Мастер-класс "Видеть, слышать, ощущать"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Письменная Лидия Юрьевна

Мастер-класс в рамках темы "Органы чувств человека", носит развлекательно-позновательный характер и подходит для организации внеклассной, кружковой, досуговой работы с детьми от 9 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_videt.slyshat_oshchushchat.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по экспериментальной  площадке эксплораториума «Человекус»

Тема: «Видеть, слышать, ощущать»

Цель: Познакомить учащихся с работой органов чувств, особенностями восприятия и неординарными свойствами.

Оборудование: Набор «Запахи» (пронумерованные герметично закрывающиеся колбы с ароматными наполнителями), набор «Тактильное восприятие» (мешочки с фактурными наполнителями - крупами), набор карточек «Иллюзия зрения», повязка для глаз, плавательная прищепка для носа, фломастеры, влажные салфетки, баночка с зернами кофе, раздаточный материал (медали с результатами тестов), выставочные столы, стулья.

Ход мастер-класса:

Опыт №1. «Запахи вокруг»

Теоретические сведения:

Обоня́ние — ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.

У позвоночных органом обоняния является обонятельный эпителий, расположенный в носовой полости на верхней носовой раковине. Вещества, перешедшие из паровой фазы в секрет на поверхности специализированных рецепторов — клеток обонятельного эпителия, вызывают их возбуждение. Нервные импульсы по обонятельным нервам поступают в обонятельные луковицы, а затем в подкорковые центры (миндалину и др.) и, наконец, в корковый центр обоняния мозга (височный отдел) и там обрабатываются. Обонятельный эпителий, нервы и центры обоняния мозга объединяют в обонятельный анализатор.

Обоняние зависит от пола, и женщины обычно превосходят мужчин по чувствительности, узнаванию и различению запахов. В очень небольшом количестве работ отмечено превосходство мужского пола.

У новорожденных младенцев обоняние развито сильно, но за один год жизни оно теряется на 40-50 %. Исследование проведенное на основе опроса 10.7 млн человек показало уменьшение чувствительности обоняния с возрастом по всем 6 исследованным запахам. Способность к различению запахов также уменьшалась. Влияние возраста было более значимо, чем влияние пола, причем женщины сохраняли обоняние до более старшего возраста, чем мужчины.

Юннатам  предлагается проверить способность определять и различать запахи. Испытуемый одевает повязку на глаза и поочередно нюхает пробирки. Число угаданных запахов согласно шкале определяет «звание» испытуемого:

1 – 4  респиратор,

5 – 7 боксер,

7 – 8 обыватель,

9 – 10 парфюмер.

При затруднении выполнения задания, испытуемому предлагается баночка с кофе. Эффект «забивания» позволяет перебить сильный навязчивый запах и обострить обоняние.

Опыт №2 «Кожное зрение»

Теоретические сведения:

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Осязание обусловлено работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.

От осязания зависит самочувствие человека. Ласковая мамина рука способна успокоить плачущего ребенка, мягкий стул располагает собеседника к разговору и т.п.

Испытуемому предлагается 6 одинаковых мешочков с различными крупами и предлагается на ощупь их определить. Число угаданных круп согласно шкале определяет «звание» испытуемого:

1 – 4  новичок,

5 – 7 стажер,

7 – 8 знаток,

9 – 10 мастер.

 

Опыт №3 «Зрительная иллюзия»

Теоретические сведения:

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.

По разным данным, от 70 % до более 90 % информации человек получает с помощью зрения.

Зрительная иллюзия  является результатом естественного стремления головного мозга извлечь определенный смысл из получаемой через глаза информации, которая бывает часто недостаточной, искаженной и может противоречить информации, поступающей от других органов чувств.

Зрительный участок коры головного мозга не только извлекает из поступающих от глаз сигналов информацию, но и определенным образом интерпретирует ее. Часто бывает, что есть несколько возможных способов интерпретировать общий поток поступающей в мозг информации. При этом мозг обязан принять «единственно верное» решение относительно того, что вы видите.

Испытуемому предлагается на выбор карточка с  многозначным изображением, необходимо определить: что именно изображено на карточке и почему создается эффект иллюзии. По количеству правильных ответов испытуемому вручается медаль с соответствующим званием:

1-4 «Дневная сова»

5-7 «Орлиный взгляд»

8-9 «Финист Ясный Сокол»

10 «Оптический прицел».

Опыт №4 «Язык мой – друг мой»

Теоретические сведения:

Вкус —ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса (расположенные на вкусовых луковицах языка, а также задней стенки глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника). У человека ощущение вкуса развивается при непосредственном участии ветвей лицевого и языкоглоточного нервов, которые обеспечивают вкусовую чувствительность на передних 2/3 и задней 1/3 языка соответственно. К собственно вкусовым ощущениям обычно примешиваются осязательные/тактильные ощущения (отсюда ощущения вяжущий, терпкий, острый, жгучий) на языке. Огромную роль в формировании вкуса (в его бытовом понимании) играют обонятельные ощущения, обусловливаемые запахом летучих веществ — ЛАВ. Можно сказать, что «аромат» пищи складывается из одновременных ощущений вкуса, запаха, а также тепловых и тактильных ощущений. Вкус воспринимается, главным образом, корнем и верхней поверхностью задней части языка, а также его краями и кончиком. Отсюда, и возможность обмануть язык, если запах пищи по какой-либо причине отсутствует.

Испытуемому предлагается на выбор конфета (леденец) без опозновательной надписи, на нос одевается плавательная прищепка, которая не позволяет ощутить запах конфеты. Главная задача определить фруктово-ягодный вкус. По количеству угаданных вкусов испытуемому вручается медаль с соответствующим званием:

0-1 – малоежка,

2-3 –  любитель,

4-5 – гурман.

Опыт №5 «Слышать - значит жить»

Теоретические сведения:

Слух — способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например воздуха или воды. Одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим восприятием.

Способность различать звуковые частоты сильно зависит от конкретного человека: его возраста, пола, наследственности, подверженности заболеваниям органа слуха, тренированности и усталости слуха. Некоторые люди способны воспринимать звуки относительно высокой частоты — до 22 кГц, а возможно и выше. Слух дает возможность понять происходящее вокруг.  Испытуемому предлагается одеть наушники и повязку для глаз и прослушать 5 треков с различными видами шума. Главная задача определить в каком месте «оказался» испытуемый. По количеству угаданных мест испытуемому вручается медаль с соответствующим званием:

0-1 – танкист,

2-3 – обыватель,

4-5 – маэстро.

Время на выполнение заданий не ограничено, количество участников мастер-класса зависит от количества раздаточного материала и помещения.

Список использованных источников:

  1. Алферова И.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Основы медицинский знаний: учеб. пособие для учащихся. М.: Просвещение. 1981. – 319 с., ил.
  2. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М.: «Молодая гвардия», 1969. – 336 с., с ил.
  3. Сайт Википедия, свободная электронная энциклопедия https://ru.wikipedia.org, дата обращения 25.06.2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краски которые мы слышим

Конспект  урока ИЗО в  2 классе...

"Вижу,слышу и играю -правильно говорю""

Статья из авторского методического пособия...

Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"

Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...

Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»

Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи:  Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...

Сценарий выступления "Слышу я Природы голос"

Действующие лица: Природа, учёный, человек, земля, вода, воздух, огонь.Сценарий рассчитан на четыре минуты выступления. Его задача - вскрыть проблему. Подобрана соответствующая обстановке классическая...

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"....

«Вкусовая палитра. Как человек ощущает вкус»

В методическом пособии дан конспект занятия по программе  для детей 3 года обучения (9-12 лет).Содержание:- Теоретическая часть – знакомство с видами вкусов и вкусовыми зонами языка;- Практическа...