Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"
методическая разработка по теме

Кантур Татьяна Георгиевна

Пояснительная записка.Конспекты занятий.

Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,фонематических процессов, формирование ориентировки  в звуковой системе.

В пособии представленны: 108 авторских коррекционно-развивающих занятий, по подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков, постановке нарушенных звуков,автоматизации и дифференциации звуков.

В пособии представленны: авторские игры, авторские сказки,перспективное планирование, индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Если вас заинтересовал материал  присылайте отзывы.

Пособие можно получить по почте наложным платежом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   В настоящее время актуальность проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников и детей младшего школьного возраста приобретает глобальный характер. Несмотря на прогрессивное развитие современного общества, на некоторые вопросы всё ещё не найдены ответы. На сегодняшний день наибольший интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения.

              Необходимость введения курса по преодолению нарушений звукопроизношения обусловлена следующей  реальной ситуацией . Исследования коррекционных  педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладение в нормативные сроки звуковой стороной речи.  Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

             Курс  тесно  связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как специальная педагогика, специальная психология, нейропсихология, анатомия и физиология детей, психолингвистика. Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью  знаний о речи и личности ребёнка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятий. Все изученные дисциплины позволят  более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного  воздействия используя новые техники и педагогические технологии в авторской  коррекционно - развивающей программы : «Вижу, слышу и играю- правильно говорю!»

           Авторская коррекционно- развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения « Вижу, слышу и играю- правильно говорю!» разработана на основе учебного перспективного плана по индивидуальной работе при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи .  Знакомство детей с новым практическим материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а достигается детьми путём самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений, анализа, сравнения, нахождения, проговаривания предметных картинок с заданным звуком.

           Целью настоящего курса является преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно- развивающей программы «Вижу, слышу и играю- правильно говорю!». Данный курс преследует цель - подготовить детей к школе и наряду  с сохранением и укреплением здоровья, обеспечить  своевременное и полноценное речевое и психическое развитие. В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе необходим новый подход к содержанию и организации работы с дошкольниками. Преодоление нарушений звукопроизношений через реализацию коррекционно- развивающей программы «Вижу, слышу и играю – правильно говорю!» представляет инновационное содержание и современные  психолого - педагогические технологии обучения детей, базирующихся на личностно ориентированном подходе  с использованием авторских сказок, игр и игровых упражнений, новой техники работы с бусами- бусографии.  Содержание и организация индивидуальных коррекционно- развивающих занятий по подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков заключается не только в включении дошкольника в целенаправленный логопедический процесс, но и в решении общепедагогических и специальных коррекционных задач. Важно не только установить с ребёнком доверительные отношения, расположить его к себе, но и вызвать интерес к занятиям и желание в них включиться. Для этого лучше использовать авторские сказки.  Сказки носят обучающий характер и способствуют обретению навыка выполнения артикуляционных упражнений с героем сказки, помогают лучшему взаимопониманию педагога и ребёнка. При сочинении сказок использован юмор. Он стимулирует интерес, является эффективным средством для снятия напряжения, беспокойства. Техника использования сказок, историй  может быть весьма ценной в работе с детьми с нарушением речи. Одной из нетрадиционных форм занятий логопеда с дошкольниками на этапе постановки звуков является развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством новой техники работы с бусами – бусографии.  Можно отметить, этот этап бывает более сложным для детей дошкольного возраста. Постановка звуков достигается путём применения технических приёмов, подробно  описанных в специальной литературе ( по подражанию, с механической помощью и смешанным способом, так же представлены и описаны приёмы  из опыта работы. Чтобы у ребёнка сохранить интерес на протяжении всего занятия используется новая техника – бусография.  На этапе автоматизации и дифференциации звуков в конспекты занятий  включены 2-3 авторские игры. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, предметными картинками, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для авторских игр подбираются предметные картинки, в которых звук находится в начале, в середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале( перед гласным), затем в конце( если звук глухой) и в последнюю очередь - в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. При использовании авторских игр дети отраженно повторяют, самостоятельно называют, и направляют свою деятельность на поиск предметных картинок, содержащих данный звук. При случаях сложных комбинированных  функциональных и механических дислалий  требуют чёткого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть  включены  в   работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

           Организация работы с дошкольниками по постановке, автоматизации, дифференциации звуков с включением авторских игр и игровых упражнений определяется: возрастными особенностями детей, преобладанием игровой деятельности. Соотнесение коррекционного содержания     игровыми целями, кардинально меняет отношение ребёнка к занятиям и стимулирует его речевую активность. Основные задачи курса заключаются в формировании положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, формированием и развитием артикуляционной моторики, постановкой звуков в определённой последовательности, автоматизацией звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи, совершенствованием  фонематического слуха и формированием навыков анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, конструктивного праксиса, тонкой ручной моторики, графических навыков, ориентировки в пространстве, двигательного, слухового внимания, логического мышления через реализацию авторских сказок, игр, игровых упражнений, новой техники работы с бусами . Это способствует не только повышенной речевой активности, но и усвоению прочных знаний, что в дальнейшем повлияет на качество образования в школе.                      

              Курс авторской  коррекционно - развивающей  программы по преодолению нарушений звукопроизношения «Вижу, слышу и играю- правильно говорю!» включает следующие блоки: 1 блок- диагностический, 2 блок- планирование,  3,4,5 блоки- коррекционные. В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы занятий подготовительного этапа, этапа постановки нарушенных звуков, этапа автоматизации и дифференциации исправленных звуков. В 108 представленных авторских конспектах занятий включены новые педагогические технологии, работа с бусами, подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков посредством авторских сказок, использование авторских игр и практических игровых упражнений в разработанной логопедической тетради для преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников .

           Особенность изучаемого курса состоит в многовариантностью  организационных форм обучения, его развивающего характера и разнообразием методических приёмов, используемых в каждом индивидуальном занятии.  Возрастные особенности детей  5-7 лет  требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему по преодолению нарушений звукопроизношения через реализацию  авторской  коррекционно- развивающей программы предложено большое количество игр и игровых упражнений. Роль авторских игр и игровых упражнений велика. Они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Игровая форма подачи материала позволяет  ребёнку  не просто слушать и повторять, но и  активно работать: выбирать, произносить, вставлять, проводить линии, находить в геометрических фигурах буквы; это помогает более эффективному усвоению материала, позволяет избежать переутомления.

          Программой курса предусмотрено проведение индивидуально коррекционно- развивающих практических занятий по преодолению нарушенных звуков.

         Освоение правильным звукопроизношением через реализацию авторской коррекционно- развивающей  программы предполагает, помимо посещения индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий в разработанной нами логопедической  тетради №2 «Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».В ней представлено 700 упражнений по автоматизации, дифференциации нарушенных звуков и 150 практических заданий на развитие основных фонематических процессов, высших психических функций, мелкой моторики, представлена вариативная форма перспективного планирования.

           В результате изучения курса по преодолению нарушенных звуков через реализацию авторской коррекционно-развивающей  программы «Вижу, слышу и играю - правильно говорю!» дошкольники должны овладеть всеми звуками русского языка, научиться слышать и различать, определять заданный звук в слове, самостоятельно по инструкции выполнять практические упражнения,  работать с использованием схем ( вписать  буквы в кружки, переносить буквы по порядку в домики, ориентируясь на направление стрелок).

            Курс по преодолению нарушений звукопроизношения через реализацию  авторской программы «Вижу, слышу и играю - правильно говорю» зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет как правило, 6 месяцев- с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев- с детьми, имеющими  фонетико –  фонематические нарушения речи, с детьми с общим недоразвитием речи объём часов увеличивается. В зависимости от количества нарушенных звуков  объём  и сроки обучения уменьшается или увеличивается и также зависит от личностных особенностей каждого логопата.

          Изучаемый курс по преодолению нарушений звукопроизношения завершается логопедическим обследованием, где дошкольник  должен показать знания: узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, подбирать и  называть картинки с заданным звуком, отличать один звук от другого, составлять из названных звуков  слог, слово ,  определять количество звуков, слогов, слов. Правильно и чётко произносить все звуки изолированно в слогах, словах, предложениях, скороговорках, связной речи. Усвоение правильного звукопроизношения - необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодоление нарушения звукопроизношения через реализацию авторской  программы с использованием авторских сказок, игр и игровых упражнений окажет неоценимую помощь в подготовке ребёнка к школе.

Занятие № 1

Тема: «Коррекционная работа по постановке звука С».

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие артикуляционного праксиса через подбор и реализацию комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
  2. Развитие зрительного внимания, тонкой ручной моторики, ориентировки в пространстве.
  3. Развитие конструктивного праксиса.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция личности в целом.

Оборудование: зеркало, шпатель, зонды, спирт, вата, артикуляционный профиль, шнурки, бусы синего цвета.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Организационный момент.

Путешествие с лягушкой - Кваквой под музыку.

Упр. № 1 «Наказать непослушный язычок»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживая его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.

Упр. № 2 «Блинчики».

Цель: вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. язык не высовывать далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упр. № 3 «Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. движения языка:

А) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

Б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Упр. № 4 «Желобок», «Лодочка».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10. следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Упр. № 5 «Самосвал».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Упр. «Горка», «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

  1. Упражнение для развития силы и направленности воздушной струи.

   Упр. № 1 «Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середине лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы шеки не надувались.

   Упр. № 2 «Сдуть снежинку».

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую до середины языка.

Рот приоткрыть. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик, размером1х1см и сдуть его. Следить, чтобы шеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук Ф, а не Х.

  1. Основная часть.

Постановка звука.

1. По подражанию:

Язык за нижними резцами, дуть в пузырек, чтобы он «пел».

2. От опорного звука:

А) длительно произносить звук «и», затем подул «ветерок»: и-и-и – исссс.

Б) то же со звука «ф»: ф-ф-ф – сссс.

2. Механический способ:

А) открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить шпатель или спичку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка, губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно.

Б) то же с медленным выниманием спички, или шпателя.

3. Смешанный способ:

А) улыбнись, покажи зубы, высунуть широкий язык, прикуси его зубами, произноси: т-т-т и дуй в пузырек. При удлинении выдоха звук «Т» переходит в звук «С». Нужно спичкой проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводим за зубы.

Б) произносим вначале: и-и-и, затем с-с-с, придерживая кончик языка палочкой (иииисссс).

Межзубный сигматизм.

Необходимо сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук (С). При недостаточно четком произнесении звука (С) можно прибегнуть к механической помощи, шпателем нажать на кончик языка, опустить его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, произносить звук (С) в начале изолированно, а затем в сочетании с гласными, в прямых и обратных слогах.

Губно-зубной парасигматизм.

А) сопоставление и различение на слух звуков (С)-(Ф).

Б) упражнения, что и при отсутствии звука.

В) произносить звук (С) при улыбке и обнаженных зубах. Если не получается, то взрослый придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает ему произнести звук (С). Затем ребенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, произносит звук (С). Когда звук будет получаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными, сначала с механической помощью, затем без нее.

Призубный парасигматизм.

А) те же упражнения, что и при отсутствии звука.

Б) сопоставление и различение на слух звуков (С)-(Т).

В) легким нажимом шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы. Чтобы образовать выход воздуху через межзубную щель.

Г) предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук похожий на межзубный (шепелявый) (С), затем, слегка нажимая шпателем на распластанный язык, на его кончик следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.

Боковой сигматизм.

Работа ведется в несколько этапов:

1. Распластывание языка, осуществляемое после предварительного выполнения упражнений расслабляющего массажа (упражнения «Накажи язык», «Блинчик»).

2. Развитие сильной направленной воздушной струи (дутье на бумажку, в пузырек), следить, чтобы струя строго проходила посередине языка.

3. Упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка».

4. Упражнения для языка «Желобок», «Трубочка из языка».

5. Широкий язык положить на нижнюю губу, улыбнуться, круглой палочкой (толщина палочки такая же, как спичка, но длина в 2 раза больше) надавить на спинку языка для образования канавки, подуть на кончик языка. Контроль ладонью руки. Это же упражнение без палочки, подуть в пузырек.

6. Открыть рот, язык распластать, кончиком языка упереться в нижние резцы. Вдоль средней линии языка положить палочку на спинку языка, губы растянуть в улыбке, зубы сблизить. Нажимая слегка палочкой на спинку языка, подуть, произнося звук (С). Следить за тем, чтобы средняя линия языка совмещалась с серединой нижних резцов и нижней губы. Проделать упражнения без палочки. Закрепить звук (С), делая упражнения «Насос» (дутье в пузырек с узким горлышком). В дальнейшем полученный звук (С) произносить с гласными, проговаривать открытие и закрытие слоги, если без палочки чистый звук долго не получается, можно в начале закрепить звук (С) с палочкой в слогах и в словах.

  1. Игра «Буква С» Пособие «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии.

Цель:

  1. Развитие зрительного внимания.
  2. Развитие тонкой ручной моторики, знакомство с буквой С.
  3. Развитие ориентировки в пространстве.
  4. Развитие конструктивного праксиса.
  5. Закрепление количественного счета.

1 этап.

Нанизывание бусинок на синий шнурок синего цвета, в ходе нанизывания поем звук С.

Из 15 бусинок – 1-й шнурок.

2 этап.

Бусография буквы С по образцу. В ходе нанизывания бус – поем звук (С).

5. Итог занятия.

Анализ основных положений артикуляции изучаемого звука.

Заключительное проговаривание звука (Ч).

Оценка работы ребенка на занятии проводится с положительной направленностью.

Конспект занятия

Занятие № 4

Тема: «Автоматизация звука (С) в слогах со стечением согласных и в словах в середине слова».

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.

                     Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и укрепление речевой моторики.
  2. Закрепление правильного произношения фонемы (С), как изолированно, так и в слогах, словах, предложениях, текстах. Где звук находится в середине слов.
  3. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.

                    Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость, желание найти предметные картинки с заданным звуком самостоятельно.

Оборудование: авторские игры № 41 «Собери бусы»; игра № 51 «Подсолнухи»; зеркало большое, либо маленькие зеркала, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия.

      1. Вводная часть.

 1.1. Организационный момент.

        Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.

Упражнение № 14 стр.25 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

«Чистим зубки», «Месим тесто», «Качели», «Дудочка», «Заборчик», «Киска». «Часики».

  1. Упражнения для формирования навыков носового дыхания.

Вдох широко открытым ртом, выдох носом; через две ноздри, одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Вдох носом, выдох через нос толчками; через две ноздри, одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание, выдох длительный, можно сочетать со звуком а-а-а-а).

Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

         

  1.3. Упражнения для кисти и пальцев рук № 18 стр.27.

а) сжимание пальцев в кулаки и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди), вверху или в стороны.

б) надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.

в) вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.

       2. Основная часть.

Произнеси на одном выдохе звук С-С-С.

Упражнение № 38 стр.36 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Произносите каждую строку на одном выдохе.

1 слог на выдохе

2 слога на выдохе

3 слога на выдохе

  1. С – ТА
  2. С – ТЫ
  3. С – ТЭ
  4. С – ТО

  1. СТА– СТА
  2. СТЫ– СТЫ
  3. СТЭ – СТЭ
  4. СТО – СТО
  1. СТА–СТА– СТА
  2. СТЫ–СТЫ– СТЫ
  3. СТЭ– СТЭ – СТЭ
  4. СТО–СТО – СТО

 

 

4 слога на выдохе

  1. СТА – СТА – СТА – СТА
  2. СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ  
  3. СТЭ – СТЭ – СТЭ – СТЭ  
  4. СТО – СТО – СТО – СТО  

Произносить СКА, СКЫ, СКЭ, СКО, СКУ.

  1. Упражнение № 48,49 стр.38 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

       Цель: Отработка правильной артикуляции звука (С) в словах со стечением согласных СТА – СТО – СТУ – СТО; СКА – СКО – СКУ – СКЫ. Каждое слово произносите на одном плавном выдохе; следите за правильностью, четкостью артикуляции и ударением.

  1. СТАН
  2. СТАЛЬ
  3. СТА-Я
  4. СТА-ДО
  5. СТАЙ-КА
  6. СТА-НОК
  7. СТА-КАН
  8. СТА-ВИТЬ
  9. СТА-ТЬЯ

  1. СТУК
  2. СТУЛ
  3. СТУ-ПА
  4. СТУ-ПАТЬ
  5. СТУ-ДЕНЬ
  6. СТУП-КА
  7. СТУ-ПЕНЬ-КИ
  8. ПАС-ТУХ
  9. ВЫ-СТУП

  1. СТЫД
  2. СТЫНУТЬ
  3. АИСТЫ
  4. МОСТЫ
  5. КУСТЫ
  6. ХВОСТЫ

   

  1. СТА-ВНИ
  2. ПА-СТА
  3. ДО-СТАТЬ
  4. СТА-ДИ-ОН
  5. ВЫ-СТАВ-КА
  6. КА-ПУ-СТА
  7. ПРИ- СТА-ВИТЬ*
  8.  ПРИ-СТАНЬ

  1. ПУ-СТО
  2. ТЕ-СТО
  3. ГУ-СТО
  4. ПУ-СТОЙ
  5. ПО-СТОЙ

НА-СТОЙ-КА

СКА – СКО – СКУ

  1. СКАТ
  2. КАСКА
  3. МАСКА
  4. КИСКА
  1. МИСКА
  2. ДОСКА
  3. ПУСКАТЬ
  4. СКАКУН
  1. СКАМЕЙКА
  2. СКАЛА*
  3. СКАЛКА*
  4. СКАТЕРТЬ*

  1. КОЛБАСКА*
  2. ПОЛОСКА*
  3. КРАСКА*
  4. ЛЫСКА*
  1. СКУ-КА
  2. СКУ-ЛЫ
  3. СКУ-ПАТЬ
  4. СКОБ-КА

         

4. Игровое упражнение «Запомни и повтори по 4 слова»

КИСКА – МАСКА – КАСКА – МИСКА

МАСКА – КАСКА – МИСКА – КИСКА

КАСКА – МИСКА – КИСКА – МАСКА

МИСКА – КИСКА – МАСКА – КАСКА

        5. Авторская игра № 41 «Собери бусы» Практический материал по формированию фонетико-фонематической стороны речи детей 5-7 лет.

Цель игры:

  1. Автоматизация звука (С) в словах со стечением согласных.
  2. Развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, вставленные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны 2 отверстия.

Ход игры: В подарок своему другу необходимо выбрать только те бусинки, в  которые вставлены предметные картинки, где слышится звук (С). Лишние бусинки, где нет этого звука, отложить в сторону.

Предметные картинки: каска, маска, киска, миска, доска, скамейка, скала и др.

         6. Авторская игра № 51 «Подсолнухи» Практический материал по формированию фонетико-фонематической стороны речи детей 5-7 лет.

Цель игры:

  1. Закрепить правильное произношение звука (С) в словах со стечением согласных.
  2. Развитие фонематического восприятия, мышления.
  3. Развивать конструктивный праксис.

Материал: Нарисован подсолнух, а середина пустая. Середина в виде круга разделена на восемь треугольников, а к ним 8 черных треугольников (это семечки), в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком, 4 треугольника, где заданного звука нет.

Предметные картинки: стакан, станок, стул, ступеньки, пастух, ставни, стадион, кусты и др.

          7. Игровое упражнение № 55 стр.38 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Автоматизация звука (С) в предложениях, состоящих из двух-семи слов со слогами. Произносите каждое предложение на одном удлиненном, плавном выдохе, следя за мягкой атакой голоса и четкостью артикуляции.

  1. Стакан стынет.
  2. Тесто густое.
  3. Собака ест мясо.
  4. Летит стая уток.
  5. Мы видим аистов.
  6. Саня стоит на посту.
  1. В миске капуста.
  2. Сане купили маску.
  3. Соня искусана осами.
  4. Сосны стоят на скале.
  5. В пустыне сухой песок.
  6. В кустах кто-то пискнул.

          8. Игровое упражнение № 73 стр.41 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

             Цель: Развитие темпо-ритмической характеристики: изменяйте темп речи – декларируйте скороговорки медленно, затем в среднем темпе и, наконец, в быстром.

На столе густое тесто.

Замесим с мамой вместе.

Будем скалкой мы катать.

Киска будет наблюдать.

Стайку уток не достать,

Пустота везде опять,

И с кустов упал листок

Под скамейку, возле ног.

        9. Игровое упражнение № 94 стр.49 «Расположи картинки на кирпичиках дома» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Инструкция: Проведи линии-дорожки (вставь картинки со слогами СТА-СТО-СТУ-СТЫ) в «кирпичики» дома, лишние картинки зачеркнуть.

10. Упражнение «Пересказ», «Кисточка».

   Соня остановилась возле окна. За окном на ступеньки падал снег. Во дворе бегала киска. Она стучала хвостом по скамейке, а потом выглядывала из-за кустов. Соня достала кисточку и стала рисовать.

Вопросы:

  1. Кто остановился у окна?
  2. Куда падал снег?
  1. Кто бегал во дворе?
  2. Что она делала?
  3. Что достала Соня?

       11. Игровое упражнение № 82 стр.44 «Слово рассыпалось».

Цель: Развитие зрительного внимания, графических навыков; закрепить знание букв.

Инструкция: Посмотри на картинку. В пустых клетках запиши название из рассыпанных букв:

СОАСК (СОСКА)

12. Заключительный этап.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Занятие № 1

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
  2. Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Основная часть

Логопедическая сказка «Сказка про лягушку Любу».

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Ль).

В далекой-далекой стране жила была на болоте семья необыкновенных лягушек. Они любили петь интересные песни:  ля-ля-ля, лю-лю-лю, ли-ли-ли, ле-ле-ле. В этом болоте, ни одна семья не пела таких задушевных песен.

В один солнечный, безоблачный день у них появилась маленькая дочурка. Родители сразу назвали ее Любой. Так на болоте появилась маленькая лягушка – Люба. Только вот беда: она не умела петь, как члены ее семьи. Когда ее спрашивали другие лягушки, как ее зовут, она тихо отвечала «Ягушка Юба». Все сразу начинали квакать и хохотать. Тогда лягушка-Люба решила во чтобы ей это ни стало научиться произносить этот звук.

Она говорила про себя: «Я зеленая, как все нормальные лягушки, зеленая, я научусь петь» - но это не помогало. Она мечтала, что совершится чудо, и в одно прекрасное утро она проснется самой лучшей певицей, но чудо не совершалось.

Однажды с лягушкой Любой случилось необыкновенная история (правда, она не могла  вспомнить, как это произошло: то ли она побывала в волшебной стране, то ли ей приснился чудесный сон). Повстречалась лягушка-Люба с двумя индюшками.

Ходят по двору подружки-

Две болтливые игрушки.

                     

Долго наблюдала за ними лягушка Люба, что почти научилась так произносить бл-бл-бл. Вдруг она увидела Малыша Леню, он наливал водичку в бочку, надувал он сильно щечки.

                           

Лягушка-Люба попыталась повторить за ним и у нее получилось. Вдруг она встретила маленькую девочку Люду. Собирала она без спешки, словно белочка орешки.

                             

Лягушка-Люба попробовала повторить движения за Любой и у нее получилось. От радости она поскакала дальше. Смотрит ребятишки на качелях вдруг катались, и друг другу улыбались!

                           

Прыгнула лягушка на качели и полетела вверх-вниз вместе с детьми. Увидела девочку, которая пела песенку «лопаткой ямку я копаю, цветы иголкой вышиваю».

                             

Лягушка-Люба попыталась выполнить и это упражнение. Вдруг она увидела, как Юля бублик быстро съела, земляничку захотела.

                             

Лягушка-Люба услышала, чей то голосок. Быстро по реке плывет, и гудит наш пароход – ы-ы-ы-ы!

                   

Лягушка-Люба повторила и эту песню. Вдруг она услышала песню сверху. Это летел маленький самолетик и пел ль-ль-ль.

Каждый день лягушка-Люба повторяла упражнения, которые ей приснились, так прошло более месяца. На болоте все услышали новый голосок:  ль-ль-ль. Это пела маленькая лягушка-Люба. Родители ей купили пианино, и она каждый день играла пальчиками.

  1. Массаж  пальцев, пальчиковая  гимнастика, динамическая  пауза.

                стр.                  упр.

  1. Лексико-грамматические упражнения
  1. Ирг. Упр. «Назови  ласково»  стр.             упр.
  2. Ирг. Упр. «Подбери  к каждой предметной  картинке три  признака. Какой? Какая? Какие?»  стр.              упр.
  3. Игр. Упр. «Назови к предмету три  действия»  стр.          упр.
  4. Ирг. Упр. «Еще»  стр.                      упр.
  1. Работа  над  звуко-слоговой стороной  слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи  медленно».
  2. Связная  речь. Пересказ  «                                   »    стр.                  упр.  
  1. Составление  рассказа  по  картинкам.

                                        «                                                                             »                            

  1. Игры  и игровые  упражнения  на  развитие ВПФ  и  мелкой  моторики.
  1. Игра «Соедини  по  точкам» стр.                упр.
  2. Игра  «Четвертый  лишний»  стр.               упр.
  3. Игра «Лабиринт»                   стр.                упр.
  1. Итог  занятия    9. Оценка  работы  ребенка  проводится  с  положительной  психологической  направленностью

Конспект занятия

Занятие № 1

Тема: «Коррекционная работа по постановке звука Ль».

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков различными способами (по подражанию, от опорного звука, смешанным, механическим способами).

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие артикуляционного праксиса через подбор и реализацию комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
  2. Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, фонематического слуха.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция личности в целом.
  2. Вызвать интерес к занятиям и желание в них включиться.

Оборудование: зеркало, шпатель, зонды, спирт, вата, артикуляционный профиль, игрушка-Динозаврик, сигнальные круги.

                Ход занятия.

1. Вводная часть

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика под музыку с Динозавриком.

Упр. «Улыбочка». Цель: развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Упр. «Дудочка». Цель: развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Упр. «Иголочка». Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка всунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Упр. «Парус». Цель: растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. упражнение повторять 2-3 раза.

Упр. «Покусывание кончика языка». Цель: активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика зыка производится 8-10 раз.

Упр. № 20 «Качели». Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.

Упр. № 21 «Катание шарика». Цель: укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между зубами и губами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

Упр. № 22 «Часики». Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения 20с.

Упр. № 26 «Змейка». Цель: развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунут вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать вглубь рта. Движения языка производятся в медленно темпе и выполняются 5-6 раз.

Упр. № 27 «Настроение». Цель: вырабатывать подвижность губ. Губы растянуты в улыбке. зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т.е. хорошим настроение.

2. Упражнение для формирования навыков носового дыхания № 28 стр.34 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

№ 1. Погладить нос от кончика вверх средними пальцами – вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям – выдох.

№ 2. Широко открыть рот и подышать носом.

№ 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.

№ 4 . Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать).

№ 5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

№ 6. Вдох широко открытым ртом, выдох – носом; через две ноздри одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

3. Анализ артикуляции по плану.

Уклад органов артикуляции:

   При Л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами – 2-4мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Передне-средняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивая назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края зыка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

Артикуляция мягкого Ль отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

4. Основной этап.

Постановка.

Мягкий звук (Ль) легко ставится от йотированных гласных (Е, Ё, Ю, Я), т.к. артикуляция их сходна. Логопед предлагает ребенку произносить йотированные Е, Ё, Ю, Я, в этом время зондом № 5 поднимает язык вверх, слышится (ЛЕ), (ЛЁ), (ЛЮ), (ЛЯ). Потом ребенок делает это упражнение самостоятельно. Закрепление полученного мягкого звука можно начинать с применения механической помощи (зонда № 5), впоследствии применение механической помощи становится ненужным. Закрепление мягкого (Ль) надо начинать с прямых слогов, после этого можно переходить к обратным слогам (АЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ, ЫЛЬ).

5. Игровое упражнение «Сигнальщики».

Цель: Развитие фонематического слуха.

Инструкция: Подними сигнальный зеленый круг, если услышишь звук (Ль).

А) в ряду звуков: Рь, Ль, Щ, Р, Л, Рь, Ль.

Б) в ряду звуков: ЛЯ, РЯ, СА, РЮ, РИ, ЛИ, ЛЁ.

6. Игра «Веселая девочка Лида» Пособие «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии».

Цель:

  1. Развитие зрительного внимания.
  2. Развитие артикуляционной тонкой ручной моторки.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие ориентировки в пространстве.
  5. Закрепление количественного счета.

1 этап (нанизывание бус).

1-я линия – 13 бусинок красного цвета (голова).

2-я линия – 38 маленьких бусинок зеленого цвета платья.

3-я линия – 19 маленьких разноцветных бусинок 1-я косичка.

4-я линия – 15 маленьких разноцветных бусинок 2-я косичка.

7. Итог занятия.

Анализ основных положений артикуляции изучаемого звука.

Заключительное проговаривание звука .

Оценка работы ребенка на занятии проводится с положительной направленностью.

 

Конспект занятия

Занятие № 1

Тема: «Автоматизация звука (Ль) в прямых слогах, словах в начале слова».

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление знаний о механизме оборудования звука, его акустических особенностях.

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и укрепление речевой моторики.
  2. Закрепление правильного произношения фонемы (Ль) в изолированном виде, в слогах, словах, скороговорках, связной речи.
  3. Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, графических навыков.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция личности в целом.

Оборудование: авторские игры № 33 «Построй домик»; игра № 11 «Волшебная карета для Золушки»»; зеркало, предметные картинки, логопедическая тетрадь.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Организационный момент. Игра «В гостях у Динозаврика».

   1.1. Артикуляционная разминка.

Вместе с Динозавриком плывем на пароходе.

  1. Упр. «Пароход». Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук (Ы) «как гудит пароход». Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук (Ы) не переходил в (И), губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Вместе с Динозавриком учимся петь песню индюка.

  1. Упр. «Индюк». Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед – назад.

Вместе с Динозавриком катаемся на качелях.

  1. Упр. «Качели-2». Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить меду верхней губой и нижними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не слушался, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

   1.2. Характеристика звука (смотреть конспект 2).

   1.3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

   Упражнение № 7 стр.161 «Ладошки» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

И.п.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладоши зрителю» - «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки.

   1.4. Пальчиковая разминка упр. № 9 стр.163 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

   Упр. «Очки»

Бабушка очки одела

И внучонка разглядела.

Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки.

   Упр. «Колокольчик»

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им шевелит.

2. Основная часть.

Произнеси звук ль-ль-ль на одном выдохе.

Упражнение № 13 стр.165 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Автоматизация согласного звука (Ль) в прямых слогах. Пропевайте два открытых слога на одном удлиненном, плавном выдохе, выделяя голосом ударный слог (сначала первый, затем второй). Следите за правильностью дыхания, мягкой атакой голоса и четкостью артикуляции.

  1. ЛЕ – ЛИ
  2. ЛЕ – ЛЮ
  3. ЛЕ – ЛЯ
  4. ЛЕ – ЛЁ
  1. ЛЁ – ЛИ
  2. ЛЁ – ЛЮ
  3. ЛЁ – ЛЯ
  4. ЛЁ – ЛЕ
  1. ЛЮ – ЛИ
  2. ЛЮ – ЛЁ
  3. ЛЮ – ЛЯ
  4. ЛЮ – ЛЕ
  1. ЛИ – ЛЕ
  2. ЛИ – ЛЁ
  3. ЛИ – ЛЯ
  4. ЛИ – ЛЮ

3. Упражнение № 58 стр.179  Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Автоматизация согласного звука (Ль) в прямых слогах с изменением ударения.

  1. ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ
  2. ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ
  3. ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ
  1. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ
  2. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ
  3. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ
  1. ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ
  2. ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ
  3. ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ

4. Упражнение № 59 стр.179 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Автоматизация звука (Ль) в прямых слогах с изменением ритмического рисунка (повтори сразу 2+3 слога).

  1. ЛЕ-ЛЕ – ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ
  2. ЛИ-ЛИ – ЛИ-ЛИ-ЛИ
  3. ЛЯ-ЛЯ – ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
  4. ЛЮ-ЛЮ – ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
  1. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – ЛЕ-ЛЕ
  2. ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИ-ЛИ
  3. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – ЛЯ-ЛЯ
  4. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ – ЛЮ-ЛЮ

5. Упражнение № 64 стр.180 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Отработка правильной артикуляции звука (Ль) в словах с предварительным троекратным проговариванием прямого слога.

  1. ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИПА
  2. ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИДА
  3. ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИНИЯ
  1. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – ЛЕНТА
  2. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – ЛЕЙКА
  3. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – ЛЕНА

6. Авторская игра № 33 «Построй домик» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.

Цель:

  1. Закрепить правильное произношение звука (Ч) в словах со стечением согласных.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания.

Материал: 18 кирпичиков 10х15см, в которые вставлены предметные картинки, в названии которых слышится звук (Ч). В четырех кирпичиках нет этого звука. Может быть использован образец строительства дома.

Инструкция: Необходимо оказать помочь любому герою в постройке дома. Кирпичики выбирать внимательно (только кирпичики, где слышится звук (Ч)).

7. Авторская игра № 11 «Волшебная карета для Золушки» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.

Цель:

  1. Автоматизация звука (Л) в начале слова.
  2. Развивать фонематическое восприятие.

Инструкция: Королева  пригласила  на бал  Золушку. А Золушка  решила, прежде  чем  ехать  на бал, украсить  свою  карету. Она  захотела  нарисовать  на ней  картинки, в которых  слышится  звук (Л)  в  начале  слова. Нарисовала  она  картинки  и  положила  на  стол. Поднялся  сильный  ветерок   и  смешал  их  с другими  картинками, где  нет  этого  звука. Давайте  поможем   Золушке быстро их найти.  

Предметные картинки: лодка, ландыш, лук, лото, лопата  и т.д., и другие  картинки, где  нет  звука (Л).

8. Упражнение № 71 стр.181 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Автоматизация звука (Ль) в скороговорках. Темп речи желательно изменить, скороговорки декламируются медленно, в среднем темпе, быстро (с соблюдением интонации и логического ударения).

Любит львица, любит лев,

Любят львята, львиный зев.

Словно львы, цветы зевают.

Их из лейки поливают.

9. Игровое упражнение «Посчитай» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

1. «2-7-9» - два лифта, семь лифтов, девять лифтов.

2. «10-8-2» - десять лент, восемь лент, две ленты.

3. «10-7-2» - десять львов, семь львов, два льва.

4. «10-7-2-1» - десять лебедей, семь лебедей, два лебедя, один лебедь.

5. «2-7-8-10» - две линии, семь линий, восемь линий, десять линий.

10. Игровое упражнение «Сигнальщики» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие фонематического восприятия, речевого слуха.

Инструкция: Подними зеленый сигнальный круг, когда услышишь звук (Ль): мед, лед, вес, лес, тюк, пень, лень, печь, лечь, песок, лесок, вещь, лещ, даль, дай, моль, мой.

11. Игровое упражнение «Измени по образцу».

  1. У Люси лев. Это Люсин лев.
  2. У Люды лебедь. Это Людин лебедь.
  3. У Левы леска. Это Левина леска.
  4. У Лиды лейка. Это Лидина лейка.
  5. У Лены лента. Это Ленина лента.

12. Игровое упражнение № 86 стр.186 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания.

Инструкция: Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зеленым – мягкие согласные звуки, красным – гласные звуки.

К

С

К

З

К

С

К

З

                   ЛИПА                               ЛИФТ

13. Запись печатными буквами слов под диктовку, чтение.

14. Заключительный этап.

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вижу,слышу и играю -правильно говорю""

Статья из авторского методического пособия...

Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по преодолению нарушений звукопроизношения

Серия занятий по теме: Звук[ л] Цель: сформировать умения и навыки правильного звукопроизношения через различные виды речевой деятельности....

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Помощь родителей ребенку в преодолении нарушений звукопроизношения.

Помощь  родителей ребенку в  преодолении  нарушений  звукопроизношения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нарушение звукопроизношения и их преодоление у младших школьников» разработана на основе примерной программы нарушения устной речи и их преодоления у младших школьников «Л...

Семинар-практикум для родителей по профилактике нарушений звукопроизношения «Учимся говорить правильно»

Семинар-практикум направлен на повышение компетентности и знаний родителей по профилактике нарушений звукопроизношения....