Из опыта работы учителя биологии Матвеевой И В.
материал по биологии (5 класс) на тему

Матвеева Ирина Васильевна
Требования к современному уроку по ФГОС: 1.Урок обязан иметь личностно- ориентированный, индивидуальный характер 2.В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. 3.Осуществляется практический , деятельностный подход. 4.Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий : личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. 5.Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя- помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы учителя биологии Матвеевой Ирины Васильевны Технология развития критического мышления на уроках биологии в лицее № 66 г. Липецка

Слайд 2

История технологии «развития критического мышления» Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил , К. Мередит , Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Например, А.П.Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, ЛОО достигает уровня технологической проработки метода.

Слайд 3

Что такое технология «критического мышления»? Критическое мышление»- обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление»- новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового. «Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Слайд 4

Цели технологии «развития критического мышления» - Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность , осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. - Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность , коммуникативность , креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. - Развитие аналитического, критического мышления.

Слайд 5

Структура урока в концепции «развития критического мышления». I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 6

Фаза -вызов( биология 5 класс) 1.Урок «Среды обитания живых организмов» На какие царства природы подразделяются все живые организмы на Земле? Какие общие свойства их объединяют? А условия жизни у всех живых организмов общие или нет? Где могут обитать живые организмы? Ответы: В почве, в воде, в воздухе, на земле…. Сложим пазлы и определим тему урока. ( открываем по ссылке программу https://learningapps.org, определяем какой организм в какой среде обитает, обучающиеся аргументируют свои ответы, открывается видео Инфоурока «Среды жизни организмов») http://LearningApps.org/watch?v=pq5iqqhp501

Слайд 7

Фаза-Вызов 2.Урок «Увеличительные приборы». Для определения темы предложен текст по которому необходимо определить о каком приборе идёт речь. ( В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. )

Слайд 8

Приём «кластер»

Слайд 9

Фаза- Осмысление 1. Сформулируйте тему урока. «Среда обитания организмов» - Что такое среда обитания? Найдём на стр. 16. Прочитаем до части « ВОДА» - как можно обобщить информацию полученную вами из видеоролика? ( составить таблицу) - Какие названия колонок вы можете предложить? название среды обитания. особенности условий в этой среде приспособленность организмов к этой среде. примеры организмов.

Слайд 10

Фаза- Осмысление 1. Первую часть читаем вслух вместе. Отвечаем на поставленные вопросы таблицы и в тексте помечаем карандашом символами. Затем заполняем таблицу. 2. Далее читают самостоятельно часть «Наземно-воздушная среда», часть « Почва», часть « Тела многих организмов». Разбив на смысловые части, заполняя таблицу, необходимо всё обобщить и сделать в конце таблицы. Вывод.

Слайд 11

Фаза-осмысление 2.Урок « Бактерии, строение и жизнедеятельность.» Работа с текстовой информацией 1 . Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте текст. 3. Назовите его. Составьте план текста. 1 группа - Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. - Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные. 2 группа - Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. - Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

Слайд 12

Фаза-рефлексия 1.Урок бактерии Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4. Структурирует материал в виде схемы (кластера)

Слайд 13

Фаза -рефлексии 2.Продолжите предложения: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. я научился… 4. теперь я могу..... 5. мне захотелось ..... 3.Синквейн: Ядро Большое, двумембранное Регулирует, контролирует, передает Клетке без ядра – и не туда, и не сюда! Голова ! 4.Составление рассказа по синквейну : Клетка Эукариотическая , прокариотическая Делится, размножается, обновляется Клетка – элементарная частица живой материи Жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита опыта работы учителя биологии

Содержит информацию о применение педогагических технологии...

Из описания опыта работы учителя биологии высшей категории Н.Н.Авериной:Технология модерации на уроках биологии.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...