Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Краузе Надежда Николаевна

урок с применением технологии развития критического мышленния

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока «Круги кровообращения»

Цель урока:

  • продолжить развитие понятия о кругах кровообращения;
  • показать биологическое значение изменения состава крови при прохождении её по большому и малому кругу кровообращения;
  • продолжать формирование навыка самонаблюдения;
  • экспериментально доказать вред перетяжек и наличия кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, ,таблица «Кровообращение», разборная модель сердца, мультимедийное учебное пособие, учебно-тематическая карта для каждого ученика, аптечное резиновое кольцо для проведения опытов.

Предполагаемый результат: 

  • формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
  • умение критически осмысливать информацию, интерпритировать её, понимать суть. Адресную направленность, цель информирования  (умение характеризовать сущность большого и малого кругов кровообращения);
  • формирование умений, навыков самонаблюдения, самоконтроля;
  • самоорганизация работы в парах по изучению конкретного вопроса;
  • формирование культуры здоровья.

п/п

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

I.Цель этапа: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке.

Психологически подготовить обучающихся общению и предстоящему занятию.

Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Обеспечить готовность класса и оборудование урока к работе, быстрое включение класс в деловой ритм. Организация внимания учащихся. Кратковременность оргмомента.

Метод: Объяснительно- иллюстративный. Обсуждение эпиграфа урока, настрой на позитивную работу во время урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим  изучение кровеносной системы человека.

Эпиграфом урока будут слова китайского мудреца Конфуция:           « Скажи мне, и я забуду.

                                                                                                               Покажи мне, и я запомню.          

Дай мне действовать самому, и я научусь.»

Учащиеся: высказывают свое мнение.

Учитель: Правильно. Так как материал этого урока вам частично знаком из курса  биологии 7 класса, мы много будем работать самостоятельно. Сегодня мы будем говорить, показывать, действовать.

Рассмотрим круги кровообращения.

2.

 Изучение нового материала.

II. Целеполагание ученика: Знать сущность кругов кровообращения, уметь сравнивать круги кровообращения.

Опытным путём выявить функцию венозных клапанов. Наблюдать изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение и делать выводы. Оценить роль лимфатической системы.

Целеполагание учителя: Организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении кругов кровообращения. Посредством выполнения лабораторной работы подвести к выяснению функций венозных клапанов. Показать необходимость знаний по данной теме для сохранения здоровья.

Методы: проблемный, частично-поисковый, эксперимент, наблюдение, метод сравнения, анализа.

Методы стимулирования: Самооценка по таблице в учебно-тематической карте.

Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

Оформление отчёта по лабораторным работам, правильное заполнение таблицы.

Формы работы: Самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Учитель: ребята,  я все время говорю о кругах кровообращения, сколько же этих кругов?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: почему два? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами выяснить что?

Учащиеся: сущность кругов кровообращения.

Учитель: найдите на учебно-тематической карте задание №1. Прежде чем его выполнить посмотрим видиофрагменты «Большой круг кровообращения», «Малый круг кровообращения». Самостоятельная работа по изучению статьи круги кровообращения параграфа 21, работа организуется в парах.

На основании проделанной работы заполняется таблица (индивидуально). Таблица проверяется с помощью слайдов.

Учитель: проверьте себя: зашифруйте большой и малый круг кровообращения.

  1. Правый желудочек и левое предсердие
  2. Правый желудочек и правое предсердие
  3. Левый желудочек и правое предсердие
  4. Левый желудочек и левое предсердие
  5. Лёгочная артерия и лёгочная вена
  6.  Аорта и полые вены
  7. Капилляры в лёгких
  8. Капилляры во всех частях тела
  9. Артериальная кровь превращается в венозную
  10. Венозная кровь превращается в артериальную.

Учитель: проверьте друг друга.

III. Проблемный вопрос: Почему  инсулин  вводят в кровь, а не дают в таблетках?

Учащиеся: высказывают предположения.

Учитель: чтобы ответить на этот вопрос что  мы должны знать?

Учащиеся: как движется кровь по сосудам.

Организуется самостоятельная работа «Функция венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». Отчёт оформляется в рабочей тетради на печатной основе – задания86,87.

Прочитайте статью «Отток лимфы», ответьте на вопросы:

  • К замкнутой или незамкнутой системе относится лимфатическая система?
  • Коково её значение?

3

Закрепление учебного материала

IV. Целеполагание ученика: Подвести итоги проделанной работы, ответить на вопросы в конце параграфа.

Целеполагание учителя: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Методы: аналитический. Сравнительный, обобщающий.

Учитель: Итак, подведём итоги. Еще раз просмотрите все задания в учебно-тематической карте. Обратите внимание на план урока и ответьте на вопросы в конце параграфа.

Оцените свою работу.

«5»- выполнил все задания, ответил на все  вопросы.

«4»- выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3»- часто ошибался, выполнил половину заданий.

«2»- почти ничего не смог выполнить правильно. Не может быть.

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте задачи, поставленные перед вами во время самостоятельной работы.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

3. Что  помогало и что мешало вашей работе на уроке?

4

V. Целеполагание ученика: В зависимости от самооценки учащиеся сами выбирают домашнее задание.

Целеполагание учителя: Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивируя необходимость и обязательность его.

Учитель: Выберите  домашнее задание по схеме:

  • Выполнил всё на «5» -выбери творческое задание.
  • При работе допускал ошибки, но выполнил все задания – п.21, термины вопросы к п.21
  • Часио ошибался, работать было трудно – поработай с учебной картой ещё раз п.21

Творческое задание: Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок.



Предварительный просмотр:

Технология критического мышления.

Урок. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека».

Целеполагающие задачи:

-предметные: учащиеся смогут объяснять значение насекомых в природе и жизни человека, доказывать необходимость их охраны, аргументировать соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых насекомыми.

- метапредметные : обучающиеся смогут анализировать, сравнивать работать с разными источниками информации, решать проблемные задания; вырабатывают навыки работы в группе.

- личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания, у них будут формироваться познавательные  интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

  I.   Мотивация учащихся и определение темы урока: рассказ-загадка

    « Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить               в цифрах это население Земле? Как предполагают зоологии, их на Земле 1018 (миллиард миллиардов). Больше чем звезд в нашей Галактике!»

     -О ком эти строки? (о насекомых)    (ответы учащихся на вопрос)

Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими заинтересовался и мы их изучаем в школьном курсе биологии?

Хорошо ли ,что так много насекомых, полезны ли они? Что будет если насекомые исчезнут?

       Сегодня на уроке мы и поговорим о значении насекомых в природе и в жизни человека.(запись темы в тетради) И так сегодня на уроке в центре нашего внимания будут …………? (ответ учащихся)

А что вы знаете о значении насекомых в природе и жизни человека?

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                       

           II. !.Анализ кластера и определение  направлений по выяснению значения насекомых (роль насекомых в природе; отрицательное значение насекомых в жизни человека; нужны ли человеку насекомые).

А достаточно ли полно мы с вами  отразили в кластере значение насекомых?

Работа с учебником по группам.

  Задание 1-ой группе: Какова роль насекомых в природе?

Задание 2-ой группе: Каково отрицательное значение  насекомых в жизни человека?

Задание 3-ей группе: Нужны ли человеку насекомые?

Займемся самопроверкой. Заслушаем первую ; вторую; третью группу  (корректировка  кластера).                                      

  2.   Когда  вы  представляете насекомых, что  вы  можете  сказать  о  их  роли  в  вашей  жизни? Какова  их  роль  - они полезны или они вредны? Каких вы знаете полезных или вредных насекомых? Заполнение таблицы «Полезные и вредные насекомые»( работа в парах) Аргументируйте факт отнесения насекомых к той или иной группе.

полезные

вредные

 3.    Заполнение таблицы на доске и аргументация факта отнесения, учащимися,  насекомых к той или иной группе.

4. Если есть полезные и вредные насекомые, стоит ли охранять всех насекомых или ограничится только охраной полезных? (ответы учащихся с аргументацией).

А знаете ли вы насекомых нашей местности, подлежащих охране? (мотивация работы над проектами)

IV. Рефлексия.

1.Ребята, мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось

при изучении темы нашего урока? Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

2. Решение задачи. На схемах показаны циклы развития капусты и  бабочки-капустницы. Гусеницы этой бабочки питаются капустными листьями. Бабочка отложила на лист капусты яички через три месяца после посадки рассады на поле. Что случилось с урожаем?

А) гусеницы не успеют вылупиться и урожай не пострадает;

Б) гусеницы только приступят к поеданию капусты;

В) гусеницы успеют немного испортить кочан:;

Г) гусеницы сильно испортят кочан;

Д) гусеницы съедят весь кочан капусты.

Капуста:                                                                                                                          

а) прорастание семян – 15 дней;                                                            

            б) развитие рассады в горшочка- 15 дней;

             в) посадка на грядку и рост растения -60 дней;

             г) образование и развитие кочана, сбор урожая – 30 дней.

Бабочка-капустница:

а) яйца  (7 дней)        

 б) гусеницы (21 день)

в) бабочки (14 дней)

г)  куколки (10 дней)

(14 дней)      (10 дней)

3. Прокомментируйте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Ох лето красное ! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

 V. Задание на дом

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Значение насекомых в природе и жизни человека

Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса...

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Урок биологии по теме «Значение насекомых в природе и жизни человека»

Дидактические материалы нацелены на формирование знаний о полезных и вредных насекомых;  на развитие навыков самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности; ...