Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
статья на тему

Попова Вера Николаевна

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Меняется мир непрерывно, неспешно.

Меняется всё - от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов.

                                           Пётр Калита.

        Я считаю, что эти слова о современном учителе. Об учителе, который стремится вперёд, готовый осваивать всё новое, инновационное и с успехом применяющий в практике. Только успешный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика.

       Что такое интеллект - это ум, разум, мыслительная способность человека. Эти качества закладывает природа, и задача учителя их развивать в ребенке.

Проблемное обучение - один из путей развития интеллектуальных способностей. Алгоритм этой методики: исследование, поиск, решение проблемы, получение результата.

Проблемный метод  - это метод, основан на создании проблемных ситуаций, развитии активной познавательной деятельности учащихся. Проблемный метод реализуется через создание  ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая  - представляет особую организацию учебного процесса, психологическая – относится к личности  ученика.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Я считаю, что проблемное обучение один из наиболее приемлемых методов, способствующих успешному внедрению ФГОС. Сегодня школа нацелена на достижение качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик по окончании школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия.

В процессе преподавания предмета «Химия» я столкнулась  с отсутствием у детей умения самостоятельно находить пути решения проблемы и анализировать ход решения задач. В результате - научить учиться каждого ученика.(2 слайд)

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы учитесь.

      Я считаю, что приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат.(3 слайд)

       Изучая  историю развития проблемного обучения, я узнала: уже в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов ученику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе.(4-5 слайды)

        В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона. Эмпиризм критически относится к истинам, имеющим «словесное» происхождение, он требует истины путем изучения действительности.

       В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Проблемное изложение, дедуктивный подход, применяемые мною на практике, имеют первостепенное значение среди методов и приемов обучения.  На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная  академиком М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

       М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения, включая творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

(6 слайд)

       Следует отметить, что в практике встречается  противопоставление проблемного обучения объяснительно-иллюстративному. Различия можно представить в виде схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение   темы   и   основных вопросов изложения.

Сообщение      знаний      учителем объяснительно-иллюстративным методом.   Учащиеся   воспринимают объяснение,   участвуют   в   анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение        изложенного, тренировочного упражнения.

Рецептивное усвоение знаний.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Типы и виды уроков по Махмудову. (7 слайд)

Проблемную ситуацию,  в своей практике я применяю при организации практической деятельности учащихся, при формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д.(8 слайд)

В своей деятельности я выделяю четыре типа проблемных ситуаций:

  1. ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний)
  2. ситуация новых условий (необходимые знания у детей имеются, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
  3. ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
  4. ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.

Приведу примеры создания проблемных ситуаций из своей практики:

Прием 1. Одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.

Прием 2. Сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новом материале.

Прием 3. Выполняется в два шага:

Шаг 1. Обнажаю житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

 Шаг 2. Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляю научный факт.(Слайд 9)

Я считаю целесообразно проблемное обучение применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени. (10-11 слайд)

Создание учебной проблемной ситуации – это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий. В методике обучения предмету «Химия» способы создания проблемной ситуации сформулированы следующим образом:

1. демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, демонстрирую аллотропные видоизменения элементов в 8 классе и требую объяснить, почему они возможны; (Слайд 12)

2. использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, задаю вопрос: может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор? Учащиеся 8-9 класса, на основании предшествующего опыта, отвечают отрицательно, я показываю опыт с образованием гидрокарбоната кальция; (Слайд 13)

3. объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде - кислород? Учащиеся 9 класса должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению, и сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза;  (Слайд 14)

4. с помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Например,  на уроке в 10 классе задается вопрос: будет ли уксусная кислота, как органическая кислота, проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают свои предположения, а я ставлю эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение; (Слайд 15)

5. нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дана конечная цель. Например, предлагается экспериментальная задача: даны три пробирки с веществами. Нужно определить эти вещества наиболее коротким путём, с наименьшим числом проб; (Слайд 16)

6. нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Я даю учащимся возможность подумать дома, использовать дополнительную литературу; (Слайд 17)

7. принцип историзма также создаёт условия для проблемного обучения. Например, в  начале 8 класса поиск путей систематизации химических элементов привел Д.И.Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникших в истории развития органической химии.         Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы проблемного обучения.(Слайд 18)

Результативность. (Слайд 19)

Метод проблемного обучения применяю на следующих этапах урока:

1.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление проектной работы.
5. Обработка информации: выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез.
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/articles/583913/

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,154145/Itemid,118/

http://www.myshared.ru/slide/969878/

https://sites.google.com/site/fgosipedagogiceskietehnologii/tehnologia-problemnogo-dialoga

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/03/ispolzovanie-tekhnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokakh

http://ppt4web.ru/pedagogika/problemnoe-obuchenie-m-i-makhmutova.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/29/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya-elmelnikova-tv

0de-2930-8caa-4f9cd346e7cd/?fullView=1&from=528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41&interface=themcol&rubric_id[]=23891