Создание проблемных ситуаций на уроках биологии как одно из средств формирования УУД
учебно-методический материал по биологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Презентация к выступлению на семинаре для учителей биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sozdanie_problemnyh_situatsiy.ppt253 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание проблемных ситуаций на уроках биологии, как одно из средств формирования УУД МОУ «Сергиево - Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского». Марлынова Н. В. учитель биологии высшей категории эл. почта: marl _ natasha@mail.ru г. Сергиева Посада 2016 г. «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению». В.Г. Белинский

Слайд 2

Цель : Поиск и применение технологий, методов, форм организации деятельности учащихся для повышения мотивации к изучения предмета и социализации обучающихся «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь» китайская мудрость

Слайд 3

Новое понятие Формирование понятия Расширение понятия Углубление понятия Деятельность (сотрудничество, создание и решение проблемных ситуаций) Интеграция (внутрипредметная и межпредметная) СИС Т ЕМА Ц Е Л О С Т Н О С Т Ь Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Слайд 4

Система развивает: понимание биологической терминологии внимание, память, речь в процессе учебы логическое мышление Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс (Большая Советская Энциклопедия) Деятельность осуществляет: разрешение проблемных ситуаций интеграция (внутрипредметная, межпредметная) «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Слайд 5

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци) Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности

Слайд 6

Принципы системно-деятельностного обучение Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип вариативности Принцип творчества (креативности) «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Слайд 7

Проблемные ситуации «Думать – самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.» Г. Форд способствует развитию самостоятельной и групповой поисковой деятельности активизируют мыслительную деятельность формируют положительную мотивацию к изучению предмета повышают познавательный интерес развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся коммуникативные познавательные личностные социализируют

Слайд 8

Создать проблемную ситуацию можно с использованием: Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? Если поместить человека в бассейн с температурой воды более +60 С, то можно получить опасные ожоги. Почему на воздухе с такой же температурой человек переносит жару и не получает ожогов? биологических задач

Слайд 9

высказывания ученых, пословицы, поговорки . «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» В. А. Сухомлинский «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду лежит в середине». И.П.Павлов «Свет – это вечно натянутая пружина, приводящая в действие механизмы земной жизни». Юлиус Майер

Слайд 10

фрагменты произведений художественной литературы, легенды, случаи из истории науки Где ж ты, птаха! Где ты, певичка! В дальнем краю Гнездышко вьешь ты. Там и поешь ты песню свою. В.А. Жуковский «Чтобы переварить знания, нужно поглощать его с аппетитом.» Франц “ И вот Комар Орлом на Льва спустился И Льву в крестец всем жалом впился. Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача ”. Крылов “Лев и Комар ” Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. … Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой А.Н. Плещеев

Слайд 11

Постановка модельных опытов Фрагменты фильмов Использование синквейнов Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" Рене Декарт С. Л. Рубинштейн утверждал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия»

Слайд 12

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности» И.Кант Литературные источники: Махмутов М. И. Организация проблемного обучения/ - М. Педагогика, 2007 Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ М. Феникс, 2004 А. Гин « Теория решения изобретательских задач: ТРИЗ-профи » ; Москва; 2012 А. Гин « 150 творческих задач о том, что нас окружает » учеб.-методич. пособие. проект «Креативное мышление». М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007 Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004 Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М., 2006. Тимофеева Л.Л. Проблемный урок в контексте личностно ориентированного образования // Биология в школе.-2010.- №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....