. Сформировать представление о процессе передвижения веществ в растении 3. Изучить передвижение питательных веществ в растениях СОДЕРЖАНИЕ УРОКА • Передвижение веществ у растений. • Проводящая функция стебля. • Передвижение воды, минеральных и органических веществ. • Запасание веществ. • Защита растений от повреждений УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ знать: • строение клетки растений; • из каких веществ состоят организмы; • применение полученных знаний в жизни; уметь: • называть органоиды клетки; • давать названия зонам корня; • объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. • объяснять значение проводящей функции стебля, • особенности передвижения воды, минеральных, органических веществ в растениях. • Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты ОБОРУДОВАНИЕ: • на столах учащихся: веточки вишни, которые некоторое время находились в окрашенной воде. Тип урока: комбинированный • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. • Содержательная цель: сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) СТРУКТУРА УРОКА. 1. Мотивационный этап. 2. Целеполагание. 3. Подготовка к изучению нового материала. 4. Работа в группах и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль». 5. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. 6. Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

В 6 КЛАССЕ

Тема « Передвижение веществ у растений»

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. Систематизировать знания о строении клетки и функции корня растений
  2. Сформировать представление о процессе передвижения веществ в растении
  3. Изучить передвижение питательных веществ в растениях

 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  • Передвижение веществ у растений.
  • Проводящая функция стебля.
  • Передвижение воды, минеральных и органических веществ.
  • Запасание веществ.
  • Защита растений от повреждений

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

знать:

  • строение клетки растений;
  • из каких веществ состоят организмы;
  • применение полученных знаний в жизни;

уметь:

  • называть органоиды клетки;
  • давать названия зонам корня;
  • объяснять роль транспорта веществ   в    процессе обмена веществ.
  • объяснять значение проводящей функции стебля,
  • особенности передвижения воды, минеральных, органических веществ в растениях.
  • Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • на столах учащихся: веточки вишни, которые некоторое время находились в окрашенной воде.

Тип урока:  комбинированный

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель: сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

СТРУКТУРА УРОКА.

  1. Мотивационный этап.      
  2. Целеполагание.
  3. Подготовка к изучению нового материала.
  4. Работа в группах  и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль».
  5. Подведение итогов работы групп. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Слайд

Этап урока

Время

Структура урока

Действия

учителя

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

УУД

Организационный момент

1-2 мин.

Слайд   1

Актуализация

знаний

4-5 минут

Мотивационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем говорить о Передвижении веществ в организмах. В частности -
«Передвижение веществ у растений».

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

  1. Как передвигаются вещества у растений?
  2. В какое время года это может происходить?
  3. Зачем нам это знать?

Вопросы записываются на доске,

из них выстраивается план изучения темы.

Слайд   2

Постановка учебной задачи

4-5 минут

Цель урока: изучить передвижение питательных веществ в растениях

Задачи урока:
 
 1. раскрыть причины передвижения веществ по организму растения,
    2. Дать представление о том, в каком
направлении передвигаются органические и неорганические вещества и по каким органам

Слайд   3

.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

7-8

мин.

Целепола-гание

Воспользуемся знаниями, которые получили из прошлых тем, и коллективно попытаемся найти ответы на поставленные вами вопросы.

  1. Как передвигаются вещества у растений?
  2. В какое время года это может происходить?
  3. Зачем нам это знать?

Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.

Слайд   4

Какие органоиды входят в состав растительной клетки?

 (Тест-флэш анимация)

http://sledu.ru/tw_files2/urls_387/71/d-70713/img4.jpg

Слайд   5

ВСПОМНИТЕ

Какие зоны корня вы знаете?

(Тест-флэш анимация)

Слайд   6

Учащиеся называют

зона деления

зона роста

зона всасывания

зона проведения

Слайд   7

Из каких веществ состоят организмы?

Учащиеся называют вещества:

  1. БЕЛКИ,
  2. ЖИРЫ,
  3. УГЛЕВОДЫ,
  4. Н.К.,
  5. Вода,
  6. мин.соли

Слайд   8

Слайд   9-10

Какие вещества передвигаются по    растительному организму?

Вода и растворенные в ней минеральные соли

Слайд   11

1-2 мин.

Подготовка к изучению нового материала.

У растений есть транспортная проводящая система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим

Слайд   12

Читают информацию на экране

Слайд   13

Вопрос зачитывается учителем: «Как же происходит

передвижение веществ?»

Слайд   14

5-7 мин.

Работа в группах. и обсуждение результатов.

Задание: посмотрите на рисунок и попытайтесь ответить на поставленный вопрос.

Учащиеся работают с рисунком.

Слайд   15

1 мин

Сосуды это

длинные трубки, образованные мертвыми клетками,

между которыми растворились поперечные перегородки

читают и записывают в тетрадь

Слайд   16

1мин

Ситовидные трубки

это живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами

читают и записывают в тетрадь

Слайд   17

1мин

Проводящие ткани - это вид тканей растения, которые служат для передвижения растворённых питательных веществ по растению.

читают и записывают в тетрадь

Слайд   18

У растений существуют специальные проводящие ткани. Они выполняют 2 основные функции:

 

  • транспортную
  • функцию перераспределение всех веществ.

читают

Слайд   19

Типы проводящих тканей:

Древесина (ксилема)

Луб (флоэма)

ВКЛЕИВАЮТ ЛИСТОВКУ в тетрадь

записывается в тетрадь

Слайд   20

Функции проводящих тканей

Учащиеся называют, а учитель проверяет правильность ответов, нажатием

клавиши.

Слайд   21

Передвижение веществ у растений происходит с помощью проводящей системы.

От корня вода и минеральные вещества передвигаются

по сосудам,

а к корню органические вещества –

по ситовидным трубкам

Учащийся прочитывает информацию со слайда

Слайд   22

видео

Опыт с веточкой БАЛЬЗАМИНА

Дается задание : поставить дома веточки с водой и на след уроке показать, что у кого получилось

Слайд   23-24

Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения.

Часть органических веществ откладывается в запас.

ВОПРОС….

1. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

2.        Как, полученные сегодня на уроке знания, пригодятся вам в жизни?

накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.

Слайд   №25-№26

     Самостоятельная    работа с проверкой  Самоанализ и самоконтроль.

4-5 мин.

Задание.

выполнить тест

Слайд   №27

      Рефлексия      деятельности.

9.      (Итог урока )

7-8 мин.

Д/з §30  + веточка

1 вариант

1. Вода с минеральными солями передвигается:

 а) по коре

б) по камбию

 в) ситовидным трубкам;

 г) по сосудам

2. Вода перемещается из: 

а) корня в стебель;

б) листьев в стебли;

 в) цветков в стебли;

 г) стеблей в корни.

3. По ситовидным трубкам перемещаются 

а) вода

б) минеральные соли

в) кислород

г) сахара

4. Сосуды и ситовидные трубки образуют ткань: 

а) проводящую

б) механическую

 в) покровную

г) образовательную


2 вариант

1. Передвижение веществ в растении обеспечивает ткань:

а) покровная;

б) образовательная

в) проводящая;

г) основная.

2. Где находятся сосуды? 

а) в древесине;

б) в коре

в) в лубе

г) в сердцевине

3.Сосуды древесины состоят из клеток:

а) живых;

 б) живых и мертвых

в) мертвых;

г) не имеют клеток

4. Углеводы перемещаются из:

а) корня в стебель;

б) из стебля в листья;

 в) плодов в стебли;

г) из листьев в стебли.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание №1: выполните тест

Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения.
А) Вода и минеральные соли

Б) Углекислый газ

В) Кислород

Г) Органические вещества

дыхание
фотосинтез
1- 2- 3- 4- 5- 6-


Задание №3: вставьте пропущенные слова


1.Вода поступает в растение через …………………. ………….. .

2.Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества.

3.От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… .

4.Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу.

 5. А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения.

Проверь себя


Задание №1:

1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а.

2 вариант: 1-в; 2-г; 3-в; 4-г.

Задание №2:1-а; 2-а; 3-б; 4-в; 5-г; 6-г.

Задание №3:

Корневые волоски

Вода, минеральные

Корневое давление, древесина

Испарение, устьица

Листья.

Ситовидные, кора

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Передвижение веществ у растений", биология, 6 класс

Данная презентация разработана для более  полного  изучения темы  урока....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Конспект урока по теме: "Передвижение веществ у растений"

Конспект урока Биологии в 6 классе по теме: "Передвижение веществ у растений"...

Тест по теме: "Передвижение веществ в растении"

Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Передвижение веществ в растении". Подходит для работы по биологи программе Пасечника "Линия жиз...