Главные вкладки

    Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
    учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

    Фунтова Ирина Геннадьевна

    адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lishayniki_kemerovskoy_oblasti.docx311.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лишайники

    Задание 1. Об организмах  какой группы говорят «хаос природы», «нищета растительности», «наземные водоросли»?

    Ответ:_________________________________________

    ______________________________________________

    ______________________________________________

    Почему о них так говорят, как ты думаешь?

    Ответ: ______________________________________________

    ______________________________________________

    ____________________________________________________.

    Рис. «Хаос природы»

    Задание 2. Ответьте на вопрос:

    Странное живое существо, ни на что непохожее… Кто такие лишайники — растения, грибы или таинственные животные? Почему ты так считаешь?

    Ответ:_______________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________.

    Задание 3. Ответьте на тестовые задания:

    1. Тела каких организмов представлены слоевищем? Выберите все верные ответы.

    А) водоросли

    Б) грибы

    В) бактерии

    Г) лишайники

    Д) плауны

    2. Тип взаимоотношения грибов и водорослей (циановактерий) в лишайнике относится к:

    А) нейтрализм

    Б) квартиранство

    В) симбиоз

    Г) нахлебничество

    Рис.  Лишайник Лобария ямчатая

    3. Существуют ли съедобные виды лишайников?

    А) да

    Б) нет

    В) вопрос  еще не изучен, у ученых нет ответа на данный вопрос

    Г) лишайники не могут перевариваться в организме человека и в пищу не употребляются

    Задание 4. Заполните схему

    Задание 5. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения:

    Наука

    Предмет изучения

    1. Дендрология

    1. наука о лишайниках
    1. Биология

    1. наука о деревьях
    1. Лихенология

    1. наука о грибах
    1. Фенология

    1. наука о водорослях
    1. Альгология

    1. наука о сезонном развитии растений
    1. Микология

    1. наука о живых организмах, о жизни

    Задание 6. Лишайники являются индикаторами загрязнения воздушной среды, в тех местах, гду воздух сильно загрязнен, лишайники исчезают, повреждается их слоевище, прекращается рост, отмирают клетки. Исходя из этого, предположите, в каких регионах Кемеровской области из предложенных можно встретить большое количество лишайников, нужное подчеркни:

    Кемерово,  Горная Шория, Новокузнецк, Кузнецкий Алатау, Липовая роща, Белово, Томская писаница.

    Почему ты так думаешь, ответь: ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Задание 7. Раскрасьте предложенные лишайники во все цвета, какие характерны для лишайников разных видов (белый, розовый, желтый, голубой, серый, черный):

    C:\Users\Ирина\Downloads\Lisaj-sa-Stare-planine4.jpg

    Задание 8. Прочти текст и ответь на вопрос:

    Многие кустистые и листоватые лишайники в благоприятных условиях образуют специализированные структуры, состоящие из клеток водорослей, оплетённых гифами гриба:

    • Изидии — это выросты таллома в виде булавки, пуговицы, листочка или мелкой веточки. При воздействии ветра, воды, даже лёгкого прикосновения они отрываются;
    • Соредии образуются внутри лишайника, затем выходят наружу и разрываются, распыляя содержимое, представляющее собой т. н. диаспоры, как правило, объединённые в небольшие пачки, при увеличении проявляются зернистость или мучнистость их поверхности.

    Изидии и соредии распространяются с ветром, дождём и животными. При попадании на подходящий субстрат прорастают, давая начало новому лишайнику. C:\Users\Ирина\Downloads\640px-Evernia_prunastri-1.jpg

                                                                                        Рис. Соредии у лишайника

    Какой тип размножения описан в тексте? Вегетативное или половое?

    Ответ: ____________________________________________________________________.

    Почему ты так считаешь? Докажи свою точку зрения Я так думаю потому что ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________.

    Задание 9. Если бы вы были ученым, открывшим олений мох (ягель), как бы вы его назвали? Почему название «олений мох» не самое правильное и точное название?

    Ответ: открытый мной вид организма я бы назвал(ла) _______________________________________

    _____________потому что ________________

    _______________________________________

    _______________________________________

    _______________________________________.

    C:\Users\Ирина\Downloads\601px-Cladonia_rangiferina.jpg

    Рис. Ягель (кладония оленья)

    Задание 10. Лишайники, произрастающие в районах с суровым климатом не могут поглощать воду в твердой форме (снег), однако, лишайников, произрастающих в таких участках Земли достаточно много. Предложите вашу версию, каким образом приспособились лишайники к существованию в условиях низкой минусовой температуры воздуха и отсутствия атмосферных осадков в виде дождя?

    Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Задание 11. Ответьте на вопрос. На каких видах субстрата могут расти лишайники? Из предложенных вариантов выберите на ваш взгляд верные. Верный, по-вашему, ответ подчеркните. Лишайники могут развиваться на:

    камнях, асфальте, земле, деревьях, заборах, скалах, стенах, стекле, песок, снегу, ноге человека.

    Благодаря каким особенностям строения и жизнедеятельности лишайник способны выживать в  подобных условиях? Ответь.

    Ответ: Лишайники способны выживать в различных экстремальных условиях благодаря ___________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________.

    Задание 12. Отгадай загадки:

    Гриб и водоросль дружно жили.
    Вместе ели, вместе пили.
    Чтобы я и дальше рос,
    Очень важен симбиоз.

    Ответ: ________________________

    Тундра ягелем богата,
    Ест меня олень рогатый

    Ответ: ________________________

    Я в еловом лесу,
    Бородой своей трясу

    Ответ: ________________________

    Задание 13. Отметьте верные и неверные утверждения о лишайниках. Напротив каждого утверждения поставьте галочку в соответствующей ячейке (да или нет).

    Утверждение

    Да

    Нет

    1. Кустистые лишайники имеют стебли и корни.

    1. Лишайники чувствительны к недостатку влаги

    1. Некоторые лишайники употребляют в пищу

    1. Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами

    1. Лишайников  много в крупных городах

    1. Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль

    1. Лишайник - низшее растение

    1. Листоватые лишайники имеют листья

    1. Наука о лишайниках называется лихенология

    1. Способ мониторинга уровня загрязненности среды при помощи лишайников называется лихеноиндикация

    Задание 14. Прочитайте высказывание ученого К.А. Тимирязева и предложите свой вариант ответа, о каких организмах говорится в тексте:

     «…Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни…»

    Ответ: речь в тексте идет о ___________________________________________.

    Я так считаю потому что ______________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Список использованных источников

    1. Букет с папоротником [Электронный ресурс] /  http://svadbalist.ru
    2. Горовая, А. В. Конспект урока по биологии в 6 классе на тему "Папоротникообразные" [Электронный ресурс] /  http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/03/06/konspekt-uroka-po-biologii-v-6-klasse-na-temupaporotnikoobraznye
    3. Исаева, Т. А., Романова, Н. И. Биология: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений. Линия «Вектор» [Текст] / Т. А. Исаева, Н. И. Романова. – М. : ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 232 с.
    4. Калинова, Г. С. ЕГЭ по биологии [Текст] : 11 класс / Г. С. Калинова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 200 с.
    5. Кириленко, А. А. Биология [Текст] : подготовка к ЕГЭ - 2014 / А. А. Кириленко, С. И. Колесников. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 474 с.
    6. Кириленко, А. А. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9 [Текст] : базовый, повышенный, высокие уровни / А. А. Кириленко, С. И. Колесников. - Ростов н/Д : Легион, 2013. - 320 с.
    7. Ковригина, Л.Н., Фомина, Н. А. растительный мир Кузбасса и его охрана : учебное пособие [Текст] / Л. Н. Ковригина, Н. А. Фомина : Кемерово : КемГу, 1995. – 112 с.
    8. Красная книга Кемеровской области [Текст] : "Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов". - Кемерово : "Азия принт", 2012. – 208 с.
    9. Портрет Карла Линнея - Автор: Johan Henrik Scheffel - неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=322065
    10. Рисунок подмаренника - http://nekele.ru/herbage/67-podmarennik-medovaja-trava.html
    11. Система, многообразие и эволюция живой природы [Электронный ресурс] /  http://opengia.ru/subjects/biology-9/topics/3?page=2
    12. Соловьев, Л. Книга о природе Кузбасса: для младших школьников и их родителей: учебное издание [Текст] / Л. Соловьев. – Кемерово :  2008. – 405 с.
    13. Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны" [Электронный ресурс] /  http://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-biologii-dlya-klassa-paporotniki-hvoschi-plauni.html
    14. Фотографии представителей Папоротниковидных - [Электронный ресурс] /  http://school-collection.edu.ru/
    15. Фотография клюквы - Автор: Андрей Перцев 1967 - собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21355065
    16. Фотография аквилегии - Автор: Harald Süpfle - photo taken by Harald Süpfle, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=842786
    17. Фотография салата из папоротника Орляка - Автор: Andshel - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23010129
    18. Фотография пальмы - Автор: Patrick Verdier, Free On Line Photos - Photo: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=68821
    19. Фотография листа папоротника GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=201006
    20. Фото липы сибирской - Автор: Николай Степанов - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12628519
    21. Фото душицы обыкновенной - Автор: Ivar Leidus - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27022585
    22. Фото пижмы обыкновенной - Автор: Ivar Leidus - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27509982
    23. Фото ежевики - Автор: Ragesoss - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4496657
    24. Фото пырея - Автор: Rasbak - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=170853
    25. Фото пастушьей сумки - CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=194060
    26. Фото соредий у лишайника - Автор: Ed Uebel - self-made (Photographed by me, Ed Uebel), CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2181252
    27. Фото олений мох - Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21122
    28. Царство растения. [Электронный ресурс] /  http://ru.convdocs.org/docs/index-26702.html
    29. Цветок папоротника. Славянские символы. [Электронный ресурс] / http://radogost.ru/cvetok-paporotnika.html
    30. Цветок папоротника. Мистика и мифология. [Электронный ресурс] / http://mifologies.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=790:2012-01-16-17-54-38&catid=100&Itemid=134
    31. Шуллерт О.А. Интегрированный урок биологии по теме «Лишайники» http://festival.1september.ru/articles/583740/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии 6 класс (национально-региональный компонент)

    Краеведческий компонент содержания школьного биологического образования является составной частью государственного стандарта общего образования на второй ступени обучения, содержание которого...

    Материалы для интерактивной доски "Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева"

    Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева, к главе 5 "Геометрические тела": "Прямоуголный параллелепипед" в электронном варианте для интерактивной доски...

    Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

    Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...

    Развитие творческих способностей учащихся на основе регионального компонента

    Использование регионального компонента на уроках татарского языка и литературы и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся....

    Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по теме "Систематика растений"

    Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 1. Систематика. Многообразие растений...

    Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 3. Папоротникообразные

    Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 3. Папоротникообразные Кемеровской облас...

    Рабочая тетрадь по биологии растений для 6 класса.

    Данное учебное пособие предназначено для школ слабовидящих....