Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Климшина Вера Васильевна

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  

на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;                                                          

на формирование навыков коллективной работы;                                

на развитие логического мышления, умение обобщать и делать выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение и охрана насекомых

Слайд 2

Кто раньше появился на планете? 1 минута 1минута ∙ 60 минут ∙ 24 часа ∙ 20 суток = 28 800 минут Кого на Земле больше? Людей? Насекомых? 1 человек – 250 миллионов насекомых

Слайд 3

1479, Швейцария - личинки майского жука Суд над насекомыми 1540, Испания - моль XVIII в., Бразилия Термиты

Слайд 4

Работа в группах КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Слайд 5

1 группа Насекомые – вредители растений Колорадский жук Саранча Клоп вредная черепашка Тля Вредители леса: короеды,усачи, шелкопряды

Слайд 6

2 группа Насекомые – враги человека Вошь головная Малярийный комар Комнатная муха Блоха

Слайд 7

3 группа Методы борьбы с насекомыми- вредителями Бердянск. Памятник сборщикам колорадского жука

Слайд 8

4 группа Насекомые – друзья человека Муравьи Пчелы Тутовый шелкопряд

Слайд 9

Бронзовка мраморная Сверчок домовой Мнемозина Аполлон 5 группа Охрана насекомых Калоед коротконогий Наездник

Слайд 10

Казнить нельзя, ПОМИЛОВАТЬ КАЗНИТЬ , нельзя помиловать

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Нарисовать памятник насекомому. Обосновать свой выбор. 2. Составить рассказ о планете «Земля без насекомых»

Слайд 12

Изображения: http :// nasfoto.narod.ru / index.html http://www.liveinternet.ru/users/amphitriteru/post105276801/ http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=201001003 http :// www.ogoniok.com /4941/26/ http :// planetachasov.ru /product_515.html http :// www.darwin.museum.ru / dino / be_dino /paleoz.asp?5 http :// milimuk-v.livejournal.com /46689.html http :// www.life-nature.ru / articles /8/article218.htm http :// infotor.ru / vrediteli-sada / zashhita-vashego-sada-ot-vreditelej.html http :// www.mygarden.ru / enciklopediya-rasteniy / vrediteli-rasteniy-informaciya-o-tom-kak-zashchitit-sad-ot-nasekomyh http :// bse.sci-lib.com /particle000381.html http :// korobeyniki.narod.ru / priroda / cwetok / wredit.htm http :// motherlink.blogspot.com /2011/08/blog-post_02.html http :// bonusworld.ru / ru /item.aspx?ItemID=2233 http :// www.polismed.ru /pediculosis-post001.html http :// www.vitadez.ru / katalog / mucha-kak-tsentr-vselennoy http :// www.zooeco.com / int /int-nasek3.html http :// andrei-stoliar.ru /post161231273/ http://paifo.ru/vse/77-pamyatnik-sborshhikam-koloradskix-zhukov-v-berdyanske.html http://www.tsk-garant.ru/kak-poluchit-mnogo-meda.htm



Предварительный просмотр:

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Тема урока

Значение насекомых в природе и жизни человека. Охрана насекомых.

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Климшина Вера Васильевна, учитель биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Петрозаводска

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Северо-Западный

Республика/край

Республика Карелия

Город/поселение

город Петрозаводск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Комбинированный урок

Цели урока (мероприятия, занятия)

Раскрыть значение насекомых в природе и жизни человека

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Задачи урока:     1. Обучающие:

  •   сформировать знания о полезных насекомых и насекомых -вредителях;
  •   изучить способы борьбы с насекомыми-вредителями;
  •   познакомить учащихся с мерами охраны насекомых

                                 2. Развивающие:

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать;
  • развивать мышление в процессе обучения через выполнение заданий на сравнение, анализ, выделение главного;
  • развивать культуру устной речи учащихся;
  • развивать  познавательный интерес к биологии

                                3. Воспитательные:

  • формировать культуру общения при работе в группе;
  • формировать ответственное отношение к собственному здоровью;

воспитывать бережное отношение к насекомым и их местообитаниям

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технологии – ИКТ (компьютерная демонстрация), здоровьесберегающая (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала: первые  4 мин. - 60%, 5-30 мин. - 80%, остальное время – не более  40% информации; разнообразие приемов и техник с учетом индивидуальных особенностей обучающихся); элементы проблемного обучения.

Интерактивные методы обучения – работа в группах,  дискуссия, «мозговой штурм»

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Актуализируют и закрепят предметные знания: значение насекомых, способы борьбы с насекомыми – вредителями, осознание необходимости мер охраны насекомых и мест их обитания.                     Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом  при коллективном решении поставленных задач; закрепят умение слушать мнения других участников, выражать свои мысли, приводить аргументы,   вести дискуссию.    

Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер, экран; презентация по теме; раздаточный материал:                                                                        1 группа: коллекции насекомых-вредителей сельского хозяйства, кора деревьев, поврежденная жуками-короедами, гербарий растений с повреждениями, нанесенными насекомыми.                                                                                2 группа: коллекции насекомых – переносчиков заболеваний, Игорь Акимушкин, «Мир животных. Насекомые. Пауки.  Домашние животные»                                                                                  3 группа: коллекции насекомых, регулирующих численность насекомых –вредителей                                                   4 группа: коллекции насекомых, приносящих пользу. Ватман, маркеры.                                                                                 5 группа: изображения насекомых, занесенных в Красную книгу Карелии, листы цветной бумаги, клей. Красная книга Карелии.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Компьютерная презентация, дидактический материал – карточки  для работы в группах.

Список учебной и дополнительной литературы

1) Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы /Под ред. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. - 304 с.: ил. (УМК под редакцией профессора И.Н.Пономаревой)

2)Игорь Акимушкин, «Мир животных. Насекомые. Пауки.  Домашние животные», Издательство «Молодая гвардия», 1990

3) Красная книга Карелии.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся

Личная значимость изучаемого материала, интерактивные формы обучения, разнообразие приемов и техник, предлагаемых обучающимся

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

1.Организационный.

Приветствие. Объявление темы урока. Демонстрация слайда 1.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос: 1. К какому типу относят насекомых?                                                                          2. Какие общие признаки имеют  эти животные?                                                                             3. Кто появился раньше на планете человек или насекомые?                                             Если возраст человека принять за 1 минуту, то насекомые живут на планете уже 20 суток!!!                                                                                                  4. Кого больше на нашей планете? Людей или насекомых?                                                      Обобщение учителя: Насекомые – самый многочисленный класс на нашей планете. На одного человека приходится 250 млн насекомых! Как складываются наши отношения? 5. Формулирование учащимися цели урока.

3. Изучение нового материала.

3.1. Вводное слово учителя.  Мы жители одной планеты, но насекомые поселись на ней намного раньше. Сегодня  мы узнаем, как складывались отношения между насекомыми и человеком и какое значение имеют насекомые.  Вначале насекомые и люди жили обособленно, независимо друг от друга. Места хватало всем. Еды – тоже. Прошли тысячелетия. Человечество повзрослело и уже вовсю орудовало на Земле. И чем больше развивалось сельское хозяйство, тем чаще и явственнее шестиногие соседи заявляли о себе.                                                                              3.2.Сообщение учащегося ( опрежающее домашнее задание) Суды над насекомыми В средние века животных считали существами мыслящими, отвечающими за свои поступки и поведение. И один из процессов над личинками майских жуков прошел в 1479 г. в Швейцарии. Жуков приговорили предать анафеме. Но они, конечно, проигнорировали это решение.  В начале XVIII в. в Бразилии состоялся суд над термитами, угрожавшими разрушить здание монастыря. Им был назначен адвокат, но дело обернулось не в их пользу. Приговор был зачитан перед жилищем термитов, свершилось чудо- термиты покинули здание монастыря.                                                                           В 1540 году в испанском городе Гимаране перед судьей предстала моль. Подсудимая обвинялась в порче исключительно ценного гобелена. После тщательного расследования моль была признана виновной и приговорена к отсечению головы. Одновременно судья объявил, что все племя моли навсегда изгоняется из королевства.

3.3. Постановка проблемы: «Казнить нельзя помиловать»                                                                                На доске написана фраза «Казнить нельзя помиловать». Смысл ее не понятен  без знака препинания и зависит от того, где будет находится запятая.   Сейчас мы работаем в группах и каждая группа должна, изучив предложенные ей материалы, определить свое отношение к насекомым (на основании изученных фактов) и определить положение запятой в предложении. Свое решение обосновать, аргументировать.

3.4. Работа в группах

Группа 1. Насекомые - вредители растений

  1. Рассмотрите коллекции, изображения насекомых.
  2. Прочитайте о насекомых-вредителях сельскохозяйственных культур (стр. учебника 140 - 141)
  3. Заполните таблицу.        

Отряд

Насекомое

Какой ущерб наносит

Прямокрылые

Саранча

Равнокрылые

Тля

Клопы, или полужесткокрылые

Клоп вредная черепашка

Жуки,

или жесткокрылые

Свекловичный долгоносик

Яблоневый цветоед

Майский жук

Жук -короед

Жук-усач

Бабочки, или Чешуекрылые

Яблонная плодожорка

Непарный шелкопряд

Сосновый шелкопряд

Перепончатокрылые

Пилильщики

Рогохвосты

          4. Где поставить запятую? Почему?

Дополнение учителя: Ежегодные убытки, наносимые насекомыми исчисляются в колоссальных цифрах: насекомые уничтожают 1/5 урожая пшеницы, 1/6 урожая картофеля,1/2 урожая яблок

Группа 2. Насекомые- враги человека

1)Насекомые – переносчики заболеваний. 

  1.  Рассмотрите коллекции, изображения насекомых.
  2. Прочитайте о насекомых-переносчиках заболеваний  (стр. учебника 141 - 142)
  3. Заполните таблицу.

Отряд

Насекомое

Заболевание

Двукрылые

Комар

Комнатная муха

Осенняя жигалка

Африканская муха цеце

Вши

Вошь

Блохи

Блоха

               2) Какой еще вред могут приносить насекомые? Источник Игорь Акимушкин, «Мир животных. Насекомые. Пауки.  Домашние животные»

Отряд

Насекомое

Вред

Бабочки

Платяная моль

Перепончатокрылые

Термиты

Двукрылые

Слепни, оводы

3). Где поставить запятую? Почему?

Дополнение учителя: 1)Комары, вши, блохи и др. являются переносчиками заболеваний. Чума, желтая лихорадка, тиф, туляремия, холера – всего 80 заболеваний переносятся насекомыми.2) Знаменитый натуралист XVIII в. К. Линней назвал индийских термитов самым ужасным бедствием страны.

Среди насекомых много врагов и вредителей. Человек разработал множество методов их уничтожения:

Группа 3  Методы борьбы с насекомыми-вредителями.                   1. Расскажите о методах борьбы с насекомыми-вредителями. Укажите достоинства и недостатки этих методов.

Методы

Пример

Достоинства

Недостатки

Физические

Химические

Биологические

Агротехнические

                  2. Где поставить запятую? Почему?

Группа 4. Насекомые –друзья человека . 1) Нарисуйте плакат «Значение насекомых» отразив их положительное значение в природе и для человека.

  • Насекомые-опылители растений
  • Насекомые – звено в цепях питания;
  • Насекомые – регуляторы численности вредителей растений;
  • Насекомые-санитары леса
  • Роль насекомых в повышении плодородия почвы
  • Получение продуктов питания
  • Получение шелка, воска
  • Эстетическое значение
  • Предсказатели погоды (какие приметы вам известны)?

                  2)Где поставить запятую? Почему?

Группа 5 Охрана насекомых. Красная Книга Карелии

Ответить на вопросы: 1. Сколько видов насекомых занесено в Красную книгу Карелии (стр. 252)?                                                                                            2. К каким отрядам относятся большинство из них?                         3. Назовите основные причины снижения численности насекомых.                                                                                                            4. Установите, на какие по цвету страницы нужно распределить следующих насекомых (стр. 6 - категории Красной книги РФ) :  Калоед коротконогий (стр. 270); Бронзовка мраморная (стр. 272) Голубянка алексис (стр.291) Сверчок домовой (стр.  Наездник (стр.297) Аполлон (стр. 290) Мнемозина (стр. 289)

Страница

Значение цвета

Статус

Насекомое

Черная

Животные, исчезнувшие

 в регионе

0RE

Красная

Сокращающиеся

в численности

1CR

2 EN

Желтые

Редкие

3NT

3VU

3VU

3 LG

6. Создайте «мини»-книгу: наклейте изображения насекомых на цветные альбомные страницы в соответствии со статусом. 7. Какие меры по охране насекомых вы могли бы предложить? 8. Где поставить запятую? Почему?

Источник информации: Красная книга Карелии

3.5. Обсуждение результатов, сопровождается просмотром презентации, дополнениями учителя

4.Закрепление нового материала.

Метод «Мозговой штурм» 1) Сейчас я предлагаю вам выбрать  самое (на ваш взгляд) ……...…полезное насекомое  .……… вредное насекомое ………..насекомое, которое ничем не примечательно. Объясните, почему ваш выбор был именно таким.                                                                     2) Обсуждение результатов:                                                                                 Согласны ли вы со своими одноклассниками?                                               Сложно было сделать выбор? Почему? Какие еще насекомые могли бы попасть в первую группу? Во вторую? Существуют ли «бесполезные» насекомые?  Сделать вывод: Нужны ли насекомые?

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Сегодня на уроке я …                                                             Сложнее всего для меня было …                                             Больше всего сегодня мне понравилось …                       Сегодня на уроке я чувствовал себя …                                       Мои одноклассники сегодня …

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

Домашнее задание учащимся предлагается в двух вариантах (на выбор): 1.Нарисовать памятник насекомому. Обосновать свой выбор.                                                                      2. Составить рассказ о планете  «Земля без насекомых».                Учащиеся, определившиеся с выбором, выдвигают идеи.

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Изображения и текстовые материалы:

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Презентация, используемая в ходе урока, позволяет структурировать материал урока, представить его материал как систему ярких опорных образов. Сопровождение урока показом слайдов влияет на эмоциональное восприятие, повышает темп урока, позволяет более осознанно воспринимать информацию во время отчета по выполненному заданию учащихся других групп, делает всех не просто слушателями, а активными участниками. Если условия школы позволяют, то отчет группы сопровождается показом собственных слайдов, что повышает ИКТ – компетентность обучающихся.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Этот урок заключительный в теме «Тип Членистоногие».

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Значение насекомых в природе и жизни человека

Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса...

Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"

урок с применением технологии развития критического мышленния...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...

презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии  с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...

Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...